"Временные" дети в Доме ребенка

Программу ведет Полина Ольденбург. В программе принимает участие корреспондент Радио Свобода Александр Макаров.

Полина Ольденбург: В Красноярском специализированном Доме ребенка из 250 малышей примерно половина - так называемые "временные". Женщина может оставить на попечение государства своих малолетних детей на срок от месяца до года, если ее семья вдруг оказалась в трудной ситуации: нет жилья, работы, тяжелая болезнь... Однако некоторые матери пользуются этой возможностью, чтобы избавиться от ребенка по-тихому, без лишнего шума.

Александр Макаров: В Красноярском Доме ребенка очень чисто, светлые, просторные комнаты, много игрушек. Дети одеты в новенькие ползунки и распашонки. Однако никто из этих малышей не улыбается, даже те, кого здесь оставили на время. Директор этого дома Татьяна Когай утверждает, что главная задача, которую ставит перед собой государство в данном случае, - это сохранить семью.

Татьяна Когай: Дети находятся здесь в зависимости от того срока, который им определен. Они здесь живут, имеют право на свидания с родителями. Родителям определяется время, в которое они приходят к детям, гуляют, встречаются с воспитателями, с врачами, получают консультацию, советы. То есть у нас с ними тесный контакт.

Александр Макаров: А вот главного врача красноярского роддома номер 2 Оксану Ковалевскую поражает легкомыслие женщин, решившихся на столь ответственный шаг без необходимой подготовки.

Оксана Ковалевская: Мне совершенно непонятно, что мешало прервать беременность. Что, за время беременности изменилось это семейное положение? Или она не знала, что у нее нет дома или работы? Она же знала об этом всю беременность.

Александр Макаров: Впрочем, Оксана Ковалевская не исключает, что некоторые из этих дам на самом деле действовали вполне продуманно.

Оксана Ковалевская: Женщины считают, что родить - это физиологичнее для организма, для здоровья полезнее родить и оставить этого ребенка, чем сделать аборт.

Александр Макаров: Татьяна Когай согласна со своей коллегой.

Татьяна Когай: Есть такие люди, которым нужно помогать, и эта помощь - нахождение ребенка здесь. Мать не оторвана от ребенка, а ребенок от матери, фактически сохраняется семья. А бывает и так, что этим пользуются: дают отказ на три месяца, потом продолжают отказ. В итоге дело заканчивается тем, что отказ возникает произвольно, то есть она перестает ходить, исчезает.

Александр Макаров: Однако больше всего медикам жалко детей, которых вначале отдают в Дом ребенка, потом забирают в семью, а затем снова оставляют на попечение государства. Чаще всего это самым пагубным образом сказывается на детской психике.

Татьяна Когай: Несмотря на то, что у нас есть все специалисты и возможности, чтобы вывести ребенка из такого состояния (это и врачи, и педагоги наши, и воспитатели), ребенок замыкается либо становится агрессивным. Это очень влияет! И потом с детьми происходят очень тяжелые истерики.

Александр Макаров: По словам Оксаны Ковалевской, сегодня ей опять написали заявление о временном, на два месяца, отказе от полугодовалого ребенка...