Убийство Джона Кеннеди – 40 лет спустя

Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Юрий Векслер и Юрий Жигалкин, который беседует с писателем Игорем Ефимовым и бывшим генералом КГБ Олегом Калугиным.

Андрей Шарый: В субботу исполняется сорок лет событию, которое потрясло Америку и весь мир, событие, которое, возможно, несколько изменило ход истории последних десятилетий ХХ века. 22-го ноября 1963-го года в Далласе был убит президент США Джон Фитцджеральд Кеннеди. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин:

Юрий Жигалкин: В течение шести, по другой версии девяти секунд по открытому лимузину, в котором ехал президент, были сделаны три выстрела. Одна из пуль, попавшая в голову Джона Кеннеди, оказалась смертельной. Сейчас, сорок лет спустя, события этих нескольких мгновений, отхронометрированные до долей секунд, все еще остаются открытыми для интерпретаций, предположений и домыслов. В 1964-м году специальная комиссия под руководством председателя Верховного суда Ерна Уоррена пришла к заключению, что убийцей Кеннеди был Ли Харви Освальд, бывший морской пехотинец, человек без определенного рода занятий, замеченный в связях с КГБ, ФБР и мафией. Согласно выводам комиссии Уоррена он действовал в одиночку. Но в 1979-м году комиссия, созданная Конгрессом, после двухлетнего расследования, заключила, что президент Кеннеди, скорее всего, стал жертвой заговора, к которому была причастна организованная преступность. Итак, что сегодня, сорок лет спустя, известно об этом, возможно, самом загадочном убийстве ХХ века? Мой собеседник - писатель Игорь Ефимов, посвятивший несколько лет изучению подробностей покушения на президента Кеннеди и изложивший свою версию этого события в книге "Убил ли Кастро Кеннеди?".

Игорь Ефимов: Основные факты остаются неизменными: президент был убит в своем автомобиле 22-го ноября, а 24-го ноября был убит человек, которого подозревали в убийстве президента - Ли Харви Освальд, убит Джеком Руби в помещении полицейского управления города Далласа. Я думаю, если бы не было этого второго убийства, ни у кого не возникло бы никаких подозрений. Но когда произошло это второе убийство два дня спустя, с этого момента и американский мир, и люди во всем мире, которые обращаются к этой истории, делятся на два лагеря, на две огромные группы. Одни верят, что Освальд был убийцей-одиночкой, он стрелял из окна книжного склада и убил президента. Другие не могут поверить, что профессиональный гангстер Джек Руби, поддаваясь национальному порыву сострадания к вдове президента, взял и поставил свою жизнь на карту, и убил подозреваемого в убийстве.

Юрий Жигалкин: Игорь, какова ваша версия причин убийства, происшедшего сорок лет назад в солнечный день в Далласе на глазах у тысяч людей?

Игорь Ефимов: Я пришел к выводу, что убийство было инспирировано и оплачено Фиделем Кастро, для которого это был отчаянный шаг самозащиты. Он поймал четыре команды убийц, которые направлялись к нему ЦРУ, он не мог допустить, что президент Кеннеди не знает об этих покушениях. И он верил, что спасти себя он может, только нанеся опережающий удар.

Юрий Жигалкин: Как, согласно вашей интерпретации, было организовано убийство Кеннеди, какую роль в нем играл Освальд?

Игорь Ефимов: Освальд был заговорщиками подготовлен как "козел отпущения", и он принял участие в покушении, но ему сказали, что покушение готовится на губернатора Коннели, ему было поручено стрелять в губернатора Коннели, что он и сделал.

Юрий Жигалкин: Поясню нашим слушателям, что еще одной жертвой покушения стал губернатор Техаса Коннели, ехавший с президентом в одном лимузине. Он был тяжело ранен, но выжил. Игорь, кто эта таинственная фигура, отправившая Освальда на задание?

Игорь Ефимов: Я считаю, что главным контактом был Джек Руби. Джек Руби должен был уничтожить Освальда при помощи своих знакомых полицейских. Между убийством президента и убийством Освальда было еще одно убийство - а именно полицейского Тибита. С моей точки зрения, план был такой, что через час после убийства президента якобы при попытке задержания полицейский Тибит убьет Освальда, и тогда все будет шито-крыто, и настоящие убийцы улизнут. Освальд оказался на секунду быстрее Тибита, успел застрелить его, попал в руки полиции. И для заговорщиков возникла отчаянная ситуация, они понимали, что рано или поздно Освальд начнет говорить. Заговор руководился из Нового Орлеана главой тамошней мафии Карлосо Марсело. Когда стало ясно, что Руби провалил свою часть и дал Освальду улизнуть и попасть в руки полиции, была срочно выслана команда убийц из Нового Орлеана, которой было, как я понимаю, поручено уничтожить и Освальда, и Руби. И Руби, спасая себя, был вынужден пойти на этот отчаянный шаг и на глазах у всего мира в полицейском управлении застрелил Освальда, потому что выход для него был только один.

Юрий Жигалкин: Игорь, надо сказать, что эта версия принимается разными уважаемыми людьми. Как в таком случае вы объясняете тот факт, что мимо нее прошли эксперты из комиссии Уоррена?

Игорь Ефимов: Почему не произошло настоящего расследования, видно из поведения президента Линдона Джонсона. Линдон Джонсон знал о покушениях на Кастро, я уверен, что он в первый же день понял, что произошло и кто стоит за спиной убийц, и он признался в этом своему секретарю Джозефу Калифано, и тот это опубликовал в своих мемуарах, что Линдон Джонсон сказал ему: "Кеннеди пытался прикончить Кастро, но Кастро его опередил".

Юрий Жигалкин: Это был писатель Игорь Ефимов, который считает, что поиск правды не был в интересах администрации Джонсона, опасавшейся большого скандала в случае выявления политической информации о неприглядных действиях Белого Дома, пытавшегося уничтожить Фиделя Кастро. Еще один след - советский - маячил в таинственной картине убийства президента Кеннеди. Ли Харви Освальд, разочаровавшись в Америке, в свое время решил эмигрировать в Советский Союз и провел некоторое время в Белоруссии, работая на заводе и находясь под плотным присмотром КГБ. Мог ли Освальд быть агентом госбезопасности? Этот вопрос я задал бывшему генералу КГБ Олегу Калугину.

Олег Калугин: КГБ обычно, как это всегда было, первоначально рассматривало его как "засланного казачка", агента ЦРУ, но после внимательного изучения его образа жизни, поведения, высказываний пришел к выводу, что едва ли ЦРУ будет использовать таких людей в работе против Советского Союза. Поэтому начали рассматривать его с другой точки зрения - а нельзя ли его использовать для КГБ, особенно когда он решил, что ему хочется вернуться обратно в Соединенные Штаты. Это же дополнительное изучение Освальда привело КГБ к выводу, что он не пригоден, в том числе и как потенциальный агент, который бы работал на советскую разведку в Соединенных Штатах.

Юрий Жигалкин: То есть, нет никаких оснований думать, что он действительно выполнял заказ или был связан профессионально с КГБ?

Олег Калугин: Нет. Я, во-первых, не имел доступа к такого рода документам, потому что в то время я работал в разведке, а Освальдом занималась внутренняя служба КГБ, поэтому к этим документам я отношения не имел. Но эти документы, как известно, были вскоре переданы Соединенным Штатам. Потому что КГБ, прежде всего, хотело "отмыться" от возможных подозрений, что Освальд был связан с органами госбезопасности. И с точки зрения исторической, версия об Освальде, как некоей фигуре, использовавшейся КГБ, абсолютно не выдерживает никакой критики, потому что советское руководство тогда при всех его дефектах не отличалось настроениями самоубийственного порядка. Все понимали, что убийство президента Соединенных Штатов - это объявление войны.

Юрий Жигалкин: Генерал Калугин, а известно ли, какой версии убийства Кеннеди придерживалось КГБ? Вообще интересовалось ли оно деталями этой истории?

Олег Калугин: У нас расследования этого не было, у нас только была очень серьезная, систематическая и последовательная линия на привлечение внимания мировой общественности к факту участия в убийстве Кеннеди консерваторов, участия в этом вице-президента Линдона Джонсана, спецслужб, в частности, ЦРУ и ФБР, кубинских эмигрантов, которые были на прямой связи у ЦРУ, военно-промышленного комплекса, нефтяников. Эти версии активно прорабатывались и внедрялись в массовое сознание органами КГБ СССР. Дело не в том, что они не существовали как таковые, но мы умело пользовались всякого рода слухами, домыслами и потом придавали им некий характер версий, которые требовали рассмотрения, которые будоражили общественное мнение. Вот эти версии, которые я вам изложил, они и были рабочими версиями

Юрий Жигалкин: Сегодня, через сорок лет после выстрелов в Далласе, никто, кажется, не способен закрыть дело об убийстве века, хотя многие пытались поставить на нем последнюю точку. Это дело живет своей жизнью. 80% американцев верят, что президент Кеннеди стал жертвой заговора. Пересекло ли это дело срок давности, за которым факт превращается в легенду? Кто знает. Быть может, смерть одного из последних коммунистических диктаторов - смерть Кастро приоткроет секрет убийства президента Кеннеди.

Андрей Шарый: В пятницу вечером в Берлинской филармонии впервые в немецкой столице звучит "Месса" Леонарда Бернстайна - это сочинение написано по заказу семьи Кеннеди в 1971-м году к открытию центра имени Джона Кеннеди в Вашингтоне. Рассказывает Юрий Векслер:

Юрий Векслер: Джон Кеннеди, человек, сумевший не начать третью мировую войну, несмотря на провокацию Хрущева на так называемом "острове Свободы", был, как и многие яркие личности, любим одними и ненавидим другими. В современном Кеннеди Западном Берлине, особенно после карибской истории, он был особенно популярен. За несколько месяцев до трагической гибели президент США посетил Берлин, точнее, западную его часть, бывшую действительно островом западной свободы. Незадолго до этого город разделила стена, и Кеннеди приехал для того, чтобы поддержать дух жителей этого окруженного ГДР города. Он произнес тогда в финале своей речи: "Все свободные люди, где бы они ни жили, чувствуют себя гражданами этого города - Западного Берлина. И потому я, как свободный человек, горжусь тем, что могу сказать про себя, я - берлинец". Последние четыре слова к общему удовольствию присутствующих прозвучали по-немецки.

Многолетний друг и менеджер замечательного композитора и дирижера, автора "Вестсайдской истории" Леонарда Бернстайна Гари Краут, ныне управляющий делами фонда имени Бернстайна, рассказал на пресс-конференции в Берлине: "Когда Кеннеди избрали президентом, Бернстайн был очень рад. Он часто бывал в Белом Доме, встречался с Кеннеди в неофициальной обстановке как частное лицо. Убийство Кеннеди стало для него большим потрясением, впрочем, как и для всех нас, американцев, и, я думаю, для многих в этом мире".

Бернстайн посвятил памяти Кеннеди свою незадолго перед тем законченную третью симфонию. Когда готовилось открытие центра имени Кеннеди, Жаклин, которая тогда уже была замужем за Онасисом, попросила Бернстайна от имени семьи написать какое-нибудь произведение по этому торжественному поводу. Семья, конечно, не предполагала, что сочинение Бернстайна окажется столь серьезным и масштабным. А композитор решил в честь первого американского президента-католика написать современную мессу не для литургической службы, а для концертного исполнения. Это должно было быть сочинение на тему кризиса века как центрального кризиса человечества в ХХ веке. Месса Бернстайна сохраняет традиционную форму и включает в себя фрагменты музыкальных стилей - блюза, рока, бродвейского мюзикла и модерна.

В Берлине чтят память американского президента, площадь, на которой он выступал в 1963-м году, носит его имя. Джон Кеннеди остается в памяти многих жертвой насилия. Насилия, которого в мире после его смерти, к сожалению, не убавилось.