Грузинские власти заявляют: законность в Аджарии восстановлена - как Михаил Саакашвили собирается дальше объединять свою страну?

Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют обозреватель Радио Свобода Олег Кусов, первый заместитель главного редактора "Родной Газеты" Алан Касаев, корреспонденты РС Дмитрий Александров, Георгий Кобаладзе и Алхаз Чолокуа.

Андрей Шарый: В Аджарии все стратегические объекты взяли под контроль подразделения внутренних войск МВД Грузии. Как заявил премьер-министр Грузии Зураб Жвания, сторонники ушедшего в отставку Аслана Абашидзе сложили оружие без боя.

Зураб Жвания: Малочисленные, не очень мощные вооруженные сторонники Абашидзе видели абсолютную поддержку населением центральных властей и поэтому были полностью деморализованы.

Андрей Шарый: В Батуми был задержан бывший командующий 25-й бригадой Министерства Обороны Грузии Роман Думбадзе, отказавшийся повиноваться центральным властям в Тбилиси и принявший сторону Абашидзе. Ему предъявлено обвинение в измене родине. Президент Грузии Михаил Саакашвили вновь подтвердил гарантии безопасности, данные им Аслану Абашидзе. Саакашвили заявил, что досрочные выборы нового руководства Аджарии должны пройти не позднее июня этого года. На улицах Батуми более 10 тысяч жителей города продолжали праздновать смену власти в республике. Праздновал ее и президент Саакашвили. Выйдя из здания Верховного совета Аджарии, он направился через весь город к берегу моря. Шествие происходило через огромную толпу людей. У берега Михаил Саакашвили обмыл лицо и руки в Черном море, а затем признался сопровождавшим журналистам, что он сейчас по-настоящему счастлив. Подробнее о ситуации в Грузии – корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Георгий Кобаладзе:

Георгий Кобаладзе: В Аджарии всю ночь продолжали ликовать в связи с отставкой Аслана Абашидзе и началом, как говорят многие, новой эры в Грузии. Накануне, выступая по грузинскому телевидению, президент сделал весьма примечательное заявление. По его словам, мирная революция в Аджарии - первый прецедент поражения сепаратизма на постсоветском пространстве. Михаил Саакашвили и председатель парламента Нино Бурджанадзе выражают благодарность руководству России за поддержку в мирном разрешении конфликта. Хотя ранее госпожа Бурджанадзе неоднократно критиковала МИД России в связи с его однозначно пробатумской позицией. Утром в Аджарию прибыл президент Саакашвили. Его приветствовали многочисленные сторонники на митинге, все еще продолжающемся в центре города. Затем президент провел совещание и зачитал проект своего указа о введении в Аджарии прямого президентского правления. Михаил Саакашвили поручил министру внутренних дел Георгию Барамидзе лично проконтролировать осуществление режима прямого президентского правления. В течение утра в четверг бойцы элитных частей специального назначения МВД Грузии занимали все ключевые объекты в Грузии и других городах в Аджарии. Установлен жесткий контроль на Сарпской таможне и в Батумском порту. Премьер-министр страны Зураб Жвания предупредил, что факты грабежей и мародерства будут сурово пресекаться. Председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе, которая также находится в Батуми, сказала, что в столице Аджарии вводится особый режим патрулирования.

Нино Бурджанадзе: Сейчас в течение нескольких дней жителям Аджарии и Батуми придется свыкнуться с некоторым дискомфортом в связи с тем, что будет введен режим усиленного патрулирования на улицах. Но это необходимо именно для того, чтобы население было защищено, и кто-либо не воспользовался плодами нашей победы в собственных целях.

Георгий Кобаладзе: По последней информации, в Батуми арестован генерал Роман Думбадзе, который за несколько дней до революции заявил о переподчинении свое бригады главе Аджарской автономии.

Андрей Шарый: Грузия и Россия заинтересованы в совместной борьбе с терроризмом и решении других глобальных проблем, об этом заявили на пресс-конференции после переговоров в Москве министры иностранных дел двух стран Саломе Зурабишвили и Сергей Лавров. В ходе переговоров обсуждались также статус и сроки пребывания российских баз на территории Грузии. Этот визит главы грузинского внешнеполитического ведомства в Москву в первый же день после политической победы Михаила Саакашвили в Аджарии, конечно, не случаен. Как и в ноябре прошлого года, после приезда в Грузию представителя российского руководства Игоря Иванова кризисная ситуация в стране была более-менее разрешена. На этот раз лидер Аджарии Абашидзе уступил требованиям центральных властей и покинул территорию Грузии в самолете российского секретаря Совета Безопасности. Над темой работал мой коллега Олег Кусов:

Олег Кусов: Министр иностранных дел России Сергей Лавров по окончании переговоров подчеркнул, что все шаги по разрешению аджарского кризиса основывались на договоренностях между Москвой и Тбилиси.

Сергей Лавров: Мы выразили удовлетворение тем, как развиваются связи по всему спектру наших взаимоотношений. Мы весьма удовлетворены тем, что ситуация в Аджарии была урегулирована мирным путем, что удалось избежать кровопролития, за что всегда выступала российская сторона, которая с самого начала этого конфликта рассматривала его как внутренне дело Грузии. Все наши контакты, связанные с ситуацией вокруг Аджарии, основывались именно на этом, и все шаги, которые предпринимала российская сторона, осуществлялись на основе договоренностей между Москвой и Тбилиси. Мы с удовлетворением отмечаем заявления, которые сделал президент Грузии Михаил Саакашвили - о том, что в Аджарии будет быстро восстановлен порядок, не будет никаких репрессий и преследований, автономный статус Аджарии сохранится, и в самое ближайшее время там пройдут свободные и честные выборы.

Олег Кусов: Глава внешнеполитического ведомства Грузии Саломе Зурабишвили отметила заслугу России в разрешении аджарской проблемы.

Саломе Зурабишвили: В день, когда демократия в Грузии сделала еще один шаг и достигла еще одной победы, этот день очень важен, для нас это еще один шаг в продвижении в сторону Европы. Грузия смогла еще раз подтвердить всему миру, что в такой непростой ситуации может мирными методами решать проблемы и продолжать свой путь, и имеет большое значение то, что Россия серьезно помогла нам на этом пути и предприняла серьезные шаги. Это создает благоприятную почву для дальнейшего развития наших отношений. Вместе с тем, мы высоко ценим ту поддержку, которую мы получили от наших других партнеров, США и Европы, и это вновь утверждает нашу позицию, что Грузия должна стать пунктом сотрудничества.

Олег Кусов: Саломе Зурабишвили утверждает, что кризисная ситуация в Аджарии не была похожа на ту, которая была в Абхазии и Южной Осетии.

Саломе Зурабишвили: Нет никакой связи между Аджарией, Абхазией и Южной Осетией. Тут не было сепаратистского конфликта. Здесь был конфликт между демократией и антидемократическими силами. Демократия победила, и победила демократическими методами. Это может быть интересно для Абхазии и Южной Осетии - то, что методы современной Грузии - это те методы, которые применялись в Аджарии, сперва диалог, а далее - демократические и мирные методы. В Абхазии и Южной Осетии проблемы, о которых мы думали еще до того, как было обострение ситуации в Аджарии, мы готовы новым взглядом посмотреть на ситуацию, так как новое правительство и новое общество, которое уверовало в себя, оно не агрессивно, но более прагматично будет смотреть на вещи.

Олег Кусов: Но, судя по всему, в Абхазии и Южной Осетии пока не доверяют заверениям официального Тбилиси. Из Абхазии передает наш корреспондент Алхаз Чолокуа:

Алхаз Чолокуа: Президент Абхазии Владислав Ардзинба внимательно следит за событиями, происходящими в Аджарии, и надеется, что нет никаких угроз для безопасности абхазцев, проживающих на территории автономии - заявил в Сухуми помощник президента Абхазии Астамур Тания. Резкую реакцию абхазских властей вызвали высказывания, сделанные Саакашвили накануне в Батуми, в частности, его заявления о том, что за Аджарией последует Абхазия. В распространенном в четверг официальном заявлении президента Абхазии отмечается, что все это является следствием эйфории. Ситуация в Абхазии и вокруг нее коренным образом отличается от аджарской. Аджарцы являются этническими грузинами, и они никогда не выражали стремления к построению собственного независимого государства. По существу, это был конфликт политических элит Тбилиси и Батуми, отмечается в заявлении абхазского лидера. По словам Владислава Ардзинбы, Абхазия полна решимости бороться за свою свободу и независимость, и располагает всеми необходимыми средствами для этого. Президент Абхазии призвал руководство Грузии не вводить в заблуждение свое население и трезво оценивать ситуацию. Кроме того, абхазский лидер напомнил, что подобные агрессивные заявления противоречат всем соглашениям, подписанным в ходе грузино-абхазских переговоров, гарантами которых являются ООН, Россия и другие участники мирного процесса.

Олег Кусов: Руководство Южной Осетии также выразило обеспокоенность отдельными высказываниями представителей грузинских властей. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты провел консультации с властями Северной Осетии. Из Владикавказа передает наш корреспондент Дмитрий Александров.

Дмитрий Александров: Лидер самопровозглашенной республики не исключает обострения ситуации у себя в регионе. Было бы неправильным, если руководство Гурзии будет подходить к проблеме и Южной Осетии с уже утвердившейся негативной позиции - подчеркнул глава Южной Осетии. Эдуард Кокойты в четверг также беседовал со спикером парламента Северной Осетии Теймуразом Мансуровым. По мнению председателя республиканского парламента в настоящее время многое зависит от средств массовой информации. С их помощью следует рассеять сомнения по поводу Южной Осетии, особенно по части того, что официальный Тбилиси характеризует ее как бандитский регион. Нынешняя ситуация просто обязывает Северную Осетию защитить Южную - считает Теймураз Мансуров. В Цхинвали не скрывают возможности вооруженного противостояния между самопровозглашенной республикой и Грузией. Помощник югоосетинского лидера Константин Кочиев в интервью Радио Свобода заявил, что, по некоторым данным, руководство Грузии готовит провокации, цель которых - обострить ситуацию в Южной Осетии.

Олег Кусов: Официальный Тбилиси сегодня уже дал понять, что не собирается подходить к разрешению абхазской и юго-осетинской проблем по аджарским меркам. Тем более, что грузинские власти не могут не учитывать при разрешении этих проблем фактор Москвы. На эту тему рассуждает первый заместитель главного редактора "Родной Газеты" Алан Касаев:

Алан Касаев: Россия, несомненно, влияет на процессы в Грузии. То, что это влияние в последние несколько месяцев во второй раз связано с именем Игоря Иванова, думаю, с одной стороны, случайность, а с другой - закономерность. Во-первых, Иванов родом из Грузии, у него, естественно, особое отношение к Грузии, особые контакты, представители грузинского истеблишмента, несомненно, ему доверяют больше, чем человеку чисто российскому, который с Грузией никаких контактов не поддерживает. Я думаю, что особенно грузинскому президенту Саакашвили запомнилась конструктивная позиция Иванова в ноябре, поэтому он прибег именно к посредничеству Иванова. Я утверждаю, что это была его просьба прислать именно Иванова, поскольку в президентском окружении рассматривались и другие кандидатуры. Если говорить в целом о влиянии, то оно сейчас связано как минимум с несколькими факторами. Во-первых, это фактор выполнения Россией решений стамбульского саммита 1999-го года о выводе военных баз с территории Грузии, во-вторых, посреднические усилия России в рамках СНГ по Абхазии, и в рамках смешанной четырехсторонней комиссии - по Южной Осетии. Очень большое значение, хотя и не афишируемое, естественно, имеет энергетический фактор, потому что Грузия - односторонне зависимая сторона в вопросах поставок российской электроэнергии, ее распределения по территории Грузии, и даже ее последующей перепродажи третьим странам.

Олег Кусов: Президент Михаил Саакашвили много говорил о том, что необходимо восстановить территориальную целостность Грузии. В этот план он включил Аджарию, получается, следующие пункты - Абхазия и Южная Осетия?

Алан Касаев: Не совсем так. Ведь формально, и во многом фактически, Аджария и не выходила из состава Грузии. Так что здесь говорить о параллелях, в общем, не совсем правомерно. Тем более, что сами лидеры Абхазии и Южной Осетии постоянно, на протяжении полугода, официально и неофициально дистанцировались от аджарского лидера, заявляя, что у них разные проблемы, и сегодня абхазское руководство вновь заявило, что абхазский вопрос ни в коем случае не будет решен по аджарскому сценарию, поскольку Аджария - часть Грузии, а Абхазия - независимое государство. Стало быть, политика, имевшая успех, по крайней мере, на сегодняшний день так оно выглядит, этот успех в Аджарии не может быть механически повторен Саакашвили в отношении ни Абхазии, ни Южной Осетии. И то, что президент заявил из окна резиденции Абашидзе в Батуми, что "мы теперь пойдем решать вопрос с Абхазией", - на следующий день он уже эту позицию смикшировал и заявил, что настало время начать мирные переговоры с Абхазией. Это большая разница. Думаю, дальше его политическая кривая будет менять свой радиус, по крайней мере, в отношении Абхазии.