Владимир Шпидла

Ведущий программы "Темы дня" Петр Вайль: Человек дня Радио Свобода 17 июня - Владимир Шпидла, лидер чешских социал-демократов, которые одержали победу на парламентских выборах. Таким образом Шпидла станет новым премьер-министром Чехии. Владимир Шпидла родился в 1951-м году в Праге. Окончил факультет изящных искусств Карлова университета, один из основателей Социал-демократической партии, министр труда и социальной защиты в правительстве Милоша Земана, после добровольной отставки Земана с поста председателя партии в 2001-м году возглавил ее. Женат, имеет четверых детей. Человека дня Радио Свобода представляет мой коллега Андрей Шарый:

Андрей Шарый: С появлением Владимира Шпидлы на посту премьер-министра чешская политика ярче не станет. Эта политика станет, скорее всего, еще более определенной, еще более взвешенной и осторожной, Чехия окончательно вольется в западно-европейскую семью, и опасения по поводу повторения российской политической или экономической экспансии, наконец, растворятся в этой фамильной идиллии. На посту премьера Шпидла - образцовый партбюрократ, человек без пороков и излишеств, примерный семьянин, тихоня в тонких очках, но, увы, лишенный харизмы и полета вождя, заменит Милоша Земана, который на фоне своего сменщика выглядит словно из бревна вытесанным. Грубый до хамства с оппонентами и журналистами Земан, однако, за четыре года своего правления сумел приблизить Чехию к золотой мечте местных либералов - вступлению в ЕС, не отобрав у широких слоев населения надежды на то, что эта интеграция не ударит среднего чеха по карману и не отберет у него право называть и считать себя чехом.

В ХХ веке чешская земля подарила истории двух политиков мирового класса - звезду "бархатной революции" Вацлава Гавела и первого президента Чехословакии Томаша Масарика. Масарик считал, а Гавел его в этой мысли горячо поддерживает, что главной дилеммой национальной политики был и остается выбор одного из двух вариантов общественного развития. Как Москва вечно топчется на перекрестке европейской и азиатской дорог, так и Прага не знает какой путь выбрать, так называемый мало-чешский, или велико-чешский. Первый - чреватая изоляционизмом концепция исключительной охраны интересов и традиций малого европейского народа. Вторая - идеология открытости миру, при реализации которой узко понимаемые национальные интересы жертвуют в пользу общеевропейского, скажем, дела. Чехов и теперь не перестает мучить этот выбор. Именно поэтому вступление в НАТО и ЕС далеко не все граждане страны считают само собой разумеющимся благом для отечества. Парадокс в том, что не крылатым мыслителям Масарику и Гавелу, а вполне приземленному, будничному, что ли, партийцу-социалисту Владимиру Шпидле предстоит переводить эту теоретическую судьбоносную дискуссию на язык политической практики.