Исчезновение Ивана Рыбкина

Программу ведет Мелани Бачина. Участвуют обозреватели Радио Свобода Михаил Соколов и Елена Рыковцева, и обозреватель газеты "Московские новости" Юрий Васильев.

Мелани Бачина: У правоохранительных органов есть косвенные подтверждения того, что кандидат в президенты Иван Рыбкин найден. Об этом сообщил агентству "РИА Новости" начальник управления общественных связей ГУВД Москвы Кирилл Машурин. Родные Ивана Рыбкина заявили о его пропаже в четверг. Тем не менее, пока подтвержденных данных о его местонахождении нет. Поиском занимаются сотрудники угрозыска и ФСБ. Тему продолжат Михаил Соколов и Елена Рыковцева:

Михаил Соколов: В истории с исчезновением Ивана Рыбкина я бы, не делая никаких скоропалительных выводов, обратил внимание на несколько тем, которые кандидат в президенты обозначил во время разговора в среду около полудня. Первое: после того, как Иван Рыбкин стал разоблачать неких петербургских бизнесменов - братьев Тимченко и братьев Ковальчуков - как деловых партнеров Владимира Путина, которые, якобы, подмяли под себя "ОРТ" и "НТВ", финансовые потоки многих крупных компаний, санкт-петербургского и новороссийского пароходств, у Ивана Рыбкина раздался странный звонок.

Иван Рыбкин: Банк России имеет в Санкт-Петербурге под контролем счета многих министерств, и Минатома, и Министерства путей сообщения, и прочее. Можно говорить и о других вещах: "Сургутнефтегаз" этой группировкой взят под контроль. И господин Богданов там просто как бы исполнительное лицо.

Михаил Соколов: Кем взят под контроль?

Иван Рыбкин: Этим же сообществом. И после того, как я заявил, могу сказать, дальше тут звонок и говорят: "Это вас беспокоят от тамбовского представительства в Москве". От господина Кумарина что ли? Я звоню, тотчас губернатору, "Олег Иванович Бетин, вы давали такое поручение со мной соединиться?" Он отвечает: "Иван Петрович, я рад всегда вас слышать и рад вас в области видеть, но я не звонил, и в представительстве никто вас не набирал".

Михаил Соколов: Если кто-либо не знает питерских реалий, то сообщу: "тамбовскими" там называют одну влиятельную то ли еще группировку, то ли уже бизнес-сообщество. Сообщая нам из Лондона о слежке, давая понять, что его телефоны прослушиваются, Иван Рыбкин сказал, что у тех, кто ему помогает, возникают неприятности.

Иван Петрович, три с половиной миллиона рублей у вас было на счету. Все эти деньги официально потрачены, и эти деньги вам дал на кампанию некий Вячеслав Кондрашов, предприниматель, кто это такой?

Иван Рыбкин: Вячеслав Кондрашов - это предприниматель, который взаимодействовал с Социалистической партией России все эти почти 10 лет, он занимался мирным бизнесом – подготовкой земляных травяных смесей для садов и огородов в Подмосковье, у них его компаньонами, кстати, двое были парней из Питера. Своя торфофабрика под Питером, еще одна, по-моему, в Шатуре. Где-то, как только он вступил в список "Либеральной России", федеральный список, который мы подавали в Центризбирком, его просто выдавили из бизнеса, выкинули вон за то, что он пошел в "Либеральную Россию", в которой есть Рыбкин, Березовский и другие люди. После этого он сам пришел, сказал: "Я буду продолжать взаимодействовать", - и внес своих денег три с половиной миллиона. Но таких людей, готовых внести по полтора процента фонда, их десятки и даже сотни, и они внесут свои деньги, и фонд при необходимости будет сформирован.

Михаил Соколов: Вы находитесь сейчас в Лондоне, вот был этот инцидент с вашим отлетом такой странный, вы собираетесь вернуться в Россию?

Иван Рыбкин: Я сегодня, Михаил, прилетаю. Просто здесь у меня встречи, которые нельзя было отменить, я их перенес, сегодня вечером 242-м рейсом буду в Москве.

Михаил Соколов: То есть, вы будете ждать регистрации здесь, в России?

Иван Рыбкин: Да, конечно.

Михаил Соколов: Спасибо, Иван Петрович, всего доброго, увидимся здесь.

Иван Рыбкин: И вам спасибо, до свидания.

Михаил Соколов: Но пока не увиделись... Странное исчезновение Ивана Рыбкина заставило внимательнее отнестись к тем предположениям, которые он обнародовал в прессе на прошлой неделе.

Елена Рыковцева: Краткая хроника компромата от Рыбкина. В понедельник 2 февраля две газеты, принадлежащие Борису Березовскому, "Коммерсантъ" и "Независимая" на правах рекламы опубликовали обращение Ивана Рыбкина к гражданам России. Вот фрагмент этого текста, который в последующие дни привлек внимание прессы:

Цитата (из обращения Ивана Рыбкина): "Я, и не только я, обладаю множеством конкретных свидетельств участия Путина в бизнесе. Известный Абрамович, стоящий в тени Тимченко, братья Ковальчуки и другие отвечают за бизнес Путина. Акции "НТВ", "Первого канала", "Сургутнефтегаза" и многих других акционерных обществ принадлежат компаниям и лицам, над которыми может осуществлять контроль лично Путин. Я утверждаю: сейчас именно Путин самый крупный олигарх в России".

Елена Рыковцева: Газеты попросили у Рыбкина разъяснений. В среду в комментарии в "Независимой газете" он подтвердил, что три "мистера Х" входят в ближайшее окружение президента.

Цитата: По словам Рыбкина, Геннадий Тимченко имеет отношение к нефтяной отрасли, а Юрий и Михаил Ковальчуки контролируют финансовые потоки двух пароходств и пакеты акций двух телеканалов. Также, по словам претендента на главный пост страны, братья Ковальчуки фактически являются советниками президента по бюджетным вопросам. Правда, документального подтверждения вышеназванных фактов Иван Рыбкин "Независимой газете" не предоставил.

Елена Рыковцева: Тем не менее, некоторые журналисты посчитали эти факты заслуживающими внимания, и уже сегодня обозреватель санкт-петербургской газеты "Дело" Дмитрий Травин написал о том, что дыма без огня не бывает.

Цитата: Конечно, к предложенному Рыбкиным тексту не следует относиться слишком серьезно. Это оплаченная предвыборная реклама, носящая откровенно антипутинский характер. Однако вспомним, как в свое время мир узнал о Романе Абрамовиче, человеке, сидевшем на кассе у старой президентской семьи. Сначала все, даже очень квалифицированные эксперты, полагали, будто дальше полулегального Березовского уже ничего нет. Потом вдруг выяснилось, что очень даже есть. Когда впервые во внешний по отношению к семье мир вышла информация о Абрамовиче, никто даже не знал, как этот парень выглядит. Долго искали хотя бы фотографию. Наконец, нашли совсем плохонькую, которую постеснялась бы использовать даже самая завалящая провинциальная газетенка. А тогда эту фотку опубликовала одна из ведущих газет страны, снабдив весьма характерной надписью: "Это Абрамович". Сегодняшняя ситуация очень напоминает ту. До сих пор пресса любила смаковать имена "серых кардиналов" Кремля - Игоря Сечина, руководителя канцелярии президента, и Виктора Иванова - заместителя главы кремлевской администрации, которые, как полагают некоторые аналитики, реально "разруливают" ситуацию в стране. Теперь, похоже, наступает этап глубинного проникновения в суть ситуации, к глубинным слоям путинской команды. Рыбкин нашел одних. Кто-то другой, возможно, обнародует иные имена. Третий постарается определить, что здесь правда, а что ложь. И вне зависимости от конкретных результатов современного путиноведения, изыскания будут продолжаться".

Елена Рыковцева: Изыскания в пятничном номере "Московских новостей" начал обозреватель отдела политики Юрий Васильев. Пока, впрочем, эти изыскания проводились на уровне интервью с самим носителем громких фактов. Юрий Васильев пытался выяснить, насколько весомы эти факты, какой доказательной базой располагает Иван Петрович. О впечатлениях, которые сложились на этот счет у обозревателя "Московских новостей" мы сейчас с ним и беседуем.

Юрий, вы в своем интервью настойчиво спрашивали Ивана Петровича, располагает ли он документами, которые подтверждают источник успеха господ Ковальчуков и Тимченко. И он также настойчиво предлагал вам самому пойти и посмотреть, "как они на глазах наливаются соком", это я цитирую. Какой вы для себя в итоге сделали вывод?

Юрий Васильев: Лично для себя я сделал вывод, что на сегодняшний день у Ивана Петровича либо нет документов, либо по какой-то причине он не хочет их предъявлять. Я склоняюсь пока, на сегодняшний день, к тому, что такого рода документов у Ивана Петровича нет.

Елена Рыковцева: А входит ли в планы вашей газеты внять рекомендации Ивана Рыбкина - "мы обозначаем явление, а вы, журналисты, пишите и исследуйте"?

Юрий Васильев: Как раз в недавно вышедшем номере "Московских новостей" под интервью с Иваном Петровичем мы дали некоторую информацию, которая есть о Геннадии Тимченко и о Юрии Ковальчуке. Эта информация позволяет нам сказать, что, скорее всего, эти люди действительно знакомы с Владимиром Путиным, эти люди действительно каким-то образом соприкасались с ним в период работы Владимира Владимировича в мэрии Санкт-Петербурга, но причислять их к каким-то олигархам, представителям очень крупного бизнеса, на мой взгляд, было бы большой натяжкой.

Елена Рыковцева: То есть, ваша информация пока не подтверждает то, что Геннадий Тимченко - теневой владелец двух пароходств, и что братья Ковальчуки тоже из тени руководят банком "Еврофинанс", и что именно в нем лежат акции "ОРТ" и "Газпром-Медиа".

Юрий Васильев: Подтверждения этим фактам мы пока не нашли.

Елена Рыковцева: Юрий, в интервью с вами Иван Рыбкин спросил, вроде как в воздух, "прокуроры по заявлению депутата Госдумы Юдина рвали и рвут на части "ЮКОС". Что мешает им столь же внимательно отнестись к моему заявлению?" Как вы считаете, теперь, когда все это случилось с Рыбкиным, и вне зависимости от того, чем закончится, появляется ли шанс, что прокуратура начнет исследовать бизнес и связи названных им господ?

Юрий Васильев: Я, конечно, был бы счастлив предположить столь идеалистическую модель, но думаю, что в данном случае ничего не изменится. Равно, как и по гораздо более громким делам, как "Норд-Ост", как взрывы московских домов, и в данном случае, как мне кажется, во многом, если не вина, то часть ответственности лежит на Борисе Абрамовиче Березовском, с именем которого чаще всего связывают нынешние политические устремление Ивана Петровича Рыбкина. Слишком много Борис Абрамович давал компромата и по этим терактам, и по взрывам домов, и по "Норд-Осту", и слишком часто он не находил своего подтверждения. Я думаю, следует подождать, чем закончится история с Иваном Петровичем Рыбкиным, и в любом случае я бы хотел, чтобы она завершилась положительно для Ивана Петровича, и мы его скоро увидели.