Борис Березовский не собирается продавать издательский дом "Коммерсантъ"

Программу ведет Владимир Бабурин. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Олег Кусов.

Владимир Бабурин: Проживающий в Лондоне российский бизнесмен Борис Березовский категорически опроверг слухи о своих планах продать Издательский дом "Коммерсантъ". Об этом он заявил в среду во время телемоста, который был организован между Лондоном и коллективом редакции газеты "Коммерсантъ" в Москве. На этот телемост были приглашены представители и других средств массовой информации, в том числе корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Олег, как выглядел опальный олигарх? Может быть, он был чем-то озабочен, удручен или выглядел как обычно?

Олег Кусов: Как мне показалось, Борис Березовский выглядел в своей привычной деловой манере. Он сидел перед телекамерой в белой рубашке, в такой неофициальной обстановке и давал тем самым понять своим коллегам, что настроен именно на деловой демократичный разговор. Он не хотел показать, что перед ними сидит их владелец, он хотел показать коллегам, что перед ними сидит их единомышленник.

Владимир Бабурин: Удалось ему, как вы полагаете?

Олег Кусов: Я полагаю, что удалось, поскольку на все вопросы сотрудников "Коммерсанта" и других средств массовой информации Борис Березовский отвечал довольно откровенно и не раз срывал аплодисменты в зале.

Владимир Бабурин: Я знаю, что вы пообщались с коллегами из "Коммерсанта". У них не складывается ощущения, что они в таком положении крепостных, которых могут продать вместе с изданием? К сожалению, такие случаи в российской журналистике уже были.

Олег Кусов: Насколько я понял, общаясь с сотрудниками "Коммерсанта", такого ощущения у них нет. Они понимают, что газета "Коммерсантъ" одна из влиятельных в России, у них есть такое ощущение. И еще есть ощущение того, что на самом деле они не являются крепостными журналистами, а каждый из них имеет право на свою точку зрения в освещении тех или иных событий. И как это показал телемост и поведение Бориса Березовского, Борис Березовский не против такой позиции сотрудников "Коммерсанта".

Борис Березовский общался с коллективом редакции "Коммерсантъ" посредством телемоста. Открыл беседу генеральный директор Издательского дома "Коммерсантъ" Андрей Васильев.

Андрей Васильев: Раз в полгода "Коммерсантъ" усиленно продается с помощью наших коллег из средств массовой информации. Бывают иногда спекуляции, иногда действительно тревожит судьба "Коммерсанта", это даже лестно для нас. Но в этот раз взрыв слухов, в том числе и опубликованных, был особенно силен. Поскольку, например, я совершенно согласен с владельцем Борисом Березовским, что тема продажи "Коммерсанта" - тема важная для издательского бизнеса в целом, в первую очередь, конечно, это тема политическая.

Олег Кусов: Борис Березовский так объяснил подоплеку распространяющихся в последнее время слухов о продаже "Коммерсанта".

Борис Березовский: Я считаю, что эти слухи под собой имеют совершенно конкретную основу. Основа состоит в том, что действительно "Коммерсантъ" является очень важным и влиятельным средством массовой информации в России. Особенно на фоне того, что произошло в последние годы в России, когда были заказаны все независимые от государства телевизионные каналы, прежде всего федерального уровня, большинство печатных средств массовой информации тоже оказалось под контролем, в той или иной форме, Кремля, если вещи называть своими именами. То, что удалось сделать "Коммерсанту", в этом смысле уникально.

Никаких намерений продавать Издательский дом "Коммерсантъ" у меня не существует, не существовало и не будет существовать. При этом я хочу совершенно твердо сказать, что я получал неоднократно предложения продать Издательский дом "Коммерсантъ", но ни разу эти предложения не принял. Такие заходы связаны с тем обстоятельством, что власть, с моей точки зрения, не согласится с существованием независимого мощного печатного слова. Власть, безусловно, хорошо понимает, что мощнейшим инструментом влияния на элиты, на истеблишмент, если хотите, прежде всего, это печатное слово, и сегодня прежде всего "Коммерсантъ". Я считаю, что это давление будет продолжаться.

Олег Кусов: Борис Березовский признал, что в последнее время газета "Коммерсантъ" сглаживает темы. Но призывать журналистов писать острее владелец газеты не намерен. Он считает, что в Москве это делать небезопасно, поскольку власть оказывает давление на прессу. Как отметил Березовский, он никогда не говорил журналистам, как надо писать и о чем следует писать. Сотрудник газеты "Коммерсантъ", специализирующийся на наиболее острой для России проблеме - чеченской проблеме - Муса Мурадов подчеркнул в беседе со мной, что газета считает одним из своих главных приоритетов предоставление читателям информации, а не навязывание какой-либо определенной точки зрения.

Муса Мурадов: Если возникнет ситуация, когда на нас будут давить, на редакцию, и пытаться то ли мешать работе журналистов, то ли заставлять отказываться от каких-то острых тем или какого-то другого взгляда на события, скажем так, менее остро освещать, в этом случае, как вести себя, я думаю, будет решать каждый журналист. С другой стороны, я не считаю, что "Коммерсантъ" кидается на власть, находится в политической оппозиции. Единственное, что позволяет себе "Коммерсантъ" и, на мой взгляд, в чем не может себе отказать "Коммерсант" - это в как можно подробном освещении политических и прочих событий. Главная концепция "Коммерсанта" - это информационная концепция. В "Коммерсанте" принято, что журналист, прежде всего, оперирует подтвержденными фактами, а не собственными соображениями по поводу того или иного события. Поэтому для меня вообще немножко странно звучит вопрос - в каком смысле могут давить на журналистов? Ограничиться сообщениями официальных источников?

Олег Кусов: Как подчеркнул Борис Березовский, он не намерен продавать другие свои издания в России, в частности, "Независимую газету".