Роль юристов в американской армии

Владимир Морозов, Нью-ЙоркВозможность вооруженного конфликта с Ираком все еще обсуждается, но американские военные адвокаты уже давно штудируют своды законов, касающихся военного времени: Американцы любят жаловаться на засилье адвокатов в их повседневной жизни, но оказывается, юристы имеют решающее слово и во время войны. Мой собеседник – Скотт Силлеман, недавно ушел в отставку из Вооруженных сил и стал профессором права в университете Дюка штата Северная Каролина.

Скотт Силлеман: В Вооруженных силах США военные юристы входят в состав штабных подразделений. В процессе принятия важных решений они дают советы командирам. Задача адвокатов - ознакомить командование с международными законами, применение которых возможно в данном конкретном случае. Мои коллеги работают в штабе, и тогда он находится в боевых условиях

Владимир Морозов: Профессор, какую должность вы занимали во время войны в Персидском заливе?

Скотт Силлеман: Я был старшим юристом в составе командования тактическими ВВС. В моем подчинении находились 50 юристов, они просматривали данные разведки. С ними советовались по поводу предстоящего удара по тем или иным военным объектам. Какие-то из них могли оказаться вблизи архитектурных памятников, которые находились под защитой международных законов.

Владимир Морозов: Роль военных юристов в вооруженных силах США значительно выросла с середины 70-х годов. Они принимают участие в решении широкого круга вопросов.

Скотт Силлеман: В начале афганской войны беспилотный самолет-разведчик засек колонну талибов, в которой, как предполагалось, мог быть лидер талибов мулла Омар. Нас спросили, можно ли нанести ракетный удар по передним машинам, или жертвы среди гражданских пассажиров автоколонны будут недопустимо велики? Юристы отсоветовали.

Владимир Морозов: Понятно, решающее слово всегда оставалось за военачальниками. Но американцы с детства слишком привыкли полагаться на мнение юриста, чтобы не принять его в расчет даже в военное время. Господин Силлеман, случалось ли, что командиры поступали вопреки советам ваших адвокатов?

Скотт Силлеман: Я такого не помню. Однако, в моей практике немало случаев, когда командир был убежден, что не может нанести удар, но адвокат утверждал, что это можно сделать.

Владимир Морозов: Римские юристы говорили: "Пусть погибнет мир, но торжествует закон". Надеюсь, что даже при нынешнем всевластии американских адвокатов до этого все-таки не дойдет.