Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Денис Каменщиков.
Евгения Назарец: В центре Екатеринбурга снесена мастерская художника Евгения Малахина, уже более двадцати лет работающего под псевдонимом Старик Букашкин. А вместе с мастерской под отвалом бульдозера оказались расписанные Букашкиным окрестные гаражи, стены и мусорные баки. Искусствоведы заявляют, что Екатеринбург лишился полноценного культурного объекта. С подробностями Денис Каменщиков.
Денис Каменщиков: Мастерская екатеринбургского художника Евгения Малахина располагалась в цокольном этаже небольшого особняка в историческом центре Екатеринбурга и представляла собой одновременно дворницкую - Евгений Михайлович мел и метет улицу - собственно мастерскую с мольбертом и верстаками и собрание произведений современного народного и наивного искусства. В этом полуподвале Старик Букашкин, а именно так предпочитает именовать себя сам художник, проработал почти двадцать лет. Здесь собиралось организованное им в 1988 году общество «Картинник». Здесь раскрашивали досочки наивными картинками на стихи Букашкина. Отсюда с балалайками и губными гармошками уходили гулять по городу и раздавать досочки - картинки прохожим. Все заборы, гаражи и мусорные баки вокруг мастерской также раскрасили и расписали забавными изображениями. Это был, вспоминает член общества «Картинник» Ирина Лошкарева, проект «Азбука и стены».
Ирина Лошкарева: Это было 33, чуть побольше может быть, алфавитных стиха, каждый из которых начинался с буквы алфавита и на каждую была картинка. "Если дышите озоном, не ходите по газонам", - ну это вообще знаменитая. "Девчонка объелась гороха, бока раздулись, ей плохо. Слезами наполнились очи, мне жаль бедолагу очень". Кстати это, наверное, там сохранилось, там на стенке.
Денис Каменщиков: Вместо гаражей и картинок здесь теперь огороженная забором стройка.
Ирина Лошкарева: Все закрасили в уныло серый цвет! Вот тут как раз тумбочка и на ней все было цветное, очень цветное. "Котик хороший и тихий сидит в ожидании котихи".
Ничего от них практически не осталось. Зато теперь здесь раз-два-три многоэтажное здание института. И строители, которые там чего-то строят, вряд ли даже знают, на останках чего это все строится.
Денис Каменщиков: Доцент кафедры истории искусств Уральского Госуниверситета Тамара Галеева уверена, что речь идет не просто о сносе дома или мастерской художника, но об исчезновении существенной части культурного ландшафта, ауру которого не смогут ни заменить, ни восстановить никакие новые строения.
Тамара Галеева: Это то, что придавало нашему городу самобытность. Потому что я сама лично сколько экскурсий проводила с разными гостями, из разных городов, из разных стран мира по помойкам, по гаражам и в дом к старику Букашкину. Это всегда было таким открытием для приезжающих и совершенно необычным. Это то, что создавало мифологию нашего города. И это, безусловно, очень большая утрата.
Денис Каменщиков: На стене дома, стоящего напротив разрушенной мастерской, сохранилось четыре картинки. В том числе портрет самого Старика Букашкина. Кто его нарисовал, Ирина Лошкарева не помнит, но стихи к портрету написал Букашкин.
Ирина Лошкарева: "Ну до чего же хорошо: и жизнь прожил, и жив еще". Нарисованы три таких человека, три фигуры, центральная из них явно напоминает нам Букашкина, собственно, это он и есть. Надо сказать, что рисовали всегда... это какой-то такая иконография что ли особенная, он всегда рисовался в красном балахоне, как здесь, в красном колпачке с бубенчиками. Поскольку рисовали разные люди, то иногда узнать невозможно одного человека, но по этому красному балахону и по этой шапочке всегда понятно: ага, дед, значит, Букашкин.
Денис Каменщиков: Сам Евгений Малахин приходит на развалины мастерской почти каждый день. У него тут грядки с редиской и свеклой, пока не тронутые бульдозером. По словам художника «Картинник» сегодня правильнее называть садово-огородным товариществом. Букашкин с удовольствием выращивает цветы, перечисляя известные места в историческом центре Екатеринбурга.
Букашкин: Цветочки во дворе, где был дом, где и были цветы дальше, мальвы, саранки так уже расцвели, подсолнух декоративный расцвел, две большие грядки около башенки водонапорной на плотинке и маленькая такая клумбочка напротив постера, это Пушкинская, 10, напротив окна, чтобы из окна им было приятно смотреть. Там лилия расцвела уже.
Денис Каменщиков: «Картинник» сегодня не расписывает досочки и не поет песен по улицам. Но по-прежнему существует, хотя и собирается один раз в год. На день рождения Старика Букашкина, в сентябре. В этом году Евгению Малахину исполнится 61 год.
Евгения Назарец: В центре Екатеринбурга снесена мастерская художника Евгения Малахина, уже более двадцати лет работающего под псевдонимом Старик Букашкин. А вместе с мастерской под отвалом бульдозера оказались расписанные Букашкиным окрестные гаражи, стены и мусорные баки. Искусствоведы заявляют, что Екатеринбург лишился полноценного культурного объекта. С подробностями Денис Каменщиков.
Денис Каменщиков: Мастерская екатеринбургского художника Евгения Малахина располагалась в цокольном этаже небольшого особняка в историческом центре Екатеринбурга и представляла собой одновременно дворницкую - Евгений Михайлович мел и метет улицу - собственно мастерскую с мольбертом и верстаками и собрание произведений современного народного и наивного искусства. В этом полуподвале Старик Букашкин, а именно так предпочитает именовать себя сам художник, проработал почти двадцать лет. Здесь собиралось организованное им в 1988 году общество «Картинник». Здесь раскрашивали досочки наивными картинками на стихи Букашкина. Отсюда с балалайками и губными гармошками уходили гулять по городу и раздавать досочки - картинки прохожим. Все заборы, гаражи и мусорные баки вокруг мастерской также раскрасили и расписали забавными изображениями. Это был, вспоминает член общества «Картинник» Ирина Лошкарева, проект «Азбука и стены».
Ирина Лошкарева: Это было 33, чуть побольше может быть, алфавитных стиха, каждый из которых начинался с буквы алфавита и на каждую была картинка. "Если дышите озоном, не ходите по газонам", - ну это вообще знаменитая. "Девчонка объелась гороха, бока раздулись, ей плохо. Слезами наполнились очи, мне жаль бедолагу очень". Кстати это, наверное, там сохранилось, там на стенке.
Денис Каменщиков: Вместо гаражей и картинок здесь теперь огороженная забором стройка.
Ирина Лошкарева: Все закрасили в уныло серый цвет! Вот тут как раз тумбочка и на ней все было цветное, очень цветное. "Котик хороший и тихий сидит в ожидании котихи".
Ничего от них практически не осталось. Зато теперь здесь раз-два-три многоэтажное здание института. И строители, которые там чего-то строят, вряд ли даже знают, на останках чего это все строится.
Денис Каменщиков: Доцент кафедры истории искусств Уральского Госуниверситета Тамара Галеева уверена, что речь идет не просто о сносе дома или мастерской художника, но об исчезновении существенной части культурного ландшафта, ауру которого не смогут ни заменить, ни восстановить никакие новые строения.
Тамара Галеева: Это то, что придавало нашему городу самобытность. Потому что я сама лично сколько экскурсий проводила с разными гостями, из разных городов, из разных стран мира по помойкам, по гаражам и в дом к старику Букашкину. Это всегда было таким открытием для приезжающих и совершенно необычным. Это то, что создавало мифологию нашего города. И это, безусловно, очень большая утрата.
Денис Каменщиков: На стене дома, стоящего напротив разрушенной мастерской, сохранилось четыре картинки. В том числе портрет самого Старика Букашкина. Кто его нарисовал, Ирина Лошкарева не помнит, но стихи к портрету написал Букашкин.
Ирина Лошкарева: "Ну до чего же хорошо: и жизнь прожил, и жив еще". Нарисованы три таких человека, три фигуры, центральная из них явно напоминает нам Букашкина, собственно, это он и есть. Надо сказать, что рисовали всегда... это какой-то такая иконография что ли особенная, он всегда рисовался в красном балахоне, как здесь, в красном колпачке с бубенчиками. Поскольку рисовали разные люди, то иногда узнать невозможно одного человека, но по этому красному балахону и по этой шапочке всегда понятно: ага, дед, значит, Букашкин.
Денис Каменщиков: Сам Евгений Малахин приходит на развалины мастерской почти каждый день. У него тут грядки с редиской и свеклой, пока не тронутые бульдозером. По словам художника «Картинник» сегодня правильнее называть садово-огородным товариществом. Букашкин с удовольствием выращивает цветы, перечисляя известные места в историческом центре Екатеринбурга.
Букашкин: Цветочки во дворе, где был дом, где и были цветы дальше, мальвы, саранки так уже расцвели, подсолнух декоративный расцвел, две большие грядки около башенки водонапорной на плотинке и маленькая такая клумбочка напротив постера, это Пушкинская, 10, напротив окна, чтобы из окна им было приятно смотреть. Там лилия расцвела уже.
Денис Каменщиков: «Картинник» сегодня не расписывает досочки и не поет песен по улицам. Но по-прежнему существует, хотя и собирается один раз в год. На день рождения Старика Букашкина, в сентябре. В этом году Евгению Малахину исполнится 61 год.