Каким должен быть облик современных российских городов?

Программу ведет Петр Вайль: Участвуют корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова, Виктор Резунков, Сергей Данилочкин беседует с московским архитектором Андреем Козаком.

Петр Вайль: Во многих городах России проходит реконструкция центральной, исторической части. При этом возникает множество проблем не только чисто технических, строительных, но и связанных с соблюдением прав и интересов проживающих в этих районах людей, охраной привычной архитектурно-социальной среды. Мой коллега Сергей Данилочкин побеседовал о таких проблемах с московским архитектором Андреем Козаком.

Сергей Данилочкин: При реконструкции и перестройке исторических центров городов очень часто нарушаются права жителей на жилье и частную собственность. Вот один из таких случаев недавно произошел в Москве. О сути нарушений рассказали на пресс-конференции сами жильцы и их общественные защитники. На пресс-конференции побывала наш корреспондент Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Квартирный вопрос, как писал классик, испортил москвичей, не пощадил он и московских чиновников. Зная, как дорога земля в престижных московских районах, они вынуждены идти на различные ухищрения, чтобы выселить из построенных там домов их жителей. Под видом расселения ветхих строений людей выселяют и из вполне годных домов, не предоставляя им равноценного жилья. Говорит председатель общественного движения "Добро без границ" Светлана Бочарова.

Светлана Бочарова: К нам идет много обращений о том, что эти пятижтажки, как правило, сносятся в районах, которые пользуются повышенным спросом у москвичей, в наиболее выгодных районах – это вблизи станций метро, в центре. А люди, которые там проживают, как правило, выселяются на окраину города, иногда даже с нарушением их жилищных проблем, то есть дается меньшая квартира, квартиры менее обустроенные, чем были их квартиры в центре. Очень часто ситуация складывается так, что дом не ветхий, а дома рядом ветхие, а земля очень выгодна московским чиновникам, мы знаем, например, сколько стоит земля в районе допустим "Академическая", метро "Аэропорт", и под видом ветхих домов сносятся и рядом стоящие дома.

Любовь Чижова: Юрий Пушкин житель дома № 4 по улице Викторенко, дом находится в районе метро "Аэропорт". Недавно жильцам заявили, что их дом ветхий и предложили переехать в отдаленный район Москвы. Жильцы против, не раз они пытались встретиться с чиновниками, но у них ничего не вышло.

Юрий Пушкин: История повторилась, мы с ним пытались встретиться дважды, как с членом правительства Москвы. Записались за месяц, пришли в мэрию Москвы. Он не явился. Клятвенно заверили его сотрудники, что он вас встретит завтра обязательно в 11 часов в префектуре. И что вы думаете? В префектуре его тоже не оказалось. Это святые для чиновников часы приема населения, это связь осуществляется между чиновниками и, собственно говоря, обществом. Они общество физически игнорируют. И причем это делается все, парадоксальная ситуация, трагикомичная, все это делается, простите, под золотым крылом нашего золотого сокола Юрия Михайловича, который получил ордер за то, что у нас блюдутся права человека.

Любовь Чижова: По словам Светланы Бочаровой, многие жильцы просто вынуждены соглашаться с требованиями чиновников и переезжать в отдаленные районы из вполне пригодных к проживанию домов.

Светлана Бочарова: Как правило, людям просто угрожают при выселении домов. Угрожают вынести мебель, если люди не выезжают из квартиры, то выносим вашу мебель решением судебного пристава на улицу. Вы не захотели ехать туда, куда мы вас выселяем, вот ваша мебель на улице, куда хотите, туда и поезжайте. Были такие случаи. Угрожают отключением света, отключением воды, отключением тепла, отключением газа, всем, чем угодно, то есть жильцов постоянно шантажируют.

Любовь Чижова: По словам участников пресс-конференции, ни один судебный иск от жильцов, чьи права, как они считают, нарушены, московские суды не принимают из-за их зависимости от московского правительства.

Сергей Данилочкин: Андрей Павлович, давайте обсудим эту тему. Насколько, по вашему мнению, объективно решение о сносе домов, находящихся на привлекательных с коммерческой точки зрения земельных участках? И согласны ли вы с тем, что при принятии таких решений часто царит произвол?

Андрей Козак: Да, к сожалению, произвол творится часто, но проблема неоднозначна. Вы понимаете, что город и архитектурная история нам показывают, что город это живой организм, что он все время развивается, и строить нельзя, ничего не ломая. Это как бы и парадокс, и одновременно некая часть нашей жизни. Поэтому в каждом отдельном случае каждый отдельный вопрос о сносе и новом строительстве должен решаться путем по крайней мере такого многовалентного анализа, в котором бы учитывались и исторически-культурные корни города, и частные проблемы, связанные действительно с проблемами вложения денег в строительство, с проблемами нового строительства, с проблемами модернизации и так далее. Поэтому однозначно на этот вопрос ответить очень трудно, он должен решаться очень конкретно в каждом отдельном случае с очень точной и тонкой проработкой каких-то часто достаточно противоположных мнений.

Сергей Данилочкин: Прежде чем мы продолжим осуждение этой темы, сообщение еще одного нашего корреспондента. В Санкт-Петербурге инициативная группа граждан выступает с резкой критикой градостроительной деятельности администрации, однако реакции на эту критику со стороны администрации практически нет. Слово нашему корреспонденту Виктору Резункову.

Виктор Резунков: В Петербурге, который занимает первое место по количеству коммунальных квартир в стране, наследие советского исторического периода, все вопросы сноса старых зданий и строительства новых решаются исключительно в администрации города. Мнение простых граждан практически не учитывается и это несмотря на постоянно проводящиеся этими гражданами акции протеста. Ситуация очень похожа на ситуацию с беспомощным местным самоуправлением. В Петербурге действует как минимум 60 с лишним инициативных групп граждан, добивающихся по крайней мере согласования с ними планов строительства новых домов, однако их деятельность администрацией игнорируется. Последняя новость, которая всколыхнула город, касается решение администрации Петербурга перенести с Крестовского острова в Кировский район онкологический центр. Его решили перенести в Кировский район на место многопрофильной медико-социальной части № 7. Эту больницу фактически прикроют, лишив тем самым 400 тысяч петербуржцев, проживающих в Кировском районе, квалифицированной медицинской помощи. Жители пытаются протестовать, уже собрано более десяти тысяч подписей против закрытия больницы. Но, как показывает опыт последних лет, реакции администрации Петербурга на такие инициативы горожан ждать не приходится.

Сергей Данилочкин: Андрей Павлович, в мировой практике существует такое понятие как "деловой центр города", в нем практически никто не живет, зато днем туда люди приезжают на работу, а вечером так пусто. В интересах ли крупных городов, скажем, Москвы или Санкт-Петербурга превращение центральных районов в такие деловые центры или в фешенебельные районы, которыми владеют богатые люди? Естественно предположить, что зданиями в центре города должны владеть обеспеченные люди, потому что собственность стоит там дороже всего, ну а те, кому это не по карману, должны съехать в периферию. Что вы думаете по этому поводу?

Андрей Козак: Вопрос центра города всегда был очень интересным и отношение к нему довольно часто менялось. На практике Москвы тоже происходили и происходят очень интересные явления. В какой-то момент в хрущевское время все уехали на окраину и город опустел, оказался совершенно пустынным и довольно странным. Потом начали центр города снова возрождать и внедрять в него некую новую деловую жизнь. Одновременно, вытесняя офисами жилье, мы лишаем центральную часть города некоего жизненного пульса, потому что, если мы выдавливаем, грубо говоря, жилье из центра города, то он превращается в такую мертвую зону, которая вечером, погасив огни, лишается тоже того, о чем я уже говорил. Современный город явление полифункциональное и его жизнеспособность, кстати, и эстетическая ценность тоже всегда связана с этим переплетением функций. Поэтому это переплетение является наиболее таким реальным качеством современного города и отвечает тем требованиям, о которых мы говорили. В каждом отдельном случае, как я уже говорил, нужно решать проблему индивидуально.