Трагедия в Беслане изменила отношение президента Путина к российских спецслужбам

Программу ведет Полина Ольденбург. В программе принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.

Полина Ольденбург: Эксперт научного совета Московского центра Карнеги Александр Пикаев считает, что трагедия в Беслане изменила отношение президента Путина к российским спецслужбам. Об этом Александр Пикаев заявил в беседе с нашим корреспондентом.

Александр Пикаев: Президент был вынужден предпринять определенные меры, хотя бы публичного характера, сделал ряд заявлений относительно того, что спецслужбы не проявили должной эффективности. Это носит позитивный характер, поскольку до сих пор президент Путин всячески избегал критиковать деятельность спецслужб. Кроме того, он предпринял определенные шаги по координации деятельности силовых структур на Северном Кавказе, в том числе создал пост офицера МВД, который координирует деятельность спецслужб на уровне каждого региона, что также можно расценить как положительный шаг.

Вместе с тем мне кажется, что президент Путин, который действительно оказался перед лицом, наверное, одного из самых серьезных кризисов во время своего пребывания у власти, вынужден предпринять большое количество действий, для того чтобы сбить накал общественной критики в отношении своей администрации и спецслужб. Пока что не вполне ясно, может это сделать президент Путин, сможет ли он нынешнюю кампанию по повышению эффективности деятельности спецслужб превратить в целенаправленное, долговременное усилие, которое только и может привести к какому-то результату. Конечно же, кто-то должен взять на себя ответственность за тот кошмар, который мы наблюдали в Беслане. К сожалению, до настоящего времени ни один высокопоставленный руководитель не уходил в отставку - в отставку с позором. То есть если кто и уходил, то на пенсию или его переводили на какую-то другую ответственную работу. А повысить ответственность внутри спецслужб можно одним способом - если кто-то будет определен в качестве виновника этого провала и будет уволен в отставку с лишением права на пенсию и на ношение погон.

Михаил Саленков: Прежние заявления президента о том, что террористы только и добиваются, чтобы чиновники уходили в отставку, что это неправильно и это не нужно делать, - как они согласуются с тем, что теперь такие решения принимаются?

Александр Пикаев: Это объясняется тем, что до трагедии в Беслане террористических актов такого масштаба не было. Столько погибших, причем детей! И огромные потери, огромные для элитных подразделений ФСБ, - это именно то, что требует отставки виновников, потому что их деятельность оказалась в столь большой степени нескоординированной.