В России идет стремительное распространение СПИДа

Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Юрий Жигалкин и Владимир Долин, который беседует с губернатором Самарской области Константином Титовым.

Петр Вайль: Центральное разведывательное управление Соединенных Штатов предупредило, что взрывное распространение СПИДа и ВИЧ-инфекции в России, Китае, Эфиопии, Нигерии и Индии может уже в недалеком будущем создать проблему для безопасности огромного региона, где проживают около 40% населения Земли, что в свою очередь отразится на безопасности США. Рассказывает наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин.

Юрий Жигалкин: В конце 99-го года в своем первом прогнозе подобного рода Национальный совет по разведке предостерег, что эпидемия СПИДа может со временем создать угрозу национальной безопасности США. Меньше двух лет спустя компьютерные расчеты, сделанные на основе новой статистики, позволили составить подробный десятилетний прогноз, в котором впервые предполагаемые опасности обрели ясные очертания, нарисовав угрожающую перспективу и для России. К 2004-му году число зараженных СПИДом в этих четырех странах может достигнуть семидесяти пяти миллионов человек, то есть вырасти в три раза. В российском случае к 2010-му году, через восемь лет эта цифра может вырасти до пяти-восьми миллионов человек, от шести до одиннадцати процентов населения страны, приведя к разрушительным последствиям. Если каждый десятый житель России будет заражен смертельным вирусом, то страна будет вынуждена бросить огромные средства на медицину, борьба со СПИДом может стать самой большой расходной статьей бюджета, что повлечет неизбежное сокращение расходов на другие социальные программы. Но это не все. Сокращение населения, в том числе, трудоспособной его части, поскольку СПИД бьет в основном по молодым, может, по оценке Всемирного банка, за восемь лет замедлить экономический рост страны на полпроцента, а к две тысячи двадцатому году – на процент. Борьба со СПИДом может оттянуть и без того минимальные средства, расходуемые на борьбу с сердечными заболеваниями и туберкулезом, уничтожающими россиян уже с эффективностью эпидемии. Представляя доклад, сотрудник ЦРУ доктор Джеймс Гордон заявил, что распространение СПИДа и другие эпидемии во многом могут определить будущее России. По его словам, уже сегодня, например, треть призывников непригодна к службе в армии из-за ВИЧ инфекции или гепатита, ставших результатом применения наркотиков. Две тревожные тенденции отличают Россию от ее соседей по странам-членам группы риска. Наркомания, основной источник расползания СПИДа, утвердилась, если можно так выразиться, в российском быту, в то время, как в других странах наркоманы находятся на обочине общества. Вторая опасность – отсутствие в России кампании борьбы со СПИДом, в отличие от других правительств, российское, не причисляет эту опасность к числу основных, угрожающих государству. В прошлом году Москва отказалась от займа, предложенного Всемирным банком на эти цели. Выводы? ЦРУ предлагает американскому правительству готовится к перспективе ослабления региональных гигантов и конфликтов, вызванных радикальными демографическими переменами в ключевых регионах мира.

Петр Вайль: Согласно докладу ЦРУ, одна из главных причин стремительного роста больных СПИДом в России - увеличение числа наркоманов. В конце сентября президент Путин подписал указ о создании комитета по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Решение об этом принял Государственный совет. Главный центр распространения СПИДа в России – Санкт-Петербург и Ленинградская область, где находятся 17,6 процентов всех больных. В первую десятку регионов России по количеству наркоманов входит Самарская область. Губернатор области Константин Титов выступил на заседании Госсовета с особым мнением. С Титовым беседовал наш корреспондент Владимир Долин.

Владимир Долин: Недавно вы участвовали в заседании президиума Государственного совета, обсуждался вопрос по борьбе с распространением наркотиков. Какая ситуация с распространением наркотиков, с наркоманией у вас в регионе, в вашей области?

Константин Титов: Не самая приятное. Мы, конечно, очень много раскрываем преступлений, связанных с транспортировкой наркотиков из Азии в Европу, это производные от мака, от конопли. И очень много вскрываем фактов пересечения границы из Европы в Азию. Это психотропные вещества, сильнодействующие химические наркотики. Исходя из этого, конечно, у нас потребление наркотиков достаточно высокое, мы где-то в первой десятке по Российской Федерации. К сожалению, этому способствует и тот фактор, что социально-экономические условия такие, что зарплата достаточно высокая, жизненный уровень высокий, и это тоже обеспечивает рынок для наркоты. С другой стороны, мы ведем большую работу, у нас в Сызрани, в Тольятти, в Самаре специальные реабилитационные центры, специальные лечебные заведения. И мы понимаем, что потребление наркотиков это болезнь и понимаем в то же время, что пресечение каналов и торговцев это очень сложная, тяжелая, кропотливая работа. Мы всячески помогаем органам милиции, строим для них специальный кинологический центр, который, мы считаем, будет способствовать дальнейшему поиску и пресечению всех тех путей, по которым наркотики поступают в Самарскую область.

Владимир Долин: На заседании вы выступили против включения государственного комитета, создаваемого сейчас в рамках МВД, в систему Министерства внутренних дел. Почему?

Константин Титов: Я как предложение сделал, что, наверное, лучше будет, когда эта структура будет самостоятельной. Мы сегодня знаем, что есть прокуратура, мы знаем, что есть МВД, мы знаем, что в составе МВД есть управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. И мы прекрасно знаем, что есть участковые милиционеры, районные прокуроры, которые в принципе знают адреса, где распространяются наркотики, в том числе на дискотеках, не только жилые дома, и мер в принципе никаких не принимают. Поэтому, я считаю, что по опыту многих европейских стран, Соединенных Штатов Америки эта структура должна быть отдельная. Президент сказал, что сегодня мы пока еще не можем это сделать, потому что система связи, система оповещения, розыска и так далее, все это надо организовывать. Но в перспективе он сказал, что вообще в принципе ориентироваться надо на эти вещи.

Владимир Долин: Как вам видятся пути борьбы с наркоманией? Это репрессивный должен быть путь по отношению к распространителям и наркоманам или все-таки должна быть какая-то дифференциация: распространители – это одно, наркоманы – это другое?

Константин Титов: Я считаю, должны быть позиции, связанные с лечением наркозависимых больных и лечением эффективным. Эффективная реабилитация, послереабилитационное слежение, устройство на работу и создание атмосферы вокруг них такой, чтобы они больше не стремились к употреблению наркотиков. Следующий момент в работе – это, конечно, борьба с распространителями наркотиков. Здесь, я считаю, нужны и жесткие меры профессиональные, но можно пойти по тому пути, по которому пошла Европа - они как бы легально разрешили использовать легкие наркотики. Кто-то считает, что наша страна к этому не готова, но, с другой стороны, мы знаем, что уровень потребления сильных наркотиков сразу серьезно снижается и стабилизируется потребление наркотиков легких, то есть численность наркоманов не растет. Такой опыт мы тоже знаем и по Европе, и по Соединенным Штатам Америки.

Владимир Долин: Насколько я знаю, в Казахстане тоже приступили к изучению этого опыта.

Константин Титов: Я эту информацию слышал, у меня официальных материалов нет, но из прессы я эту информацию слышал, что Назарбаев прямо сказал, что если мы будем ужесточать, то только цена повыситься, опять будет богатеть и развиваться теневой рынок, а мы никаких результатов не достигнем. Давайте пойдем по пути, по которому пошли страны, которые имеют уже положительные результаты.