Ведущий программы "Темы дня" Владимир Бабурин: Человек дня Радио Свобода 15 января - голландский дирижер Бернард Хайтинк, ставший почетным дирижером - conductor emeritus - одного из лучших симфонических оркестров мира, Бостонского симфонического оркестра. Это первое такое назначение в более чем столетней истории оркестра. Бернарду Хайтинку 74 года, он родился в Амстердаме, много лет живет в Германии. Дирижировал лучшими оркестрами мира. С Бостонским симфоническим оркестром впервые выступил в 1971-м году, с тех пор дирижировал этим музыкальным коллективом больше 100 раз. Долгое время руководил амстердамским оркестром Концертгебоу. Ныне - главный дирижер Саксонского симфонического оркестра из Дрездена. Человека дня Радио Свобода представляет американский музыковед Соломон Волков:
Соломон Волков: Бернарду Хайтинку как-то при мне сделали комплимент. Дело было за кулисами. Он принимал поздравления после концерта с Бостонским симфоническим оркестром в Карнеги-Холл. И вот ему говорят: "Вы такой непретенциозный, неамбициозный дирижер". Хайтинк только усмехнулся в ответ: "Да что вы, неамбициозный человек дирижером стать не может". И я подумал тогда, как обманчива в сущности внешность человека. Потому что Хайтинк выглядит, как персонаж в высшей степени спокойный, даже флегматичный, такой типичный голландец, национальный стереотип. Можно только догадываться, какие страсти бушуют у него внутри. И эти страсти иногда прорываются наружу, Хайтинк тогда может устроить большой скандал. Интрига тут именно в этой нестыковке. Хайтинк внешне, как, впрочем, и за дирижерским пультом, проецирует чрезвычайно уравновешенный имидж, и поэтому люди страшно удивляются, когда он вдруг взрывается, причем взрывается тоже, если можно так выразиться, по-голландски – без крика и без ругани. Хайтинк просто становится невероятно упрямым, и тогда уж он стоит как скала. Хайтинк был руководителем одного из лучших европейских оркестров Амстердамского Концертгебоу - его там на руках носили. Еще бы, дирижер экстра-класса, да еще свой, голландец. А он оттуда ушел – не согласился с планами по урезке бюджета. Потом Хайтинк возглавлял английский "Ковент Гарден", и оттуда тоже ушел, в частности, потому, что не хотел смириться с режиссерским своеволием в опере. Это, кстати, модная сейчас болезнь. А вот союз Хайтинка с бостонцами держится. Уж очень они подходят друг другу.
Соломон Волков: Бернарду Хайтинку как-то при мне сделали комплимент. Дело было за кулисами. Он принимал поздравления после концерта с Бостонским симфоническим оркестром в Карнеги-Холл. И вот ему говорят: "Вы такой непретенциозный, неамбициозный дирижер". Хайтинк только усмехнулся в ответ: "Да что вы, неамбициозный человек дирижером стать не может". И я подумал тогда, как обманчива в сущности внешность человека. Потому что Хайтинк выглядит, как персонаж в высшей степени спокойный, даже флегматичный, такой типичный голландец, национальный стереотип. Можно только догадываться, какие страсти бушуют у него внутри. И эти страсти иногда прорываются наружу, Хайтинк тогда может устроить большой скандал. Интрига тут именно в этой нестыковке. Хайтинк внешне, как, впрочем, и за дирижерским пультом, проецирует чрезвычайно уравновешенный имидж, и поэтому люди страшно удивляются, когда он вдруг взрывается, причем взрывается тоже, если можно так выразиться, по-голландски – без крика и без ругани. Хайтинк просто становится невероятно упрямым, и тогда уж он стоит как скала. Хайтинк был руководителем одного из лучших европейских оркестров Амстердамского Концертгебоу - его там на руках носили. Еще бы, дирижер экстра-класса, да еще свой, голландец. А он оттуда ушел – не согласился с планами по урезке бюджета. Потом Хайтинк возглавлял английский "Ковент Гарден", и оттуда тоже ушел, в частности, потому, что не хотел смириться с режиссерским своеволием в опере. Это, кстати, модная сейчас болезнь. А вот союз Хайтинка с бостонцами держится. Уж очень они подходят друг другу.