Пожарная ситуация в Северо-Западном регионе

  • Ольга Писпанен

Программу ведет Ольга Писпанен. Гости студии - Евгений Дюков, начальник морского отделения МЧС СЗФО, и Андрей Дорошенко, начальник Управления Госпожнадзора МЧС СЗФО.

Ольга Писпанен: Сегодня у нас в Петербургской студии Радио Свобода наши гости - это начальник Управления Госпожнадзора Северо-Западного отделения МЧС полковник Андрей Дорошенко и начальник отдела предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водах МЧС Северо-Запада Евгений Дюков, капитан первого ранга.

Первый вопрос хотелось бы задать вам, Андрей, по поводу ситуации в Северо-Западном регионе, пожарной ситуации. Вот уже пришло лето, уже начали гореть леса. Готовы ли службы спасения к этой ситуации?

Андрей Дорошенко: Леса в Северо-Западном регионе горят уже с начала июня. Как вы уже знаете, с севера жара пришла непосредственно к нам, в Санкт-Петербург. И в наших лесах тоже на сегодняшний день наблюдается пожароопасная обстановка. На 22 июля в регионе произошло 688 пожаров на общей площади 7187 гектаров, ликвидированных нашими силами. Зарегистрировано 12 крупных пожаров - это в республике Карелия, 7 - в республике Коми, 2 - в Архангельской области и 2 - в Ненецком автономном округе.

В связи с этим я хотел бы обратиться к гражданам, что, выезжая на природу, нужно следить за тем, как разводите костры. Когда собираете в лесу грибы и ягоды, окурке не бросайте там, где возможно образование горения. И в данной ситуации нужно очень строго соблюдать правила пожарной безопасности.

Ольга Писпанен: Расскажите коротко, что должен знать каждый выезжающий на природу, чтобы быть уверенным, что ни в коем случае не он не создаст какую-то пожароопасную ситуацию, не подожжет лес, не причинит ущерб природе.

Андрей Дорошенко: Первая причина пожаров - это неосторожное обращение с огнем. Когда люди выезжают на природу, они, естественно, разводят костры, делают шашлыки, культурно отдыхают. Много очень у нас пожаров происходит из-за окурков, которые бросают в лесах - мох загорается, торф загорается, и тушить эти пожары достаточно сложно.

Ольга Писпанен: А есть же уже какие-то профилактические средства, которые помогают невозгоранию?



Андрей Дорошенко: Безусловно, профилактические средства есть, и они направлены на защиту населенных пунктов. Если брать те пожары, которые произошли в Архангельской области, в Карелии, в республике Коми, в данных ситуация они не угрожают населенным пунктам. Но пожарные мероприятия направлены в основном на защиту населенных пунктов, чтобы лес не переходил непосредственно в населенные пункты, делают мелиоризованные полосы, отделяющие лесные массивы от жилых поселков, деревень. И мы проводим перед началом пожароопасного сезона соответствующие мероприятия, работают комиссии на местах. Наше подразделение к этому периоду приводится в повышенную боевую готовность.

Очень много пожаров, которые происходят из-за сухих гроз. Если брать север нашей страны, то, что происходит в Архангельске, эти пожары происходят вдали от населенных пунктов, и безусловно, профилактика там практически невозможна. Тем не менее, мы нашими силами пытаемся эти пожары тушить, хотя тушить их очень сложно. Здесь с нашей стороны идет взаимодействие с Министерством природы, с населением, создаются специальные отряды по тушению этих пожаров. На сегодняшний день тушить пожары на севере представляется достаточно сложным, тем не менее, погода там сейчас налаживается в пожаром плане: начали уже идти дожди, понижается температура. И я надеюсь, что в ближайшее время основные рычаги будут ликвидированы.

Ольга Писпанен: И тот же самый вопрос к вам, Евгений. Ситуация на водах какая сейчас?

Евгений Дюков: С установлением теплой погоды в Северо-Западном регионе количество погибших на воде резко возрастает. В основным в южных районах гибель людей из-за купания в нетрезвом состоянии, из-за несоблюдения правил безопасности поведения на водах. А в северных районах это, соответственно, незнание правил использования маломерных плавсредств, не учитывание плохой погоды, отсутствие спасательных средств на резиновых лодках и других маломерных судах - вот основные причины гибели людей на воде. Так с 15-го мая по 15-е июля в Северо-Западном регионе погибли 137 человек, спасены были 83 человека.

Ольга Писпанен: А в местах, где люди купаются - озера, реки, побережья, заливы, - там работают спасатели постоянно?

Евгений Дюков: Да, в настоящий момент идет реформирование спасательной службы на водах. МЧС уделяет этому вопросу очень значительное внимание, как вы знаете, ГИМС уже находится в составе МЧС, и сейчас идет реформирование поисково-спасательных станций, поисково-спасательных постов. Вопросов еще очень много возникает, мы стараемся их решать нашими силами. Так, например, как вы знаете, в Курортном районе имеется несколько спасательных станций, которые в своей зоне ответственности (а зона ответственности спасательной станции очень небольшая - это практически полоса берега длинною в несколько километров и от берега где-то метров 200) работают, потихоньку эти станции укомплектовываются оборудованием. И в то же время в городе имеется много спасательных станций, которые утратили свое значение, и мы ставим вопрос, скажем так, перевода этих спасательных станций в другие места массового отдыха и спорта, которые в настоящий момент развиваются.

Ольга Писпанен: Евгений, вчера пришло сообщение с пресс-конференции Шапошникова о том, что пропавшие неделю назад на Ладожском озере милиционер и ребенок до сих пор не обнаружены. Почему на таком, в общем-то, небольшом озере невозможно найти людей?

Евгений Дюков: По опыту проведения поисково-спасательных работ можно сказать, что люди, которые погибают на воде, особенно в летний период, скажем так, период всплывания тела в теплую погоду - от двух до трех недель. По этому конкретному случаю - потерявшиеся люди (нельзя пока отнести их к погибшим, тела не найдены) ищутся, мы продолжаем их поиски и делаем все возможное, чтобы их найти. Но бывали такие случаи, что находили и через год, и через два, и даже находили в сопредельных государствах - в Эстонии.

Ольга Писпанен: У нас есть звонок слушателя. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Я хочу шире поставить вопрос. Так как в основном в Российской Федерации за годы перестройки износ основных фондов в экономике достиг приблизительно от 60 до 80 процентов, а колоссальные суммы амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления и капитального ремонта основных фондов уходят неизвестно куда, а также идет огромный отток капитала из России, который за второе полугодие 2003-го года составил 57,7 миллиарда долларов, по сообщениям СМИ, и к тому же нам заявляют, что никакого пересмотра фундаментальных принципов нашей политики не будет, то означает ли это, что мы будем бесконечно находиться в катастрофическом аварийном состоянии и вал аварий будет постоянно нарастать? Благодарю вас, очень интересные темы вы обсуждаете в эфире.

Ольга Писпанен: На какой технике вы сегодня работаете, она достаточно модернизирована, достаточно современна? Ее хватает? Хватает ли денег на ремонт, например?

Евгений Дюков: В настоящее время МЧС уделяет большое внимание реформированию Службы спасения на водах. Так, в последнее время было принято решение выдвинуть поисково-спасательные посты, поисково-спасательные станции МЧС как можно ближе к местам массового отдыха и спорта. Созданы посты на Красной Горке, пост в Лебяжьей, пост на Черной речке с постоянным, круглосуточным дежурством спасателей. Эти посты оборудованы самыми современными средствами: быстроходными лодками, жестко-надувными - "Ридан-600", средствами на воздушной подушке КВП "Гепард", и средством на воздушной подушке "Хиус", которые позволяют решать все задачи по поиску и спасению людей в прибрежной полосе как зимой, так и летом.

Ольга Писпанен: И тот же самый вопрос - в службу Госпожнадзора.

Андрей Дорошенко: Безусловно, вы все уже знаете, что основная задача МЧС - это предупреждение чрезвычайных ситуация и пожаров, и над этим мы сейчас работаем. Наша структура создана с 1 апреля в рамках административной реформы. Сейчас перерабатывается нормативная база, пересматриваются законы, вносятся в них существенные изменения. На сегодняшний день нашей службой уже разработано и введено более 130-ти норм и правил пожарной безопасности, которые в целом уже существенно повлияли на обстановку с пожарами в нашем регионе.

Ольга Писпанен: Андрей, а именно по технике вопрос был. Насколько современная у вас сегодня техника, на которой вы работаете? И достаточно ли финансирования?

Андрей Дорошенко: Безусловно, финансирование недостаточное. Тем не менее, те задачи, которые ставятся перед нами, той техникой, которая существует, мы выполняем. И как вы знаете, нам удается справиться с той обстановкой, которая на сегодняшний день существует.

Ольга Писпанен: Каковы должны быть первые действия человека, попавшего в какую-то нестандартную ситуацию, будь то пожар, какая-то ситуация на воде, все что угодно?

Евгений Дюков: У нас существует единый телефон спасательной службы - "01". По этому телефону нужно обращаться, и все проблемы, возникающий у людей, будут решены. Единственное, при обращении по этому телефону надо конкретно называть, что, где и когда произошло, кто свидетели, чтобы все было четко. И нужно оставлять свои данные.

Андрей Дорошенко: Я хотел бы дополнить, что происшествия, на которые мы выезжаем, - это пожары, взрывы или угрозы взрывов, ДТП, ЧС на коммунальной или энергетической сетях, на высотах, на воде, ЧС природного и техногенного характера, на воздушном и железнодорожном транспорте. По телефону "01" вы также можете вызвать "скорую помощь" и милицию. Можно утверждать, что сегодня практика единой диспетчерской службы себя оправдала, оперативного реагирования на полученную информацию. У нас установлены современные станции, которые обрабатывают информацию, получаемую непосредственно от граждан.

Ольга Писпанен: А вы можете обнаружить, например, по сигналу мобильного телефона (если я звоню из леса, чтобы сообщить о пожаре), где я нахожусь, и направить туда спасателей?

Андрей Дорошенко: Все телефоны фиксируются, вплоть до того, что мы можем получить адрес вашего местонахождения. То есть возможности станции здесь имеются, и определить, в каком месте вы находитесь, возможно.

Ольга Писпанен: Иногда человек сомневается, вызывать ли ему службу спасения, думая, что справится сам. Бывает ли какое-то наказание за ложные вызовы? Даже это не хулиганство, а человек думал, что сейчас будет пожар, а он не случился, - а спасатели уже приехали, выломали дверь...

Андрей Дорошенко: Безусловно, наказание существует такое, но это направление деятельности мы передаем непосредственно милиции, то есть милиция занимается такими случаями.

Ольга Писпанен: А в спасении на водах?

Евгений Дюков: В спасении на водах, скажем так, таких наказаний у нас не применялось, такой практики у нас нет. Но очень часто, особенно в последнее время, бывает, что суда терпят бедствие, подходят спасатели, хотя вызов был, а им говорят: "Мы в помощи не нуждаемся". Но все равно с помощью Морского координационного спасательного центра мы людей, детей особенно, практически с этих плавсредств снимаем. А дальше уже не хотите спасаться - это уже ваши проблемы, пишите отказ. Они пишут отказ на месте - и мы оставляем их на волю волн. Но детей и женщин всегда снимаем, что бы они там ни делали, хозяева этих плавсредств.

Ольга Писпанен: Сегодня в Северо-Западном округе достаточно укомплектована служба спасения?

Евгений Дюков: Службу спасения на водах необходимо еще укомплектовать маломерными плавсредствами - это сейчас закупается. В 2006-м году МЧС планирует приобрести катер, морской спасатель, и в пожарном варианте он тоже будет рассматриваться, - это катер типа проекта "Мангуста".

Андрей Дорошенко: Безусловно, техники не хватает, пожарных частей не хватает. Многие населенные пункты находятся в большой удаленности от пожарных частей, доехать до них очень сложно. И иногда, когда мы приезжаем, жилые дома уже бесполезно тушить. И я еще хотел добавить, что не только техники не хватает, но и людей тоже не хватает, даже инспекторов Госпожнадзора, если брать по стране, у нас не хватает более 7-и тысяч. То есть и личного состава не хватает, и техники не хватает, но мы работаем над этой проблемой. И та реформа, которая проводится, уже дает свои положительные результаты.

Ольга Писпанен: Спасатель - это вообще героическая профессия. Есть какие-то специальные институты, в которых учат спасателей?

Евгений Дюков: Есть наш институт - Академия ГО и ЧС, которая находится под Москвой. И, соответственно, есть пожарные институты, которые практически находятся в каждом регионе. В плане подготовки рядовых спасателей для пожарных, соответственно, есть курсы, а для наших спасателей общего профиля есть учебный центр в Загорске под Москвой, где готовят спасателей с присвоением квалификации третьего класса, которые готовы практически все спасательные работы выполнять. И дальше они по мере своего развития, по мере совершенствования своего мастерства эту классность повышают и доходят до очень высокой квалификации - международного класса. Таких спасателей у нас единицы, конечно, но это профессионалы высокого класса.