Ведущий программы "Темы дня" Петр Вайль: Человек дня Радио Свобода 21 июня - американская певица Бритни Спирс, возглавившая ежегодный список самых влиятельных людей планеты, опубликованный американским журналом "Форбс". Бритни Спирс родилась в 1981-м году в Кенвуде, штат Луизиана. Музыкальную карьеру начала в студии Уолта Диснея. Сольный дебют состоялся в 1998-м, тогда же вышел первый альбом. Через два года на церемонии вручения наград "MTV" победила в четырех номинациях. О человеке дня Радио Свобода говорит мой коллега Александр Генис:
Александр Генис: Девочка пела в церковном хоре - так можно было бы открыть биографию Бритни Спирс, которая именно так начала свою музыкальную карьеру, когда ей было всего четыре года. То, что было потом, знают все - школьные спектакли, детские роли в музыкальном театре, песни, альбомы, концерты и нечеловеческая слава. Человеческой ее не назовешь, потому что Бритни Спирс - синтетический продукт, гомункулус, выращенный в постмодернистской пробирке. Она не герой, а персонаж массового искусства, как кукла Барби, стертая, невыявленная индивидуальность певицы в сочетании с никакими песнями создает идеальную ситуацию для коммерческих манипуляций. Безумный успех Бритни только подчеркивает подспудную демократическую посылку рекламной кампании. Нам говорят, что на месте этой бесспорной красавицы может быть кто угодно. В этом смысле самая популярная личность в Америке напоминает любимую уловку фотографов - фанерную фигуру с дыркой для головы. Это нехитрое устройство безотказно работает, во всяком случае, для той тинейджеровской аудитории, которая является массовым потребителем своего кумира. Во всем этом нет ничего нового. В сущности Бритни Спирс - поп-версия героев подростковой литературы. Вспомним, что в любимых книгах нашего детства, будь-то "Пятнадцатилетний капитан" или "Остров сокровищ" главная роль отведена ребенку. Безропотно принимая приключенческую условность, мы не задаемся элементарным вопросом: почему только совсем юный неопытный, ничего толком не умеющий герой и способен справиться с трудностями, непреодолимыми для взрослых. На этот вопрос нет вразумительного ответа, потому что он не заложен в самой психологии жанра, призванного лечить естественную, но мучительную неуверенность ребенка в себе. Каждый из нас, страдая от травм переходного периода, мечтал перепрыгнуть в светлое, взрослое будущее, завоевав мир разом и без усилий, по мановению волшебной палочки. Эту неизбежную, хоть и не безобидную мечту Америка доверила воплотить Бритни Спирс - Гарри Поттеру музыкальной сцены.
Александр Генис: Девочка пела в церковном хоре - так можно было бы открыть биографию Бритни Спирс, которая именно так начала свою музыкальную карьеру, когда ей было всего четыре года. То, что было потом, знают все - школьные спектакли, детские роли в музыкальном театре, песни, альбомы, концерты и нечеловеческая слава. Человеческой ее не назовешь, потому что Бритни Спирс - синтетический продукт, гомункулус, выращенный в постмодернистской пробирке. Она не герой, а персонаж массового искусства, как кукла Барби, стертая, невыявленная индивидуальность певицы в сочетании с никакими песнями создает идеальную ситуацию для коммерческих манипуляций. Безумный успех Бритни только подчеркивает подспудную демократическую посылку рекламной кампании. Нам говорят, что на месте этой бесспорной красавицы может быть кто угодно. В этом смысле самая популярная личность в Америке напоминает любимую уловку фотографов - фанерную фигуру с дыркой для головы. Это нехитрое устройство безотказно работает, во всяком случае, для той тинейджеровской аудитории, которая является массовым потребителем своего кумира. Во всем этом нет ничего нового. В сущности Бритни Спирс - поп-версия героев подростковой литературы. Вспомним, что в любимых книгах нашего детства, будь-то "Пятнадцатилетний капитан" или "Остров сокровищ" главная роль отведена ребенку. Безропотно принимая приключенческую условность, мы не задаемся элементарным вопросом: почему только совсем юный неопытный, ничего толком не умеющий герой и способен справиться с трудностями, непреодолимыми для взрослых. На этот вопрос нет вразумительного ответа, потому что он не заложен в самой психологии жанра, призванного лечить естественную, но мучительную неуверенность ребенка в себе. Каждый из нас, страдая от травм переходного периода, мечтал перепрыгнуть в светлое, взрослое будущее, завоевав мир разом и без усилий, по мановению волшебной палочки. Эту неизбежную, хоть и не безобидную мечту Америка доверила воплотить Бритни Спирс - Гарри Поттеру музыкальной сцены.