Грузия-Россия: медовый месяц длился день

Ефим Фиштейн, Прага: В понедельник 1 декабря в голландском Маастрихте, на заседании Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе выступила Нино Бурджанадзе, временно исполняющая обязанности президента Грузии. В своем первом зарубежном выступлении в этом качестве она обвинила Россию в подрыве суверенитета республики и потребовала вывода российских войск с территории Грузии.

Нино Бурджанадзе произнесла ряд аксиом, не требующих доказательства: что отношения между Грузией и Россией должны строится на принципе равенства, а не как отношения между младшим и старшим братом, что одному государству негоже иметь военные базы на территории других государств, что Америка Грузии такой же друг, как Россия, и прочее, и прочее. К сожалению, история международных отношений - не набор прописных истин, а скорее список исключений из них. Ситуацию в Грузии определяют в первую очередь долгоиграющие местные факторы, как то: сепаратизм трех автономий, которые только на карте входят в состав республики, на деле же тбилисская власть их территорий не контролирует, политический раздрай в стране, где далеко не все разделяют взгляды вчерашней оппозиции - сегодняшней властной группировки - и экономическая разруха. Грузии еще только предстоит доказать свою жизнеспособность. Восстановить народное хозяйство можно не столько с помощью единовременных пожертвований, сколько путем переориентации экспортных потоков на Запад, но и это пока из области ненаучной фантастики.

Россия, по словам Бурджанадзе, приняв в Москве сепаратистских вождей, разрушила тот позитивный образ, который сложился в дни бескровного переворота в Тбилиси. Игорь Иванов, надо полагать, выслушал эти обвинения без удовольствия. Но он твердо знает, что и у его американского коллеги Колина Пауэлла, с которым грузинский лидер встретился после него, возможности достаточно ограничены, а потому и рекомендации, адресованные новому грузинскому руководству, будут достаточно однообразными. Соединенным Штатам меньше всего нужен сегодня еще один очаг нестабильности в регионе, вплотную примыкающем к Малой Азии, окраины которой уже провалились в черную дыру мирового джихада. А мир в Закавказье возможен только как результат совместных усилий всех заинтересованных сторон. Это и будет, скорее всего, главная мысль американских эмиссаров, которых ждут в Тбилиси: пусть медовый месяц в грузино-российских отношениях был длиной с воробьиный клюв, но и до настоящей ссоры дело доведено не будет.