Деятельность Красного Креста в России

Программу ведет Татьяна Валович. Принимает участие председатель петербургской региональной организации российского общества Красного Креста Татьяна Линева.

Татьяна Валович: Сегодня у нас в гостях председатель петербургской региональной организации российского общества Красного Креста Татьяна Линева.

Уже с понедельника в нашей редакции раздавались звонки: чем мы можем помочь людям в Беслане, детям? Вчера в нашей программе "Время Свободы" звучали темы, посвященные организации помощи в различных городах. Как же в Петербурге проходит сбор помощи? Как она организована, и почему только сегодня открылись пункты приема каких-то вещей, а не раньше это было сделано?



Татьяна Линева: Наш штаб начал работать с пятницы. Трагедия невероятная, но здесь уже должны вступать в силу не только эмоции, здесь должны вступать четкое планирование и наука. Собирать гуманитарную помощь и оказывать помощь - это целая наука. Здесь нужно определить, в первую очередь, потребность, чтобы порыв души людской, чтобы их доброта... Они хотят все нести, но чтобы это досталось действительно по назначению и чтобы это принесло пользу - вот задача руководителей, как нашей организации, так и правительства любого региона, который этим занимается.

Татьяна Валович: Есть ли распределение по регионам, чем конкретно должен он заниматься?

Татьяна Линева: Да. Вот в пятницу у нас собирается комиссия по чрезвычайным ситуациям Красного Креста, которая быстро наладила связь со штабом Красного Креста России, с осетинским Красным Крестом, со штабом Гражданской обороны и ЧС в Санкт-Петербурге. И первое, это информационное обеспечение. И вот мы разделили. Может быть, будет три этапа. На сегодняшний день мы имеем два этапа. Первый этап, нужна была донорская кровь, медикаменты и оборудование. Вот эти три дня было посвящено полностью этому. И я хочу поблагодарить от имени не только Красного Креста, но и от всего народа Осетии, откликнулись все. У нас только наших кадровых доноров Красного Креста 500, которые пришли на пункты забора крови. И на сегодняшний день мы полностью обеспечили потребность.

Татьяна Валович: Но вот эта кровь действительно пойдет...

Татьяна Линева: Да, она перерабатывается на препараты, пойдет на Беслан. Может быть, часть останется. Первый этап - это медикаменты и оборудование. У нас официально есть письмо - это потребность министерства здравоохранения Осетии. Мы приняли меры не только по регионам, потому что это дорогостоящее оборудование. Нашим руководством Красного Креста был объявлен международный эпил (эпил - это воззвание). И уже вчера норвежский Красный Крест, который финансирует работу у нас беспризорных детей, привез 7 госпитальных наборов в Беслан. Вот оперативность Красного Креста и международная солидарность, которая отвечает потребностям людей в оказании помощи.

Татьяна Валович: К сожалению, в первые дни доктор Рошаль пожурил Красный Крест, что они не сразу как-то появились. Как вы взаимодействуете с МЧС и когда должен Красный Крест появляться в таких трагических ситуациях?

Татьяна Линева: Дело в том, что доктора Рошаля я очень уважаю, но он, по всей видимости, не знает мандата международного Красного Креста. Международный Красный Крест может выходить только там, где идет война между государствами.

Татьяна Валович: Международный?

Татьяна Линева: Да.

Татьяна Валович: А российский?

Татьяна Линева: А Красный Крест принимал участие непосредственно - осетинский Красный Крест. Туда в пятницу вылетел российский Красный Крест. То есть доктор Рошаль просто, к сожалению, не знает мандата. Мы оказываем помощь непосредственно в очагах и последствиях - в стихийных бедствиях, военных действиях, это военнопленные, это беженцы, это люди, которые пострадали, открываем госпитали. То есть мы идем сразу же после того, как что-то совершилось. Влиять на акт, на политическую ситуацию... Извините, Красный Крест вне политики. Он просто, по всей вероятности, эмоционально не знал, на ком сорвать злость.

Татьяна Валович: Давайте объявим телефон, где петербуржцы могут узнать, какая помощь необходима Беслану.

Татьяна Линева: Я уже сказала о первом этапе. Вот второй этап - это уже потребность в материально-техническом обеспечении. Я бы хотела дать пояснения, что сейчас приоритетно. Это белье, только новое, упакованное белье постельное, одеяла упакованные, новые, и одежда для детей от 7 до 17 лет, опять же новая и упакованная. Я подчеркиваю - новая, потому что санитарно-эпидемиологические нормы не разрешают ни старых игрушек, ни старых вещей, они несут в себе опасность заражения.

Контактный наш телефон: 117-10-91 и 312- 50-62.

Татьяна Валович: Значит, должны быть обязательно этикетки?

Татьяна Линева: Да.

Татьяна Валович: Мы проводили опрос: как петербуржцы готовы помочь? Очень многие сомневаются, что если они переведут деньги, то они достанутся людям, которые нуждаются. Поэтому они хотели бы купить вещи. Но эти вещи адресно дойдут? Как вы за этим следите?

Татьяна Линева: Есть два пути. У нас в сбербанках везде висят счета. Можно эти деньги четко перевести на счет осетинского, например, Красного Креста, либо на счет санкт-петербургского отделения Красного Креста, который прозрачно прослеживается и отдельно ведется. Вчера я была на совещании правительства, мне очень понравилась деловая обстановка, где четко определили структуру, схему, то есть будет вестись учет поступлений, а потом отправляться самолетом и транспортами МЧС. За все это мы можем, должны даже, перед нашим населением отчитываться.

Татьяна Валович: Вы сказали, что будет отправляться транспортом МЧС, значит, это финансируется из МЧС, а Красный Крест финансирует отправку грузов?

Татьяна Линева: Нет, отправка груза не будет финансироваться, будет правительство, Матвиенко. Вчера было совещание в департаменте вице-губернатора Косткиной, где четко определены положения, что именно управление комитета по экономике, промышленности и торговле будет финансировать и отправлять. Поэтому здесь как раз межведомственная комиссия, очень четкая структура прослеживается сбора, доставки и отслеживания, кому достанется.

Следующий этап, третий. Например, на сегодняшний день медикаменты уже не нужны, потому что со всей страны все уже собрали. Возможно, скоро отпадет вопрос и с оборудованием. Я говорила о потребности сегодняшних двух дней. Что будет послезавтра? Мы снова выйдем в эфир и дадим населению, и юридическим, и физическим лицам, четкую информацию о том, что необходимо.

Слушатель: Валерий. Красный Крест - очень известная организация, у нее хороший имидж в обществе. В свое время звучала фраза, что не следует делать пиары на крови. Очень многие организации сегодня этим занимаются. В Москве, например, недавно был. Там в метро только входишь, психологические организации готовы оказать помощь, что это за помощь будет, неизвестно. Кто-то собирает деньги, неизвестно, какие организации, куда эти деньги пойдут, как они дойдут. С другой стороны, имидж повышается. Красный Крест самостоятельно как-то отслеживает, доходит ли та помощь, которую другие организации собирают, как они оказывают помощь, насколько это качественно?

Татьяна Линева: У нас есть законодательство по общественным организациям, мы не имеем права вмешиваться. Этим должны правоохранительные органы заниматься. У нас всего-навсего 3520 общественных организаций только в Санкт-Петербурге.

Татьяна Валович: Но взаимодействие есть какое-то между теми, кто, скажем, хочет вот сейчас собрать гуманитарную помощь? Вот "Яблоко" собирает.

Татьяна Линева: Только с "зелеными".

Татьяна Валович: А почему?

Татьяна Линева: У нас уже сложились традиции взаимного доверия, взаимного партнерства, поэтому мы работаем с ними. "Самаритяне" - очень серьезная организация, мы сейчас попросили даже их собирать вещи. "Фонд мира" есть организация, инвалиды. У нас круг взаимодействия с необщественными организациями существует. У нас очень много организаций из Афганистана, Руанды. В 12 часов я иду на встречу с осетинской диаспорой.

Слушатель: Красный Крест, конечно, хорошая организация, но сегодня она бессильна в террористических актах, нужен не Красный Крест, а просто крест на отношениях с Америкой.

Татьяна Валович: Красный Крест как раз не занимается политикой, он занимается помощью.

Татьяна Линева: Международный Красный Крест еще 140 лет назад был создан для ликвидации тех бедствий, того террора, того недопонимания людей и тех бед, которые наносят люди. Поэтому Красный Крест - не политическая организация, она гуманитарная, вне правительства, вне политики стоит. И мы помогаем только там, где правительства, где политики совершают ошибки, там, где творится зло, мы приходим на помощь для ликвидации последствий.

Татьяна Валович: В основном деятельность Красного Креста в массовом сознании ассоциируется с глобальными военными, природными, социальными катаклизмами. Какие задачи стоят даже перед вашим отделением в повседневной жизни?

Татьяна Линева: Если говорить о повседневной жизни, у нас имеется 28 очень серьезных направлений. Это оказание помощи беженцам, переселенцам, беспризорным детям, бедным детям, оказание первой помощи, психологическая подготовка. Я не буду перечислять всего, я просто остановлюсь на одной программе, которая, по всей видимости, связана с вашим радио. У нас вчера было открытие новой российско-американской программы. Мы создаем "Город мастеров". Это люди из бедных семей, которые не могут себе позволить иметь компьютер, мы делаем компьютерные курсы. Но не просто компьютерные курсы, они будут заниматься дизайном.

Татьяна Валович: То есть это обучение ребят из малообеспеченных семей?

Татьяна Линева: Да. Но это не будет формально, это будет настолько творчески, они будут издавать свою газету. "Город мастеров" предусматривает подготовку мастеров по прическе и по дизайну, и по пошиву. Будет введена свободно конвертируемая валюта. То есть мы будем экономически их готовить к жизни. Со всех районов у нас дети собираются, мы кормим 1200 детей в городе, это из бедных, малообеспеченных семей.

Татьяна Валович: А вот эти курсы какое количество детей смогут охватить?

Татьяна Линева: На сегодняшний день только 60.

Татьяна Валович: А как будут отбираться?

Татьяна Линева: Конкурсная основа. Из тех 1200, которых мы кормим...

Татьяна Валович: А в чем конкурс? В документах, что он из малообеспеченной семьи?

Татьяна Линева: Нет, по их талантам. Насколько они талантливы в пошиве, в парикмахерском искусстве, в компьютерном. У нас проводятся конкурсы и рисунков, и работ. Я бы хотела еще сказать о детях, это настолько трогательно, что доброта и психология у русского человека очень высокая. Вчера, например, бабушка позвонила и сказала: "Я вас очень прошу, поговорите с моим внуком". Минут 15 наша сотрудница разговаривала с внуком шестилетним, который рассказывал, как он копилку откроет, как достанет деньги и можно ли... Даже маленький ребенок не бежит, говорит, что я понесу ребенку, а говорит: нужно ли ребенку вот эта игра, он называет игру. Мы говорим: конечно, нужна. К нам приходят мамы с 2-3 детьми для того, чтобы показать, что они принесли вот эти постельные принадлежности, и дети соучаствуют.

Татьяна Валович: Есть ли у вас богатые спонсоры?

Татьяна Линева: Да, есть. Это я говорила о физических лицах. Очень много звонят коммерческие организации. Юридические лица звонят и предлагают от чистого сердца макароны, печенье, ну, не нужно им... Я хочу, чтобы люди поняли, что самое основное добро сделать, то, что нужно, и если, извините, человек получит то, что мы сегодня сказали, это будет великолепно.

Слушатель: Майор запаса Понтюхов Николай Николаевич, город Ленинград. Вот вы говорите Красный Крест - неполитическая организация, но вы поймите, Красный Крест участвует в тех событиях, которые созданы политикой и не может быть неполитической. А потом, только политическими методами можно решить самые основные проблемы.

Татьяна Линева: Я очень благодарна вам за такую речь, но мы созданы 140 лет назад и как раз мы вне политики. Политики занимаются политикой, кузнецы занимаются своими кузнечными делами... Мы гуманитарная организация, занимаемся гуманитарным правом, у нас все школы обеспечены учебниками "Вокруг тебя мир", с 5-го до 9-го класса.

Татьяна Валович: В уставе Красного Креста записано, что он должен способствовать распространению знания о гуманитарном праве. И, вероятно, то, что наши слушатели вот так реагируют, - они не знают устава и направления вашей деятельности.

Татьяна Линева: Мне очень понравился звонок Димы, он сказал, что очень много организаций пытаются имидж создать. По всей видимости, к нам пресса обращается только тогда, когда нужны какие-то сведения. Мы не выходим в эфир, мы работаем скромно, повседневно и мы не нуждаемся в рекламе. У нас очень большое количество бенефициаров или так называемых получателей помощи. Мы работаем каждый день с огромной отдачей и нам совершенно не нужна реклама, наша реклама - это благодарность людей. Если мы внесем хоть крупицу... Мы не можем полностью заменить правительство.

Татьяна Валович: Может быть, чтобы не складывалось такое впечатление, надо быть более открытыми и рассказывать не в плане рекламы, а просто о деятельности Красного Креста и его петербургского отделения?

Татьяна Линева: Мы рассказываем. Нас хорошо знают в правительстве Санкт-Петербурга, общественные организации, мы делаем выставки. Но не может общественная организация гуманитарного международного плана вмешиваться в политические акции.

Татьяна Валович: Деятельность Красного Креста на территории Российской Федерации регламентируется федеральным законом о российском обществе Красного Креста. Я вчера посмотрела его, это 1999 год. Не менялась редакция, не знаете?

Татьяна Линева: К сожалению, вы затронули самое больное место, которое на сегодняшний день у нас в Красном Кресте. Мы сегодня только руководствуемся общей законодательной базой по неправительственным организациям. Уже несколько раз наше руководство пытается через Думу провести закон о Красном Кресте, потому что мы нуждаемся хотя бы в защите нашей эмблемы. Очень многие слушатели думают, что это эмблема медицины. Нет, это эмблема Швейцарии, а именно, основоположника Анри Дюнана. Из уважения к Швейцарии был взят красный крест на белом фоне, то есть флаг Швейцарии наоборот. Мы поделились с медиками и у нас очень много медиков работало по линии Красного Креста. Мы не защищены, это ужасно.

Татьяна Валович: В этом федеральном законе записано, например, что Красный Крест способствует развитию донорства крови и, прежде всего, безвозмездного и награждает отличившихся доноров знаком "Почетный донор России". В связи с тем, что сейчас произошла замена льгот деньгами, как вообще Красный Крест на это реагирует и как вы видите дальнейшее развитие ситуации? Сейчас критическое с кровью положение.

Татьяна Линева: Как раз накануне у нас было совещание со службой крови и, действительно, катастрофа, люди погибают порой из-за отсутствия крови. Поэтому мы просто призываем людей быть гуманными не только в период акций, а быть каждый день гуманными. Сдать кровь, кстати, хотя бы один раз в год очень полезно и никакого вреда человеку не нанесет.

А по поводу льгот, мы собирали наших доноров, очень противоречивые мысли. Те льготы, которые предусмотрены для сельских жителей и для маленьких городов, они выгодны, для крупных городов, где бесплатный проезд сейчас заменяется... В общем, мы все равно боремся. Можно исправить на нашем региональном уровне, кстати, очень многие регионы вносят свои коррективы в льготы доноров на уровне...

Татьяна Валович: То есть вы должны работать с законодательным собранием?

Татьяна Линева: С законодательным собранием.

Татьяна Валович: А идут на контакт?

Татьяна Линева: Да. С законодательным собранием у нас очень хорошие контакты, и с правительством, вице-губернатор Косткина очень глубоко понимает проблему донорства, у нее же теперь здравоохранение. Все, что только возможно, отстоять льготы доноров обещают и правительство, и законодательно собрание.

Татьяна Валович: Но время-то остается очень мало до конца года, а с 2005-го это уже вступает в силу.

Татьяна Линева: Наше законодательное собрание может принять какие-то дополнительные меры в любое время на своем заседании.

Татьяна Валович: Но для этого нужно, чтобы был бюджет наполнен?

Татьяна Линева: Да.

Татьяна Валович: Спасибо большое, Татьяна Леонидовна.