Владимир Ашкенази

Петр Вайль: Человек дня Радио Свобода 22-го октября – знаменитый пианист и дирижер Владимир Ашкенази. Сегодня Лондонский Королевский симфонический оркестр под управлением Ашкенази дал концерт в Большом зале Московской Консерватории. Это первый концерт прославленного оркестра в России с того момента, как его возглавил Владимир Ашкенази.

Владимир Ашкенази родился в 37-м году в Нижнем Новгороде. Выпускник Московской консерватории. В 58-м году переехал в США, в 63-м – в Великобританию. В середине 70-х начал карьеру дирижера. С 87-го - главный дирижер и художественный руководитель Лондонского Королевского симфонического оркестра. Лауреат многих международных наград, среди которых - премии Международных конкурсов имени королевы Елизаветы в Брюсселе, имени Чайковского в Москве.

О Человеке дня Радио Свобода говорит наш обозреватель Марина Тимашева.

Марина Тимашева: Владимир Ашкенази, прямо скажем, нечасто возвращается в Россию, из которой вынужден был уехать из-за брака с гражданкой Исландии. Браком Владимир Ашкенази, судя по всему, дорожит до сих пор, в нем рождены пятеро его детей, из которых двое - музыканты: пианист и кларнетист. Но дорожит Маэстро и тем, что было в его жизни до эмиграции - московской Консерваторией и учителями, в первую очередь. С другой стороны, всяких мучений он тоже не забыл и, кажется, не собирается прощать ни отдельных людей, которые шантажировали его неподобающим браком, ни режима, как такового. Во всяком случае, в ближайших планах Ашкенази лондонские выступления с программой "Сталин- Шостакович-Прокофьев", в которую Маэстро включил много произведений - и тех, которые были написаны под давлением власти и тех, которые были написаны вопреки ей. Иными словами, Владимир Ашкенази не из тех, что прячутся в музыку, защищая себя от реальной жизни. Он полагает, что старшим надо напоминать, а младшим - рассказывать о том, что происходило в стране и ее истории. Как только у Ашкенази, прожившего за рубежом с 1963 по 1989 год, появилась возможность приехать на Родину, он это сделал. Причем, появился не в столице, а там, где не бывал и прежде. Во Владивостоке, Иркутске, Хабаровске, Нижнем Новгороде он играл благотворительный концерты и наблюдал за людьми. Как большинство его коллег, Владимир Ашкенази полагает, что сознание определяет бытие, что проблемы России связаны в первую очередь не с экономикой, а с психологией людей, которую невозможно поменять быстро. Владимир Ашкенази не занимается педагогической деятельностью, потому что ему не хватает времени, но, например, полюбившемуся ему на Международном конкурсе имени Рахманинова чешскому музыканту, он давал уроки. Штрих к портрету: Ашкенази называет это не уроками, в обменом опытом. Человек он вовсе не высокомерный и довольно самокритичный, и свои первые опыты за дирижерским пультом оценивает крайне жестко. Владимир Ашкенази говорит с сильным акцентом и использует английские идиомы вместо русских. Объясняя, почему в программу московского концерта он включил симфоническую балладу "Воевода" Чайковского, сказал, что старался выбрать недлинное сочинение, ведь нет нужды "привозить свой уголь в Нью-Кастл". А когда его спросили, деспотичный ли он дирижер, не понял слова "деспот". Похоже, не понял еще и потому, что такой черты действительно нет ни в его характере, ни в его дирижерской практике.