Дмитрий Волчек: Человек дня Радио Свобода 29 апреля – знаменитый итальянский певец Робертино Лоретти, который после многолетнего перерыва приехал в Россию и сегодня выступил в Московском академическом театре Маяковского. Второй московский концерт Лоретти состоится там же 1-го мая.
Родился в 1947-м году в Риме. Начинал петь в возрасте 11-и в местных кафе и ресторанах. После победы на нескольких конкурсах среди певцов—непрофессионалов начал сниматься в кино, участвовал в театральных постановках. В 60-м году Лоретти заметил датский продюсер Волмер Соренсен и пригласил его петь в свое ток-шоу на датском телевидение. Вскоре голос Лоретти узнали во всей Европе. Он гастролировал в Швеции, Норвегии, Англии, Франции, Германии, США. Пел на телевиденье и радио, выступал в лучших концертных залах мира. В 14 лет Лоретти возглавил европейские музыкальные чарты, став популярнее самого Элвиса Преси. В 73-м году прекратил выступления. Долгое время работал продюсером художественных фильмов. Открыл продовольственный магазин. Возобновил карьеру в 82-ом году, в 89-ом – впервые спел в Советском Союзе. Среди его самых известных композиций: «Аве Мария», «О, мое солнце», «Санта Лючия», «Джамайка» и другие.
О Человеке дня – Робертино Лоретти – мой коллега, писатель Петр Вайль.
Петр Вайль: Мне было двенадцать лет, а Робертино четырнадцать, когда я впервые его услышал, Услышал вместе с двумя сотнями миллионов своих сограждан: в стране, охватывавшей одиннадцать часовых поясов, не заходит "соле мио", и одна шестая земной суши разом умоляет: "Вернись в Сорренто!" Наш ответственный квартиросъемщик Борис Захарович, полковник в отставке, рассказывает на коммунальной кухне, как он видал пленных итальянцев, которые всё поют и играют на аккордеоне. Солнце, футбол и песни – вот и вся была наша Италия. От Карпат до Камчатки у всех на слуху и на языке "Санта Лючия" и "Джамайка" – это эпидемия. Выбор культурных зарубежных кумиров советского человека озадачивает исследователей, которые не понимают, что очень многое, если не всё, мотивировалось членством в компартии или просто марксистской риторикой. Случались попадания в подлинный талант: Луи Арагон, Поль Робсон, Ренато Гуттузо. Но преобладали диковинные фантомы. Главный английский писатель Джеймс Олдридж, о котором не слыхали в Англии. Американский рок-певец Дин Рид, не известный в Америке. Мало кому знакомый в Финляндии финский прозаик Марти Ларни.
Робертино – случай промежуточный. Сын члена Итальянской коммунистической партии, он был талантлив – как, впрочем, десятки его юных соотечественников, которых спешили назвать новыми Карузо. Лоретти, долго певший в римских ресторанах, вышел на большую эстраду, работал в Дании, поездил по разным странам, но только в Советском Союзе его пластинки были выпущены тиражом в 56 миллионов экземпляров. Нового Карузо не получилось. Лоретти остался не выросшим в звезду вундеркиндом, взрослым заняв достойное, но скромное место в итальянском вокале, что совсем немало, учитывая, что речь об Италии.
К счастью для него, Робертино так и не побывал в том Советском Союзе, впервые приехав только в 89-м – уже в совсем другую страну. Он, в отличие от Олдриджа или Рида, избежал разрушительного для художника фантомного успеха. Сейчас у него все хорошо. Но сорок лет назад на пространстве между Карпатами и Камчаткой было гораздо лучше.
Родился в 1947-м году в Риме. Начинал петь в возрасте 11-и в местных кафе и ресторанах. После победы на нескольких конкурсах среди певцов—непрофессионалов начал сниматься в кино, участвовал в театральных постановках. В 60-м году Лоретти заметил датский продюсер Волмер Соренсен и пригласил его петь в свое ток-шоу на датском телевидение. Вскоре голос Лоретти узнали во всей Европе. Он гастролировал в Швеции, Норвегии, Англии, Франции, Германии, США. Пел на телевиденье и радио, выступал в лучших концертных залах мира. В 14 лет Лоретти возглавил европейские музыкальные чарты, став популярнее самого Элвиса Преси. В 73-м году прекратил выступления. Долгое время работал продюсером художественных фильмов. Открыл продовольственный магазин. Возобновил карьеру в 82-ом году, в 89-ом – впервые спел в Советском Союзе. Среди его самых известных композиций: «Аве Мария», «О, мое солнце», «Санта Лючия», «Джамайка» и другие.
О Человеке дня – Робертино Лоретти – мой коллега, писатель Петр Вайль.
Петр Вайль: Мне было двенадцать лет, а Робертино четырнадцать, когда я впервые его услышал, Услышал вместе с двумя сотнями миллионов своих сограждан: в стране, охватывавшей одиннадцать часовых поясов, не заходит "соле мио", и одна шестая земной суши разом умоляет: "Вернись в Сорренто!" Наш ответственный квартиросъемщик Борис Захарович, полковник в отставке, рассказывает на коммунальной кухне, как он видал пленных итальянцев, которые всё поют и играют на аккордеоне. Солнце, футбол и песни – вот и вся была наша Италия. От Карпат до Камчатки у всех на слуху и на языке "Санта Лючия" и "Джамайка" – это эпидемия. Выбор культурных зарубежных кумиров советского человека озадачивает исследователей, которые не понимают, что очень многое, если не всё, мотивировалось членством в компартии или просто марксистской риторикой. Случались попадания в подлинный талант: Луи Арагон, Поль Робсон, Ренато Гуттузо. Но преобладали диковинные фантомы. Главный английский писатель Джеймс Олдридж, о котором не слыхали в Англии. Американский рок-певец Дин Рид, не известный в Америке. Мало кому знакомый в Финляндии финский прозаик Марти Ларни.
Робертино – случай промежуточный. Сын члена Итальянской коммунистической партии, он был талантлив – как, впрочем, десятки его юных соотечественников, которых спешили назвать новыми Карузо. Лоретти, долго певший в римских ресторанах, вышел на большую эстраду, работал в Дании, поездил по разным странам, но только в Советском Союзе его пластинки были выпущены тиражом в 56 миллионов экземпляров. Нового Карузо не получилось. Лоретти остался не выросшим в звезду вундеркиндом, взрослым заняв достойное, но скромное место в итальянском вокале, что совсем немало, учитывая, что речь об Италии.
К счастью для него, Робертино так и не побывал в том Советском Союзе, впервые приехав только в 89-м – уже в совсем другую страну. Он, в отличие от Олдриджа или Рида, избежал разрушительного для художника фантомного успеха. Сейчас у него все хорошо. Но сорок лет назад на пространстве между Карпатами и Камчаткой было гораздо лучше.