Футбольные беспорядки и их восприятие российским телевидением

Программу ведет Петр Вайль. Участвуют телевизионный обозреватель Радио Свобода Анна Качкаева и корреспондент РС Михаил Саленков, беседовавший с адвокатом Владимиром Лебедевым и пресс-секретарем московской прокуратуры Светланой Петренко.

Петр Вайль: Московская прокуратура предъявила обвинение 15 участникам массовых беспорядков 9 июня в Москве на Манежной площади, во время и после трансляции матча Россия-Япония. Возбуждены 6 уголовных дел. Рассказывает наш корреспондент Михаил Саленков:

Михаил Саленков: Московской милицией по горячим следам задержаны около 130 человек, подозреваемых в участии в массовых беспорядках на Манежной площади 9 июня. Большинство задержанных оказались несовершеннолетними. По словам Владимира Лазарева, адвоката одного из них, почти все - молодые люди, за которыми пришли родители, они были опрошены как свидетели и отпущены домой. Другие остались в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания.

Владимир Лебедев: За кем пришли родители - те ушли и забыли про это как кошмарный сон. Они все допрошены как свидетели и их отпустили домой с родителями. Чти родители узнали, что их дети содержатся в милиции уже во вторник - практически никто не ушел. Все эти малолетки давали признательные показания. Все они говорят в один голос одно и тоже: нам сказали, если вы так скажете - вы пойдете домой.

Михаил Саленков: 15 задержанным уже предъявлено обвинение в участии в массовых беспорядках, хулиганстве и разграблении торговых точек. Говорит пресс-секретарь московской прокуратуры Светлана Петренко:

Светлана Петренко: За минувшие двое суток, за выходные дни, предъявлено обвинение еще четверым гражданам. Двое молодых людей обвиняются в участии в массовых беспорядках по части второй статьи 212-й Уголовного кодекса, и еще двоим лицам предъявлено обвинение по части второй статьи 161-й УК Российской Федерации - за разграбление торговых палаток. Всего в общей сложности по так называемому основному уголовному делу предъявлено обвинение 15 гражданам, 9 из которых взяты под стражу. Остальные обвиняемые выпущены под подписку о невыезде. 15 человек это по основному уголовному делу, а так как еще хулиганили и на станциях метро в центре Москвы, там тоже четверым гражданам предъявлено обвинение по части второй статьи 213-й УК - хулиганство

Михаил Саленков: Всех участников беспорядков, которым предъявлены обвинения, ждут серьезные наказания:

Светлана Петренко: Статья 212-я часть вторая предусматривает от 5 до 8 лет лишения свободы, часть вторая статьи 213-й - хулиганство - возможно наказание до пяти лет лишения свободы.

Михаил Саленков: Кроме того, обвиняемым грозит материальная ответственность в случае, если кто-нибудь из них будет признан виновным в нанесении ущерба потерпевшим гражданам. Напомню, что в результате массовых беспорядков были сожжены 7 автомобилей, разбито большое количество витрин.

Светлана Петренко: Все пострадавшие, потерпевшие, понесшие материальный или, скажем, моральный ущерб, могут обратиться, и собственно есть очень много обратившихся в прокуратуру, непосредственно в органы следствия с заявлением с просьбой признать их потерпевшими, есть лица, признанные потерпевшими, если будут установлены виновники причинения, скажем, материального вреда в порядке уголовного судопроизводства или в порядке гражданского судопроизводства - будет возмещаться ущерб.

Михаил Саленков: По оценке прокуратуры в беспорядках принимали участие не более 200 человек. Работы по поиску других нарушителей продолжаются. Вопрос об организаторах погрома пока остается открытым:

Светлана Петренко: И оперативная группа работает очень серьезно, по выявлению тех, кто совершал беспорядки 9-го вечером, уже начала приносить свои плоды работа по осмотру, фиксации того, что было фиксировано фото и видеокамерами, некоторым гражданам предъявлено обвинение именно на основании тех фото и видеоматериалов, которые в распоряжение следствия предоставили и средства массовой информации, и другие источники.

Михаил Саленков: Прокуратурой Москвы возбуждены 6 уголовных дел. Одно из них - в связи с убийством 17-летнего Андрея Труженникова, убийцы которого до сих пор неизвестны следствию.

Петр Вайль: Чемпионат мира по футболу и связанные с ним события на Манежной площади оказались центральной темой недели на всех без исключения российских телеканалах. О том, как телевизионные журналисты рассказывали о причинах поражения российской сборной и причинах, по которым милиция не смогла справиться с погромщиками - телекритик Радио Свобода Анна Качкаева:

Анна Качкаева: В "Итогах" Людмила Телень из "Московских новостей" вспоминала об эфире программы "Свобода слова" на НТВ в минувшую пятницу. Собирались там говорить о футболе, а получилась Манежная площадь в миниатюре. На трибунах чуть не передрались. Жириновский швырялся предметами, слава Богу, не стеклянными бутылками, орал про купленные матчи, евреев, обвинял учительниц-женщин, не пощадил даже погибшего мальчика. Часть толпы в студии ржала, когда оправившийся после первого шока ведущий все-таки отреагировал репликой на очередной выпад политика. Никто не покинул студию, все продолжали участвовать в безобразии, ожидая его продолжения.

Конечно, вывести вон из студии вице-спикера Государственной Думы зрелищно, но с точки зрения рейтинга проигрышно. Послать его куда подальше на глазах у миллионов, значит, уподобиться хулиганам, но если нет цели потакать утробным желаниям толпы или тем более унижаться перед хамом, если нет навыка презрительно его одергивать, то лучше с таким персонажем не связываться - в целях дезинфекции, чтобы не навредить зрителям и собственной репутации. Этот принцип хорошо известен врачу Савику Шустеру. Программа "Свобода слова" стала классическим примером того, когда свободный микрофон приходится выключать. Поэтому всегда лучше до этого не доводить, чтобы не создавать оскорбительную ситуацию, когда в ограничении свободы слова вас начинает упрекать воинствующий хам, хулиган и демагог.

Все итоговые программы минувших выходных пытались ответить на мучительные вопросы: кто виноват в поражении футбольной сборной России? Кто виноват в побоище на Манежной площади. Запомнилась информация об опросе французских болельщиков, которые тоже переживали полное поражение собственной, еще недавно лучшей в мире, сборной. Так вот на вопрос, как французы эмоционально будут переживать это событие, европейские коллеги российских болельщиков ответили: конечно же, выпьют и погрустят. А вот для того, чтобы поучаствовать в побоищах и поджогах, французы были готовы отправиться в Россию. Может, конечно, опрошенные так шутили, а может и нет. У нормального гражданина не прибавляется чувства национального достоинства от того, что разбита дорогая витрина, пылает чужая иномарка, измордован милиционер или оскорблению аплодирует телевизионная студия.

Обозреватель "Московских новостей" Людмила Телень говорила об ответственности политиков, журналистов и властей. Все, кто имеет дело с людьми, нередко поддаются искушению использовать такие привлекательные и очень удобные для многих лозунги - "Москва для москвичей"; "Россия для русских". Одни - сознательно возбуждая интерес к себе, другие цинично манипулируя в политических целях, третьи из выгоды или рейтинга. Воодушевленная толпа выпивает больше спиртного, разгоряченные зрители хотят еще более острого зрелища. Итог - человек толпы освобождается от нравственных норм и от понятий - прилично или неприлично.

Психиатр из института Сербского во "Временах" сказал, что рекламный ролик в принципе может стать катализаторам побоищ, но дело не столько в этом, сколько в том, что уровень агрессивности людей все время растет в последнее время, в том числе и в благополучной Европе. И психиатры пока не знают, с чем это связано. В "Вестях недели" и "Намедни" несчастный ролик, в котором мужик крушил битой машину, реабилитировали. Оказывается, его все-таки не показывали во время трансляции матча на манежной позади. Но зато у Парфенова показали другой ролик, который сегодня крутят на уличных экранах столицы. Стишки там прямо в тему: "Вы поместитесь в наши гробики, без диеты и без аэробики". Это братья Стерлиговы, прославившиеся некогда собакой Алисой, вернулись в бизнес, открыли похоронную контору и разместили рекламу на улицах города. Парфенов не сообщил, как называется предприятие, но подходящее есть у классиков. У Ильфа и Петрова в "Двенадцати стульях" контора гробовых дел мастера Безенчука называлась ласково: "Милости просим".