Грузия: движения амбиций

Петр Вайль, Прага: 4 января в Грузии состоятся новые президентские выборы. Неизвестно, будет ли принимать участие в этом голосовании население одной из областей республики – Аджарии. Во вторник на аджарской территории объявлено чрезвычайное положение, а лидер автономии Аслан Абашидзе заявил о приостановке всех контактов с Тбилиси.

Кризис в Грузии имеет не только социально-политическое, но и социально-психологическое измерение. Советская историческая школа 20-30-х годов, осененная именем профессора Покровского, объясняла исторические события движениями масс. Имена деятелей попросту изымались как несущественные. Говорят, Сталин однажды сказал Покровскому: "Твои студенты думают, что Наполеон – это пирожное". Эта сильнейшая инерция наблюдается и сейчас. Мы охотно рассуждаем о влиянии экономических сил и перемещениях финансовых потоков даже в тех случаях, когда налицо явная борьба амбиций.

Такая война амбиций идет в Грузии. Тяжело раненого политически, но отчаянно до последнего боровшегося за политическую жизнь Шеварднадзе, более всего поддерживало мужское нежелание уходить побежденным. Несомненно ощущение новизны женского лидерства на Кавказе – для Нино Бурджанадзе, при всей ее государственной лидерской зрелости.

И, конечно, совершенно отдельно – в силу своих личных качеств – стоит в грузинской политике руководитель Аджарии Аслан Абашидзе. Он выстроил свою диктаторскую власть в маленькой, но действительно автономной автономии – по схеме киношных крестных отцов. Он у себя в Аджарии творец и автор всего – от слов республиканского гимна до детской оперы. Он благодетель и глава семьи, и пока не убедится, что может стать таковым для всей Грузии, не хочет выходить за аджарские пределы, удивляя схематических аналитиков непонятным поведением.

Такая вот политология с очень человеческим лицом.