Годовщина открытия в Вашингтоне Мемориала памяти войны во Вьетнаме

Владимир Морозов, Нью-Йорк: 20 лет назад, 13 ноября 1982-го года, в американской столице состоялась торжественная церемония открытия мемориального комплекса, посвященного войне во Вьетнаме. С первого раза расположенный в парке Мемориал непросто отыскать. В отличие от большинства военных памятников он не возвышается над землей, а располагается ниже ее уровня. Это не случайно. Мемориал посвящен не войне, а тем, кто погиб в ходе военных действий с 1959-го года по 1975-й. На черной гранитной стене имена 58 тысяч 229 человек.

Рассказывает Стивен Де Ла Роса, егерь из маленькой деревушки Миневра, которая расположена на севере штата Нью-Йорк:

Стивен Де Ла Роса: Однажды я побыл в Вашингтоне и видел Мемориал. Плакал там возле стены. У меня друзья во Вьетнаме погибли. Мне повезло, я выжил, хотя воевал два года. Политики не дали нам победить. Начинают войну, чтобы ее выиграть, а не просто сидеть там, как живая мишень.

Владимир Морозов: В канун Дня ветеранов группа добровольцев 4 дня подряд собиралась возле Мемориала и вслух читала имена погибших. Все они занесены в толстую амбарную книгу, которая хранится в специальной стеклянной витрине при входе на территорию Мемориала. Я листал ее несколько лет назад. До сих пор помню экзотическое имя - Вильям Вилбур Иванов... Рассказывает поэт Даг Андерсен, который недавно побывал во Вьетнаме туристом.

Даг Андерсен: Первые вьетнамцы, которых я увидел в аэропорту, были молодые таможенники в форме, похожие на тех ребят, которые стреляли в меня и в которых я стрелял 30 лет назад. Так что, сначала у меня мороз пошел по коже. Но теперь это другие люди. Там никто всерьез не думает о коммунистической идеологии. Это прекрасная, добрая страна. Ужасно, что мы когда-то воевали с ними.

Владимир Морозов: V-образная гранитная стена мемориала рассекает землю, как шрам. Когда-то война надвое расколола американское общество. Шрам не зажил до сих пор. В одно из посещений Мемориала я видел, как два пожилых джентльмена свирепо трясли друг друга за грудки. Оба воевали во Вьетнаме. Один гордился этим. Другой считал войну позором. До мордобоя не дошло, потому что ветеранов растащили полицейские.

Другой раз я увидел, как рабочие вырезали на стене новые имена. "Но ведь война давно кончилась"? - спросил я. Мне обьяснили, что это имена людей, недавно умерших от ран, полученных во Вьетнаме много лет назад.