Йенн Мартель

Петр Вайль: Человек дня Радио Свобода 23-го октября – канадский писатель Йенн Мартель, удостоенный литературной премии Букера за книгу "Жизнь Пи".

Йенн Мартель родился в 63-м году в Испании в семье канадского дипломата. Живет в Монреале. Детство и юность вместе с отцом провел в путешествия. После окончания философского факультета университета города Трент в Канаде работал садовником, охранником, мойщиком посуды, затем решил стать писателем. Написал три книги, за которые был удостоен нескольких литературных премий Канады.

О Человеке дня Радио Свобода говорит наш лондонский корреспондент Наталья Голицына.

Наталья Голицына: Герой романа, удостоенного Букеровской премии, 16-летний индийский мальчик Пи одновременно исповедует три религии – католицизм, ислам и индуизм. В этом, как в зеркале, отразилась личность и мировоззрение самого Яна Мартеля. Философ по образованию он осмыслял жизнь во время своих бесконечных странствий по миру. После родной Испании он жил на Аляске, в Канаде, Коста-Рике, Франции, Мексике, пока окончательно – окончательно ли? – не поселился в Монреале.

Свой мировоззренческий глобализм и духовные искания Мартель попытался прояснить, а возможно, просто осознать во время работы над последним романом.

В авторском предисловии к нему говорится, что это произведение магического реализма. Однако «Жизнь Пи» более всего напоминает смесь приключенческого романа и аллегорической притчи. В нем повествуется о том, как спасшийся после кораблекрушения Пи Патель оказался в одной шлюпке с дикими животными, которых перевозили из Индии в Америку. Говоря словами героя романа, Мартель стремится «превратить чудо в ежедневную рутину». Шлюпка, в которой Пи и его животные бороздят океан, становится символом и одновременно фантастической параллелью реальной земной жизни.

По сути дела эта шлюпка, подобно Ноеву ковчегу, становится прообразом жизни на Земле. Поэтому неслучайно, что зоосад играет роль важнейшего символа в романе. Зоосад, как и сама жизнь, убеждён Мартель, сохраняет иллюзию свободы, лежащую за их пределами. В своей магической прозе писатель соединяет религию и науку, существующие в нашей действительности лишь параллельно. По его собственным словам, он стремится с научной точностью так вывернуть и отжать жизненную реальность, чтобы получить в остатке ее подлинную сущность.