В Тбилиси крайне резко отреагировали на заявления президента России о ситуации в Абхазии

Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Георгий Кобаладзе и Алексей Дзиковицкий.

Александр Гостев: Негативно некоторые высказывания Путина оценило и руководство Грузии. Отвечая на вопрос о ситуации в Абхазии, Путин фактически сравнил ее с краем Косово, которое лишь официально считается частью Сербии, а фактически является независимым образованием. Подробнее о реакции грузинских властей корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Георгий Кобаладзе.

Георгий Кобаладзе: В Тбилиси крайне резко отреагировали на последние заявления президента России о ситуации в Абхазии. В первую очередь обратили внимание на то, что среди сотен журналистов сразу двум представителям грузинских масс-медиа позволили задать вопрос президенту России. Это считается неслучайным. Ответы Владимира Путина лидер нового оппозиционного движения "Вперед Грузия" счел подтверждением провала политики президента Саакашвили по восстановлению территориальной целостности Грузии. А депутаты, отправившиеся в качестве наблюдателей на Украину, заявляют, что с еще большим рвением будут бороться за украинскую демократию.Наибольшее возмущение премьер-министра Грузии Зураба Жвания вызвало сравнение Абхазии и Косово. По всей видимости, грузинские политики восприняли эту параллель, как возможное в будущем признание Россией независимости Абхазии.

Зураб Жвания: Путин пригласил президента Грузии в Москву, но никаких планов посетить Россию в ближайшее время у Михаила Саакашвили нет. Мы отрицательно оцениваем последние действия в Абхазии. Как-то неудобно, когда Россия говорит о двойных стандартах со стороны США, тогда как сама Россия является классическим примером проведения политики двойных стандартов. Я имею в виду, в частности, и то, как Россия действует на Северном Кавказе, и на Южном Кавказе, а именно в Абхазии, то как бесстыдно Россия вмешивается в проблемы территории соседнего государства. Здесь нет ничего нового.

Георгий Кобаладзе: Секретарь Совета национальной безопасности Грузии Гела Бежуашвили сразу после окончания пресс-конференции в Москве на специальном брифинге призвал российское руководство более уважительно относиться к Грузии.

Гела Бежуашвили: Мы заинтересованы в экономическом сотрудничестве с Россией. Мы готовы уважать легитимные интересы России в нашем регионе и во всех сферах, в первую очередь, в сфере безопасности. Но это должно быть двусторонним движением. Россия должна видеть в Грузии партнера, а не сферу влияния. Россия должна видеть в Грузии нацию, а не территорию. Россия должна, наконец, смириться с тем, что Советский Союз распался.

Георгий Кобаладзе: Эти два комментария отражают в целом реакцию политической элиты Грузии на высказывания президента Путина.

Александр Гостев: Президент Польши Александр Квасьневский назвал критику в свой адрес со стороны Владимира Путина "ценой, которую Польша и он лично платят за участие в процессе за разрешение политического кризиса на Украине". С подробностями корреспондент Радио Свобода в Варшаве Алексей Дзиковицкий.

Алексей Дзиковицкий: Неделю назад в интервью для авторитетного польского журнала "Политика" президент Александр Квасьневский заявил: " Я понимаю президента США, я тоже стараюсь иметь хорошие отношения с Путиным, но я знаю также, что для каждой супердержавы Россия без Украины - это лучший выход, чем Россия с Украиной".

Когда во время пресс-конференции в Кремле журналист из Петербурга попросил Владимира Путина прокомментировать заявление Квасьневского, российский президент обвинил своего польского коллегу в попытках изолировать Россию на международной арене. "Я очень удивлен. У нас очень хорошие личные отношения с Александром. Квасьневский опытный политик. Однако его заявление нельзя назвать уместным. Это слова не действующего президента, а скорее человека, который ищет себе работу после окончания срока президентских полномочий. В самой Польше есть, чем заниматься - 20-процентая безработица, 92 миллиарда евро внешнего долга. Русская пословица говорит: "Нужно думать о собственном доме", - сказал Владимир Путин.

В ответ Квасьневский заявил, что выступил в качестве посредника в украинском "круглом столе" от имени Европейского Союза и не жалеет об этом, так как это была историческая миссия Варшавы в деле помощи Украины. Квасневский добавил, что считает критику Путина глубоко несправедливой.

Александр Квасьневский: Я с пониманием отношусь к этим эмоциям. В принципе я рассчитывал на то, что мое участие в разрешении украинского кризиса должно вызвать какую-то реакцию. И вот эта реакция есть. Это цена, которую нужно платить во имя правого дела.

Алексей Дзиковицкий: Польский президент подчеркнул, что, тем не менее, уважает позицию Путина и России и ждет российского президента в январе следующего года на церемонию 60-й годовщины освобождения Советской армией Освенцима.

Между тем, польские эксперты отмечают, что вопрос Путина по поводу высказывания Квасьневского не был случайным. Российский президент даже похвалил журналиста за то, что тот знает о чем спрашивать. По их мнению, Кремль использовал возможность, чтобы однозначно указать Польше, что ее участие в разрешении украинского кризиса неуместно.

Публицист: Я думаю, Путин отлично знает каковы будут результаты таких заявлений. Это делается намеренно, чтобы в странах Западной Европы к этим словам отнеслись, как к проявлению имперских амбиций. Именно такой способ Кремль избрал, чтобы показывать, что Россия является сильным государством.

Алексей Дзиковицкий: Между тем, по мнению политолога Ежи Новаковского, слова Путины были обращены не в последнюю очередь и к самим россиянам.

Ежи Новаковский: Русские просто решили сделать из Польши козла отпущения. Путину ведь сейчас очень нужно взвалить на кого-то вину за свое поражение на Украине. Вот из Польши и сделали пугало, которое виновато во всем, что случилось, с которым на Украине нужно бороться.