Российское телевидение - региональное и центральное

Ведет программу Петр Вайль. Принимает участие корреспондент Мелани Бачина, которая беседует с журналистом томской телекомпании "ТВ-2" Юлией Мучник и президентом телекомпании Аркадием Майофисом.

Петр Вайль: На последней недавней церемонии вручения телевизионной премии ТЭФИ была одна номинация, которую многие академики российской Академии телевидения называют "значимой для всей России". Это номинация – Региональная информационная программа. В этом году победителем в третий раз стала информационная программа "Час Пик" томской телекомпании "ТВ-2".

Мелани Бачина: Информационная служба томской телекомпании "ТВ-2" в эти дни отмечает свое десятилетие. Очередной бронзовый "Орфей", говорят журналисты "ТВ-2", – лучший подарок к юбилею. Сложно ли это – быть лучшим среди региональных компаний в течение нескольких лет? Говорит Юлия Мучник, журналист телекомпании "ТВ-2".

Юлия Мучник: Вообще-то все сложно, потому что люди истощаются, в особенности на телевидении они быстро истощаются. Потом людям нужны какие-то новые темы, новые ситуации, на которых делать сюжеты, а в маленьком городе эти новые темы возникают нечасто и мало новых собеседников, мало новых каких-то ситуаций, мало событий, мало конфликтов, которые так любят журналисты. Это все большая проблема. После каждого конкурса, даже который мы выигрываем, думаем – а что дальше? Вот мы выиграли, а что дальше? И часто начинаем излишне рефлексировать, заниматься самоедством и, кажется, что дальше уже не сможем работать, уже в следующий раз не выставимся, не победим, не сможем на должном уровне продержаться. Проходит год и выясняется, что ничего, как-то удается.

Мелани Бачина: В начале 90-х, когда создавалась телекомпания "ТВ-2", в России появилось много телекомпаний региональных и общероссийских. Это был подъем телевидения. Сегодня до 10-летнего рубежа, который, можно сказать, совпал с общероссийским кризисом телевидения, дошли многие. Церемония ТЭФИ второй год подряд проходит на фоне попытки развала НТВ. Кризис на центральных телеканалах не может не отражаться на региональных компаниях. Особенности сегодняшнего телевидения в России - формализация и засилья официоза. Эпоха телевидения личностей как-то незаметно прошла, стало появляться ощущение сплошной серости на каналах.

Юлия Мучник: Начало 90-х это было вообще время повального увлечения всех журналистами и журналистикой, это было время в России как "поэт больше, чем поэт", и это было время, когда журналист был больше, чем журналист, журналисты были властителями дум. Все жили от "Взгляда" до "Взгляда", мы все влюблялись в столичных телевизионщиков и, казалось, что тогда телевидение меняет время, меняет эпоху, меняет взгляд. Тогда в телевидение хлынуло огромное количество людей самых разных, самых разных специальностей, людей, не плохо образованных, людей с либеральными взглядами, людей, которые хотели действительно что-то такое важное сказать с экрана. Тогда еще телевидение не было испорчено большими деньгами, кстати говоря, и в телевидение действительно люди шли с идеями, а не за какими-то огромными гонорарами, а, как выяснилось потом, с очень наивными, романтическими представлениями. Но тогда эта наивная романтическая атмосфера делала телевидение таким свободным, либеральным, очень симпатичным. И просто именно тогда создавалась наша телекомпания "ТВ-2" и, я помню, что люди, которые пришли на эту телекомпанию из разных специальностей, из университетов многие, совершенно не журналисткой профессией, они были увлечены этой идеей создать не подцензурное еще в советской тогда стране телевидение. Сейчас телевидение становится безликим и сероватым, такая ситуация в стране, а телевидение эту ситуацию просто-напросто отражает. В России все по кругу, в России все циклично. То есть просто надо пережить очередной этап, потом у нас будет виток, как всегда, либерализма, свободы и прочее и потом опять появится новая волна, новое свободное либеральное телевидение, его опять задушат, конечно же, потом опять начнется новый цикл. Просто в России надо жить долго и на телевидении в России надо работать долго.

Мелани Бачина: Среди региональных компаний побеждает тот, кто не претендует на столичный формат, у регионального телевидения свой зритель и свои рейтинги. Профессионализм определяется умением найти с этим своим зрителем, можно сказать, соседом общий язык. Доверие зрителя становится главным показателем рейтинга региональных новостей. Те, кто смотрит эти новости каждый день, отличаются от тех, кто их оценивает на конкурсах, но, тем не менее, многие телевизионные метры отмечают, что профессиональный уровень регионального телевидения растет. Говорит президент Академии российского телевидения Владимир Познер.

Владимир Познер: Я смотрю региональное телевидение, я смотрел в составе жюри, а "Новости. Время местное", с "Интерньюсом", на ТЭФИ и так далее, видно абсолютно, и это нормально, что уровень регионального телевидения растет и появляются совершенно неожиданные программы и неожиданные звезды. Это здорово. Я не сомневаюсь, что, в конце концов, мы выйдем на такой уровень, когда местное телевидение, профессионально говоря, не будет отличаться от федерального. Региональные станции не могут соревноваться с федеральными каналами. Например, сериал, художественные фильмы, новости общего масштаба и международного, у нет там корпунктов и всего прочего. Зачем ломиться открытую дверь? Есть то, что делает региональное телевидение, то, что не может делать, кстати говоря, телевидение федеральное. То есть оно говорит о своем домашнем, местном – это важнейшая задача.

Мелани Бачина: Идеализировать региональное телевидение не стоит, оно разное. С одной стороны, растет уровень профессионализма, с другой стороны региональное телевидение больно всеми теми болезнями, которыми больно центральное. Телекомпания "ТВ-2" и несколько других сильных региональных компаний - "Афонтово", Красноярск, "4-й канал" Екатеринбург, вряд ли отражают общую картину российских регионов. На местах так же есть давление власти, олигархов, соблазн деньгами. "ТВ-2", победившее в этом году на ТЭФИ, все десять лет была независимой телекомпанией, но теперь контрольный пакет акций продан. Пока новый владелец акций ЮКОС в редакционную политику не вмешивается, коллектив "ТВ-2" работает практически в том же составе, в котором начинал десять лет назад. Но журналисты говорят, что как только почувствуют давление со стороны новых акционеров, уйдут с телевидения. Работать свободно и честно – единственная возможность быть лидером и побеждать на конкурсах - в этом сотрудники "ТВ-2" уверены.

Петр Вайль: Разговор с президентом телекомпании "ТВ-2" Аркадием Майофисом Мелани Бачина начала с вопроса – какие главные разочарования у вас за десять лет работы компании?

Аркадий Майофис: У меня, по-моему, нет разочарований. Потому что все десять лет телекомпания динамично развивается. Если говорить о региональном телевидении страны в целом, то появилось огромное количество, это не три, не пять и даже не дест, а значительно больше действительно ярких, отличных, прекрасных телекомпаний. Что меня беспокоит сейчас очень сильно – это такой почти массовый исход талантливых журналистов из регионов в Москву. Все пытаются в поисках лучшей доли завоевать столицу, и это объединяет нас очень сильно. Понятно, что и зарплаты не те, все равно это трудно. Вот если мы сможем устоять и как-то эту тенденцию переломить, тогда и следующие десять лет будут такими же хорошими, как были эти.

Мелани Бачина: Аркадий, а с чем вы связываете этот общероссийский кризис на телевидении? Вы сказали, что региональные сильные талантливые журналисты переходят на центральные каналы, но, тем не менее, и на центральных каналах в последнее время не так много появилось звезд, ярких личностей, которые появлялись, скажем, десять лет назад. С чем вы лично связываете общую атмосферу сероватости, официозности, формализации некоторой на центральных каналах и на региональных в том числе?

Аркадий Майофис: Скорее всего, очевидно, что это связано с коммерционализацией телевидения. Россия здесь не исключение, весь мир по этому же пути шел. Разве что, может быть, Англия отличается от всех остальных, там действительно делают качественное телевидение. Я согласен с Юлией, что у нас в России все циклично, и пройдет это увлечение деньгами, и наступит опять творчество, которое было в начале 90-х годов. Я еще раз говорю о том, что я достаточно оптимистично смотрю на то, что делается на наших каналах, и у нас появился канал "Культура", в конце концов, национальный канал, я имею в виду, великолепное, по-моему, телевизионное зрелище, это появилось в последние годы.

Мелани Бачина: Аркадий, так или иначе, кризис, которые есть который вы не рассматриваете как какой-то глобальный, но, тем не менее, он отражается на региональных компаниях. Сейчас я имею в виду процессы давления власти, олигархов, соблазн деньгами, которые так или иначе присутствуют в регионах. Вы много ездите, у вас много друзей среди других руководителей региональных компаний, на ваш взгляд, эти процессы сильно влияют, я имею в виду процессы, которые мы видим в центре, на региональные компании?

Аркадий Майофис: С моей точки зрения, в регионах все лучше, чем в Москве, видимо, в Москве просто ставки очень большие. Когда речь идет о президентских выборах, понятно, что судьба одного, пусть даже очень хорошего телеканала никого не будет волновать. Я действительно много знаю, много езжу по стране и нет такого очевидного давления. Есть телеканал, который с удовольствием подчиняется очевидному давлению, и в каждом городе есть какой-нибудь губернаторский канал или мэрский, часто губернатор с мэром ссорятся, поэтому каналы отражают эту ссору. Но это нельзя назвать тенденцией. Те телеканалы, которые чувствуют себя свободными и независимыми, в которых работают настоящие профессионалы, они умеют противостоять этим тенденциям. По крайней мере, мы в Томске точно научились противостоять какому-либо давлению, финансовому или политическому. И я знаю много других компаний, которые делают то же самое.

Мелани Бачина: Если это не тенденция, о каких вообще тенденциях на региональных телекомпаниях сегодня можно говорить? Появились ли новые какие-то тенденции?

Аркадий Майофис: Новых тенденций не видно, ясно. Что телекомпании пытаются работать на новостийном рынке, местные новости это то, чего действительно никогда себе центральные каналы позволить не могут, близость к человеку, обычным проблемам обывательским – вот это, пожалуй, самое главное. Меня беспокоит только одно, что если реально экономика в стране не будет развиваться, если в регионах не появятся деньги, а известно, что все деньги в нашей стране находятся в Москве, то просто лучше будет уезжать. Я уже начал об этом говорить, но меня действительно по-настоящему волнует.

Мелани Бачина: Если говорить о региональных новостях, об информационных программах, а информационные программы вашей телекомпании уже во второй раз получили большое ТЭФИ и в этом году получили два "Орфея" на ТЭФИ-регион. Скажите, феномен подхода провинциального телевидения в том, что он не претендует на столичный формат, а что еще позволяет региональному телевидению, такому как "ТВ-2" в небольшом городе удерживать лидерство в течение нескольких лет, получать высокие премии, такие как ТЭФИ?

Аркадий Майофис: Я думаю, что это особенность нашего города и народонаселения, который здесь проживает. Во-первых, это университетский город, здесь концентрация интеллекта больше чем в каком-либо другом городе страны. Здесь традиции очень хорошие, людей ссыльных очень много с потрясающими корнями. Мне кажется, что именно это создает особую атмосферу, которую все отмечают, кто смотрит наши программы. И есть "4-й канал", вы уже упоминали эту телекомпанию в Екатеринбурге, они больше московские новости, там денег больше, лоска больше. А мы более провинциальное, местечковое телевидение, чем гордимся и эту традицию пытаемся всячески поддерживать.

Мелани Бачина: А сложно вообще лидировать среди таких монстров?

Аркадий Майофис: Да конечно сложно. Я бы не сказал, что мы очевидные лидеры, мне очень нравится, что делают мои коллеги. Но по части интонации, мне кажется, у нас это получается.