Смогут ли российские демократы выдвинуть единого кандидата на президентских выборах?

Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспондент Радио Свобода Карен Агамиров и депутат Государственной Думы России от фракции "Яблоко" Сергей Митрохин.

Петр Вайль: В понедельник в Москве состоялось 4-е Всероссийское демократическое совещание, в котором приняли участие лидеры "Либеральной России", "Яблока", "СПС", "Республиканской партии", "Крестьянской партии", "Партии экономической свободы" и других партий. На совещании критиковалась реформа ЖКХ, много говорилось о кризисе российской демократии и о тактике взаимодействия демократов на предстоящих президентских выборах. Рассказывает Карен Агамиров:

Карен Агамиров: Участники проходящего в Москве Всероссийского Демократического Совещания заявили сегодня о необходимости пересмотреть правительственную концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства и установить мораторий на повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В России сложилась тяжелейшая политическая ситуация - сказал во вступительном слове лидер "Яблока" Григорий Явлинский:

Григорий Явлинский: Во-первых, это очень серьезное осложнение, хотя и вполне понятное, естественное осложнение развития ситуации в Чечне. Это преступность, которая уже захлестнула все верхние пределы, на днях все мы оказались свидетелями политического убийства губернатора, а хочу напомнить, что ни одно политическое убийство, совершенное в России с начала 1990-го года, не было расследовано. Вы прекрасно знаете, что в выходные произошел взрыв на Юго-Западе столицы. Это сопровождается беспомощностью наших правоохранительных органов, высочайшим уровнем коррумпированности и разложения в этих органах. И самое, то, что вызывает особое беспокойство, связано с тем, что постоянно льющаяся ложь не позволяет даже поставить правильно вопросы для расследования. Наша политическая ситуация характеризуется резким усилением коммунистов и агрессивных левых сил в последнее время, откровенной пропагандой фашизма в средствах массовой информации, в том числе и электронных, внесудебных расправ, нового этапа экспроприации собственности.

Карен Агамиров: Детонатором, полагает Явлинский, может послужить правительственная реформа жилищно-коммунального хозяйства – она провоцирует социально-политическую дестабилизацию, которая в ряде регионов уже вылилась в массовые протесты людей. Демократическое совещание считает необходимым пересмотреть концепцию реформы ЖКХ и установить мораторий на повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Кроме этого повышения, считает совещание, эта реформа ничего в себе не содержит. Она носит ярко выраженный фискальный характер. Между тем, главной целью реформы ЖКХ должно быть гарантированное и качественное предоставление жилищно-коммунальных услуг при непременном снижении издержек и гарантированном выполнении взаимных обязательств поставщиков и потребителей услуг. В другом заявлении Всероссийского демократического совещания – "О совместных действиях демократических сил" - содержится призыв ко всем политическим партиям, участвующим в работе совещания: проводить на предстоящих парламентских выборах согласованную политику, по крайней мере, в мажоритарных округах, высказаться по таким ключевым вопросам, как реформа армии и судебной системы, образования и здравоохранения, мирное урегулирование войны в Чечне. В этой связи предполагается провести первый конгресс демократических сил России до марта 2003-го года с утверждением тезисов объединенной демократической платформы. Второй конгресс демократических сил намечается провести в январе 2004-го года и на нем можно было бы определить кандидата на пост президента России от объединенных демократических сил.

Петр Вайль: В прямом эфире Радио Свобода депутат Государственной Думы России от фракции "Яблоко" Сергей Митрохин. Господин Митрохин, вопрос о едином кандидате - один из самых, может, болезненных вопросов для всей российской демократии, существующей не столь уж долго, примерно столько времени и существует этот вопрос. Скажите пожалуйста, сейчас вы каким-нибудь образом придвинулись к решению?

Сергей Митрохин: Тут произошло какое-то недоразумение. Ваш диктор зачитал текст, который не принимался демократическим совещанием, это был один из проектов. Но авторы данного проекта сняли его с рассмотрения. Был принят другой проект, который говорит о необходимости согласовать платформу общую платформу и программу действия демократических сил. Я считаю, что это очень важное завоевание. Впервые демократы всей страны договорились о том, что они должны иметь единую платформу, и было принято решение приступить к разработке такой платформы. Я считаю, что у этого намерения есть перспективы, и сегодня это было блестяще продемонстрировано по одному из вопросов, волнующих страну – реформе ЖКХ. Фактически Демократическое совещание согласилось с предложениями "Яблока" о том, что проведение реформы в том виде, как это делает правительство, недопустимо. Недопустимо повышать тарифы без проведения структурных преобразований. без демонополизации, без обеспечения прозрачности монополистов и многих других мер. Я считаю, что создан хороший прецедент для создания единой демократической платформы. Что же касается единого кандидата, то демократическое совещание пока сочло решение о процедуре его выдвижения преждевременным, пока что все только согласились относительно того, что если единому кандидату и быть, то он должен выдвигать эту платформу на выборах - относительно которой придет к согласию демократическое совещание. И идея, связанная с процедурой, будет ли это Конгресс демократических сил или какая-то другая форма определения этого единого кандидата, все эти вопросы будут иметь смысл только после того, когда будет выработана единая платформа. Содержательный вопрос, вопрос принципиальный об этой самой платформе - он более важен и существенен, чем вопрос о процедуре определения единого кандидата.

Петр Вайль: Господин Митрохин, разумеется, принципиальный вопрос крайне важен, но вообще-то, больше надежды на то, что вы сумеете договориться по принципиальным вопросам, но по вопросу персональному всегда договариваться труднее всего. Как может выглядеть следующая процедура, вы отложили этот вопрос, но по вашему личному представлению, как это может быть? У каждой партии есть свой лидер, со своими амбициями, которыми вряд ли он станет поступаться, может быть. Как это может вообще произойти, по-вашему?

Сергей Митрохин: Сегодня с трудом можно пока представлять, какова будет политическая ситуация, какие будут результаты выборов и другие преходящие факторы, поэтому эту процедуру сегодня просто невозможно выработать, на чем и согласилось демократическое совещание. К этому выводу оно сегодня пришло, и очень опасно загнать себя в угол за полтора года до выборов, даже может и больше, определяя такую жесткую схему и делая себя ее пленниками. Это очень опасная вещь. Таким образом можно просто заложить мину под будущие соглашения, под будущую процедуру определения единого кандидата.

Петр Вайль: Вероятно, здесь должны преобладать соображения практические, не того, кто самый хороший, а тот, у кого больше шансов. Вы думаете, если вам удастся выдвинуть единого кандидата, он составит серьезную конкуренцию нынешнему президенту?

Сергей Митрохин: Трудно, конечно, рассчитывать на то, что кто бы то ни было, будь то демократический, коммунистический или националистический кандидат, на ближайших выборах может составить конкуренцию Владимиру Путину. Рассуждать так было бы, наверное, не очень реалистичным. Однако, обозначить некое демократическое направление в политике с тем, чтобы это направление победило на выборах 2008-го года, по-видимому, нужно, но в этом вопросе гораздо более важно определиться по содержательным, программным проблемам. Вопрос единой платформы все-таки стоит на первом месте. Он гораздо более приоритетен, чем конкретная процедура определения единого кандидата.

Петр Вайль: То есть, вы считаете, что программа важнее, чем кандидат?

Сергей Митрохин: На данном этапе, конечно, да. Потом, как любой уважающий себя демократ может поддержать какую-то личность, если он не разделяет взглядов этой личности и ее деклараций? Это в принципе невозможно. Поэтому, конечно же, платформа - вопрос номер один, а процедура определения кандидата – вопрос номер два.