Ответственность за крушение российских самолетов и за теракт у метро "Рижская" взяла на себя террористическая группа "Бригады Исламбули"

Программу ведет Владимир Бабурин. Принимает участие заместитель директора Института востоковедения Владимир Исаев.

Владимир Бабурин: Стало известно, что за крушение российских самолетов взяла на себя ответственность мало кому известная террористическая группа "Бригады Исламбули" и они же взяли на себя ответственность за теракт у метро "Рижская". Сейчас на линии эфира с нами заместитель директора Института востоковедения Владимир Исаев.

Владимир Александрович, очень мало известно об этой бригаде. До последних терактов, которые случились в России, было известно, что они брали на себя ответственность за покушение на будущего премьер-министра Пакистана Шауката Азиза. Как вы полагаете, не может ли здесь повториться ситуация 11 сентября в Соединенных Штатах, когда совершенно малоизвестная организация, называвшая себя "Японская красная армия", взяла на себя ответственность, а потом следствие все расставило на свои места, выяснилось, что за этим действительно стоит "Аль-Каида", а японские малоизвестные террористы просто пытались таким образом сделать себе, как сейчас принято говорить, пиар?

Владимир Исаев: Знаете, ситуация достаточно похожа, потому что если мы вспомним, кто такой был Исламбули и откуда взялась эта группа, то мы возвращаемся к убийству президента Египта Саддата этим самым лейтенантом Исламбули, соответственно, эта группа были образована его братом и достаточно быстро была обезглавлена силами египетской безопасности. Эта группа, правда, заявила о том, что она входит в состав так называемого "Зеленого интернационала", тоже достаточно известной террористической организации, хотя менее известной, чем "Аль-Каида", но я бы сказал, более обширной. И достаточно известно также, что она состояла, по крайней мере, раньше из египтян и, как правило, она ограничивала свою деятельность территорией Египта. Египтяне, вообще, слабо замешаны в терактах, которые происходят за пределами территории Египта. Да, конечно, есть определенная, что ли, поддержка со стороны египетской мысли, если хотите. Скажем, в группе "Заркал" известно, что идеологами являются египтяне, но сами они, как правило, не принимают участия в террористических актах.

Мне поэтому, честно говоря, кажется, что какая-то группа, явно связанная с международным терроризмом, на что совершенно справедливо указывали ряд средств массовой информации, явно прикрывается этой группой малоизвестной, может быть, для того, чтобы поняли, что эта группа достала даже президента Египта Саддата в свое время.

Владимир Бабурин: А есть ли какие-то подтверждения, что боевики "Ислабули" воевали с советской армией в Афганистане, а в последнее время были даже и на территории Чечни?

Владимир Исаев: Видите ли, дело в том, что таких фактов у меня, например, нет, потому что, я еще раз хочу повторить, что в начале 80-х годов египетских силы безопасности фактически уничтожили эту группу практически полностью. Хотя я не исключаю того, что отдельные какие-то уцелевшие могли оказаться в тех или иных местах за пределами Египта и принять участие в тех или иных боевых действиях. Но сама группа, как таковая, прекратила фактически существование из-за того, что была уничтожена, повторяю, в середине 80-х годов.

Владимир Бабурин: Когда был убит Анвар Саддат в Советском Союзе это было воспринято с плохо скрываемым торжеством, это что касается официальных лиц. А вот я помню, я тогда учился в Московском университете, и арабские студенты на факультете журналистики вывесили огромную газету с фотографией, с надписями "бегут жирные коты" и так далее, и так далее, и лейтенант Исламбули представлялся там едва ли не как национальный герой. Учитывая тогдашнее серьезное охлаждение отношений между Египтом и Советским Союзом, могли ли советские спецслужбы быть причастны к помощи или к организации этих самых террористов?

Владимир Исаев: Вы задаете вопрос, на который я, к сожалению, ответить не могу. Мне представляется весьма это притянутым за уши. Хотя, честно говоря, естественно, что отношение к режиму Саддата со стороны Советского Союза, хотя бы по идеологическим соображениям и из-за того, как называли у нас в свое время, предательства, в смысле визита его в Иерусалим и высылки советских военных советников, переориентации на Соединенные Штаты, и прочее, и прочее, естественно, этот режим не вызывал особых симпатий у тогдашнего руководства. Но сказать о том, что мы имели достаточно серьезную сеть, чтобы организовать убийство президента данной страны, мне это представляется достаточно натянутой версией.

Владимир Бабурин: А насколько все-таки соответствует действительности факт, что сегодняшние враги, что называется, цивилизованного мира, Соединенных Штатов, в первую очередь, были же ими самими выпестованы?

Владимир Исаев: Если речь идет о движение "Талибан", скажем, ни для кого не секрет, что создавалось оно в Пакистане с помощью американских инструкторов. Точно также как не секрет, что, например, небезызвестный господин Рамсфелд был одним из тех, кто способствовал созданию боевого оружия массового уничтожения в Ираке, передавая во время войны между Ираном и Ираком определенные секреты этого оружия, которое было применено против курдов. То есть вы понимаете, политика вообще, мягко говоря, дело не самое красивое, и вчерашние противники часто оборачиваются сегодняшними союзниками. Возьмите, скажем, то же самое противостояние во времена "холодной войны" между Советским Союзом и Соединенными Штатами, а сейчас возьмите то, как у нас преданно смотрят на то, что делают Соединенные Штаты.

Владимир Бабурин: То есть, если продолжать логическую линию, то весьма возможно предположить, что среди военных учителей чеченских сепаратистов могут быть и те, кто получил свою науку в советских военных лагерях?

Владимир Исаев: Я вам могу напомнить то, что, например, небезызвестный гитлеровский генерал танковых войск Крумель прошел учебу именно в Советском Союзе. А также Чен Кай Ши тоже учился у нас в танковом военном училище.