Усиление антиамериканских настроений в России

Программу ведет Андрей Шарый. В программе принимает участие корреспондент Радио Свобода Ян Рунов.

Андрей Шарый: Как могут сложиться американо-российские отношения после антиамериканских выступлений в Москве, учитывая то, что общая политическая обстановка в России достаточно антиамериканская? Каковы перспективы выдачи Ильяса Ахмадова России? Об этом с американским экспертом беседовал корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.

Ян Рунов: Вашингтонский политолог и специалист по международному праву Дэвид Ривкин сказал, что антиамериканские выступления, последовавшие после бесланской трагедии, вызывают недоумение и сожаление, равно как и антиамериканские высказывания в верхах российской власти.

Дэвид Ривкин: Такие высказывания достойны сожаления, антиамериканские демонстрации явно организованы властями. Заявления Путина с критикой в адрес США за попытки вести диалог с чеченскими лидерами, хотя этот диалог вёлся на самом низовом дипломатическом уровне несколько лет назад, - все это проявления старого советского менталитета. В лучших традициях СССР во внутренних проблемах в первую очередь обвиняют некие внешние силы. Естественно, властям хочется отвести гнев населения от себя и направить его за пределы своей страны – на американцев и англичан.

Конечно, иностранное участие в терактах есть, но его нужно искать не на Западе, а на Ближнем Востоке. А в уязвимости России виновна прежде всего военно-техническая, да и политическая некомпетентность российского руководства. Обвинять Англию и Соединенные Штаты в том, что террористы захватили школу в Северной Осетии, – это абсурд. Наверняка, сам Путин понимает суть проблемы, и антиамериканизм нужен для отвода глаз. На самом деле в Кремле, я уверен, ведутся поиски путей реорганизации сил безопасности и обороны. В этом процессе России могут оказать немалую помощь США и другие западные страны.

Ян Рунов: Могут ли антиамериканские демонстрации, которые проходят в Москве даже в третью годовщину гибели почти 3 тысяч американцев, отрицательно сказаться на американо-российских отношениях?

Дэвид Ривкин: Не думаю, если только эти выступления не примут нецивилизованную форму с нанесением ущерба дипломатическим представительствам. С нашей точки зрения, все это неприятно, неразумно, но в этом нет ничего нового. Пока эти демонстрации носят больше ритуальный характер. Что же касается требований демонстрантов выдать Ильяса Ахмадова России, то опять же достойно сожаления непонимание демократической структуры нашего государства, которым правит закон. Если кому бы то ни было судом предоставлено политическое убежище, то лишить его убежища и выслать из страны можно только по решению суда, а не по распоряжению президента или кого-то еще. Выдача человека другому государству должна проходить в рамках установленного юридического процесса и российские власти прекрасно знают это.

Еще меня удивляет то, что Россия в своей внешней политике ориентируется на сближение с Францией и Германией, которые выступают за внесиловое решение конфликтов, тогда как России сейчас гораздо ближе американская стратегия превентивного удара и силового разгрома террористических групп. Франция и Германия считают, что наносить удары по террористическим базам, расположенным в независимых государствах, можно только с разрешения Совета безопасности ООН. Но это абсурд. Как такой подход может помочь России?

Ян Рунов: Это было мнение Дэвида Ривкина, вашингтонского политолога.