В зоне осетино-ингушского конфликта также предприняты меры повышенной безопасности

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Кирилл Кобрин: Как вы уже слышали в выпуске «Новостей», в Ингушетии на окраине Назрани во время операции по задержанию вооруженной группы убиты два боевика и еще один арестован. Во время боя ранены 8 местных жителей - три женщины и пятеро детей, а также два сотрудника ФСБ.

В зоне осетино-ингушского конфликта также предприняты меры повышенной безопасности. Наблюдатели высказывают опасения, что ситуация здесь в ближайшие дни может заметно обостриться. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.

Олег Кусов: На месте ночного боя в пригороде Назрани работает оперативно-следственная группа. Тщательно исследованы завалы разрушенного в ходе боя жилого здания. Рассказывает наш корреспондент на Северном Кавказе Юрий Багров.

Юрий Багров: В селении Гамурзиево, в пригороде Назрани, где накануне произошло боестолкновение, следственная группа закончила разминирование частного домовладения. В воскресенье вечером сотрудники правоохранительных органов Ингушетии окружили дом, в котором, по оперативной информации, скрывались вооруженные люди. Сотрудники ингушского ОМОНа и спецназа ФСБ республики предприняли попытку штурма дома. Однако их атака была отбита. После того, как был открыт огонь из минометов и гранатометов, люди, находящиеся в жилом помещении, выпустили трех женщин и пять детей. Все они в ходе перестрелки получили ранения различной степени тяжести. Одна из женщин и грудной ребенок в крайне тяжелом состоянии доставлены в Назрановскую горбольницу.

Позже спецназовцы предприняли повторную попытку штурма. В результате этого люди, находящиеся в здании, были убиты, один ранен и задержан. Также получили ранения трое сотрудников УФСБ Ингушетии.

Олег Кусов: Президент Ингушетии Мурат Зязиков на сегодняшней пресс-конференции в редакции газеты «Аргументы и факты» заявил, что число раненых в ходе спецоперации жителей селения Гамурзиево гораздо меньше, чем об этом сообщили днём некоторые информационные агентства.

Мурат Зязиков: По докладу правоохранительных органов, проводили они мероприятия, где были задействованы силы МВД, ФСБ. И в результате проведения вот этого мероприятия были задержаны и уничтожены отдельные представители незаконных формирований. Но из мирного населения, как передают СМИ, этого нет. Такие данные, они не соответствуют действительности. Там действительно пострадало несколько детей, которым оказана медицинская помощь. Ну и есть женщина, которой тоже оказывается помощь. Но у меня эта вся информация по докладу руководителя правоохранительных органов. Сейчас там работает оперативно-следственная группа, которая вносит ясность по всем этим вопросам.

Олег Кусов: Напряженной остаётся обстановка и в зоне осетино-ингушского конфликта. Президент Зязиков убеждён, что за попытками обострить межнациональные отношения в регионе стоят определённые силы, которые хотят в своих целях использовать трагедию в Беслане.

Мурат Зязиков: Не надо искать национальный след в каких-либо преступлениях. Сегодня Ингушетия сама стала объектом нападения. Мы совсем недавно похоронили 79 человек, включая гражданских людей, 113 были ранены. И причем многие из тех, кто нападал на Ингушетию, они оказались и среди тех, кто был в Беслане. И не надо искать какой-то национальный след вот в этих преступлениях.

Кстати, преступники, они интернационализировались, в отличие от тех, кто проводит работу по нейтрализации этих преступников. Они не скоординировали свои действия. Во время нападения на Ингушетию были представители почти 30 национальностей, включая граждан Российской Федерации, граждан бывших союзных республик и ближнего зарубежья, как говорится, Дальнего и Ближнего Востока. Это что, если следовать этой логике, я должен обвинять все эти народы и все эти страны что ли?!

Что является первопричиной, кто за этим стоит, кто организатор – вот такую надо вносить ясность. Здесь, я думаю, задача стравить народы Северного Кавказа. В частности, вот когда были события в Ингушетии, первое, что было сделано, чтобы направить удар по чеченцам, по беженцам, которые... Вот как что-то происходит, обязательно начинается вот это. Я проехал по всем этим городкам ночью, когда все события у нас 22 июня происходили, встретился с людьми, сказал, что этого делать нельзя, что это специально делается, чтобы дестабилизировать обстановку. Там задача стравить чеченцев и ингушей, здесь стравить осетин и ингушей, чеченцев, чтобы запылал Кавказ. Вот это те силы, которые говорят об этом. Вот эта задача у них есть.

Я думаю, что из этого ничего не получится. Потому что Кавказ отличается своей монолитностью, своей мудростью. Осетинские, ингушские народы и другие народы Северного Кавказа – это братские народы, это было так, есть и будет всегда.

Олег Кусов: Мурат Зязиков подверг критике практику обвинений представителей конкретных национальностей в подготовке терактов на территории России.

Мурат Зязиков: Тут же находят фамилию даже. Вброс такой происходит. Происходит так, что этот человек уже во всех событиях участвовал. Он и в нападении на Америку участвовал 11 сентября, оказывается, в самолете сидел этот человек, он и на Воронеж нападал, он и на Москву, и на Ингушетию, и на Дагестан. В конечном итоге, такого человека в природе не оказывается. Вот и понимай, для чего это делается. Это делается для того, чтобы стравить наши народы.

Олег Кусов: Президент Ингушетии предложил своему североосетинскому коллеге выступить с совместным обращением о недопустимости разжигания межнационального конфликта на Северном Кавказе.

Мурат Зязиков: Я с таким предложением вышел и в администрацию президента, и туда. Я думаю, что такое обращение будет. Я тоже считаю, что это было бы хорошо. И с таким предложением я письменно вышел.

Олег Кусов: Как считают некоторые наблюдатели, радикальные группировки активизировались на территории Ингушетии в последние годы, именно тогда, когда президентом республики стал Мурат Зязиков. На сегодняшней пресс-конференции в Москве Зязиков попытался опровергнуть такие утверждения.

Мурат Зязиков: Это все было. Я всего в качестве президента два года. И подполье, то, что там где-то... Этого за два года не бывает, на всякий случай. На территории республики Ингушетия до моего президентства расстреливались колонны с военнослужащими и с генералами. На территории забирались, убивались милиционеры. Только с одного поста забрали 40 милиционеров, 17 из них убили, а тех, кто поехал за ними, их тоже посадили, и над ними тоже издевались. В тот период забирали в заложники за тысячу человек гражданских лиц. Сегодня этого нет. Вот да, такие случаи есть. И мы с ними боремся. Так что вот это утверждение, что «до вас все было хорошо», как отдельные товарищи, типа Немцова, говорят или... Если бы все было хорошо, не мне досталась бы эта республика в качестве президента.

Олег Кусов: Говорил президент Ингушетии Мурат Зязиков. По его словам, вооружённые группировки пытаются отомстить Ингушетии за её вклад в нормализацию обстановки в Чечне и в регионе в целом.