В Америке сегодня: Вашингтонская полиция борется с эпидемией автоугонов. Роберт Фишер просит политическое убежище

Олег Винокуров: Террористические атаки в Ираке не принесут успеха, заявляет министр обороны США. Вашингтонская полиция борется с эпидемией автоугонов. Роберт Фишер просит политическое убежище, судьба американской легенды. Об этом - в рубрике Сегодня в Америке. У микрофона в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин.

Юрий Жигалкин: По мнению министра обороны США Дональда Рамсфелда, тактика террористов в Ираке, направленная на запугивание местного населения и стран-членов коалиции, не будет иметь успеха. Министр заявил об этом на пресс-конференции в Пентагоне, в ходе которой много говорилось и об Иране. В последние дни в американской прессе появляются разные предположения о том, как Белый Дом отреагирует на информацию о том, что Иран беспрепятственно пропускал боевиков "Аль-Каиды" через свою территорию. С подробностями из Вашингтона Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Министр обороны не видит ничего нового или необычного в тактике вооруженного подполья в Ираке.

Дональд Рамсфелд: Это происходило после Второй мировой войны в Германии - немцев пытались отвратить от сотрудничества с союзниками. Именно это происходит и сейчас: жертвами нападений становились начальники полицейских участков, члены Правящего совета, министры, другие должностные лица. Но нападают и на простых мирных иракцев. Это не ново, и я думаю, эта тактика не сработает.

Владимир Абаринов: Однако в этой тактике есть и новый элемент - похищение и обезглавливание заложников из числа военнослужащих коалиции. В двух случаях тактика сработала и привела к выводу испанского и филиппинского контингентов. Но Дональд Рамсфелд указывает на то, что обратных примеров больше.

Дональ Рамсфелд: Суверенные страны вправе принимать суверенные решения. Недавно две страны приняли решение вывести свои силы - это факт. Но другой факт заключается в том, что гораздо больше стран заявили, что они не выведут свои силы. Япония, Корея, Болгария и другие сказали, что просто не считают, что это хорошая идея.

Владимир Абаринов: Министра обороны спросили, что он думает о связях Ирана с террористами.

Дональд Рамсфелд: Мы знаем, что часть руководства "Аль-Каиды" уже продолжительное время находится в Иране. Мы знаем, что Иран помогает таким группам как Хезболлах перемещаться через Сирию в Ливан, а оттуда в Израиль. Иран значится в списке государств-спонсоров терроризма. Иран не оказал нам никакой помощи на своих границах с Афганистаном и Ираком. Можно предположить - думаю, это предположение справедливо - что Иран будет чувствовать себя неуютно по соседству с демократическими режимами в Афганистане и Ираке, системой выборной власти, которая не угнетает свой народ, странами, где власть не принадлежит кучке клириков. Этим правителям будет тем более неуютно, что у них в стране хватает людей, которые знают, что происходит в мире, и не столь уж высокого мнения о собственном правительстве. Так что я могу понять их тревогу.

Владимир Абаринов: Не рассматривает ли администрация возможность нанесения превентивных ударов по ядерным объектам Ирана?

Дональд Рамсфелд: Прежде всего вполне очевидно, что я таких решений не принимаю. Такие решения - прерогатива президента и Конгресса, а в некоторых случаях - и дополнительных инстанций. Случалось так, что Соединенные Штаты, в силу различных причин, приходили к выводу о необходимости превентивных мер. Так было с Афганистаном. Афганистан не нападал на нас, это сделала "Аль-Каида", и президент принял решение атаковать афганское правительство вместе с "Аль-Каидой", потому что это правительство предоставило убежище этим террористам. Но даже если бы я был одним из тех, кто принимает такие решения, я не стал бы обсуждать их.

Владимир Абаринов: Это был министр обороны США Дональд Рамсфелд.

Юрий Жигалкин: Столица Соединенных Штатов стала в эти недели жертвой необычной волны преступлений - массовых угонов автомобилей, совершаемых подростками. Они часто завершаются трагедиями и они сделали жизнь невыносимой для жителей одного из районов столицы. Столичная полиция была вынуждена ввести в нескольких районах нечто вроде чрезвычайного положения.

Из Вашингтона рассказывает Владимир Дубинский.

Владимир Дубинский: Начавшиеся в июне дерзкие угоны автомобилей развиваются по одному и тому же сценарию. Подростки угоняют машину поздно вечером и устраивают подлинные гонки по улицам города. Их излюбленным местом стала эстакада, проходящая по жилому району, населенному преимущественно афро-американцами. Жители района говорят, что чуть ни каждую ночь они слышат, как мимо их домов на страшной скорости проносятся автомобили, вслед на ними мчатся полицейские машины, иногда в погоне участвуют вертолеты. "Спать стало совершенно невозможно - сказал в интервью местной газете пятидесятилетний Вилли Боуман - каждую ночь мы слышим рев моторов и срежет тормозов".К сожалению, часто дело заканчивается нечто более страшным, чем потеря сна. За последние полтора месяца в по вине угонщиков в городе произошли десятки крупным автокатастроф. Погибло по меньшей мере шесть человек. И каждый раз за рулем сидел подросток. Самому старшому угонщику 16 лет, а самому младшему - 13.

По требованию жителей района, на этой неделе власти приняли решение ввести там особое положение и усилить полицейское патрулирование. Однако пока эти меры не принесли желаемых результатов. Вот сообщение одной из вашингтонских телестанций.

Сообщение вашингтонской телестанции: Новые меры введена, а полиция уже расследует новое загадочное преступление. Истекающий кровью от пулевого ранения 18-летний молодой человек был обнаружен в угнанном автомобиле. Позднее он скончался в больнице. Автомобиль, принадлежавший секретной службе безопасности, был угнан в Мерилэнде несколько дней назад.

Владимир Дубинский: Пока власти не могут разобраться, что стало причиной этих угонов, тем более что уровень преступности в Вашингтоне вообще значительно понизился по сравнению с прошлым годом. Вполне возможно, что угоны с участием подростков участились в период летних школьных каникул. Полицейские отмечают, что подростки угоняют машины не с целью перепродажи, а именно для того, чтобы покататься. Гонки по улицам города превратились в своего рода спорт, главной целью которого, похоже, стало состязание на скорость с полицейским автомобилями.

Юрий Жигалкин: А теперь - коротко о других новостях дня в Соединенных Штатах.

За три с небольшим месяца до президентских выборов демократическая партия набирает очки в глазах избирателей в своей позиции по принципиальным для американцев вопросам. Согласно последнему опросу, обнародованному в среду, большинство избирателей верит, что экономическая программа демократов предпочтительнее программы республиканцев, что демократическая партия скорее разрешит проблемы системы медицинского страхования, образования, охраны окружающей среды. Опрошенные приблизительно одинаково оценивают способность демократов и республиканцев завершить дело, начатое в Ираке, и их внешнеполитические программы. Единственное однозначное преимущество республиканцев в глазах избирателей касается войны с терроризмом. Результаты этого опроса - хорошая предсъездовская новость для демократической партии, которая официально утвердит Джона Керри своим кандидатом в президенты на конференции партии в Бостоне, которая пройдет в эти выходные. Но эти результаты вряд ли обрадуют самого Керри, поскольку он сам остается жертвой необъяснимого парадокса: большинство потенциальных избирателей упрямо верит в то, что он проиграет выборы.

Четверо из пяти угонщиков самолета, вонзившегося 11 сентября 2001 года в здание Пентагона, привлекли внимание сотрудников охраны во время досмотра багажа. В распоряжении агентства "Ассошиэйтед пресс" оказалась копия видеозаписи, сделанная камерой установленной над металлоискателями. Средне и скромно одетые в рубашки и брюки четверо террористов были подвергнуты дополнительному осмотру после того, как на содержимое их карманов отреагировала сигнализация. У одного из угонщиков также была проверена ручная кладь. Из видеозаписи неясно, что у них было обнаружено, но, по словам представителей аэропорта, у всех четырех был обнаружены складные ножи, которые до одиннадцатого сентября не относились к запрещенным к перевозке предметам. Судя по всему, этого импровизированного оружия оказалась достаточно, чтобы угнать самолет. Родственники пассажиров обреченного рейса пытаются использовать эту пленку в судебном процессе против авикомпании и службы безопасности аэропорта.

Роберт Фишер, задержанный несколько дней назад в Токийском аэропорту при попытке выезда из страны по просроченному американскому паспорту, намерен запросить политическое убежище в третьей стране. Об этом сообщила представитель японской шахматной федерации, посетившая содержащегося под арестом Фишера. Бывшему чемпиону мира грозит экстрадиция в Соединенные Штаты, где он обвиняется в незаконном участии в матче с Борисом Спасским, проведенном в девяносто втором году в Югославии в нарушение международного эмбарго режима Милошевича. Двенадцать лет Фишер провел за границей, скрываясь от американских властей и от прессы, лишь иногда давая о себе знать антисемитскими и антиамерканскими заявлениями. Однако скандальная известность всегда была частью легенды Бобби Фишера. Кто он на самом деле, был ли он шахматным гением? Я задал этот вопрос бывшему чемпиону США по шахматам гроссмейстеру Льву Альбурту.

Лев Альбурт: Фишер был великий шахматист. Он был велик не тем, что был самый гениальный, я думаю, что тот же Спасский - более талантливый шахматист, чем Фишер, но он был велик тем, что кроме большого таланта, он еще занимался шахматами с необыкновенным упорством, по 13-14 часов в день. И в итоге он стал сильнейшим, и в упорной борьбе, не без помощи самого Спасского, который относился к нему, как истинный джентльмен, а не как спортсмен и как борец, он одержал победу в Рейкьявике. После этого он перестал играть и ушел из шахмат. Он стал впадать во все большие и большие странности, которые достигли своего апогея уже где-то в конце 80-х годов. Я его немного знал, то есть я общался с ним через посредников, организовывая встречи его с моими учениками, которые платили порядка 10 тысяч долларов за встречу с ним. Я достаточно хорошо понимал его психологию. Он был весьма простой, примитивный человек. И, как многие примитивные люди, ему было легко поверить во всякие примитивные теории типа мировых заговоров и так далее. В последнее время к этому еще прибавился антиамериканизм, это уже случилось где-то в 1992 году, когда он и играл в Сербии, именно потому что Сербия была в плохих отношениях с Америкой.

Юрий Жигалкин: В семьдесят втором году эпатирующее поведение Фишера во время матча со Спасским выглядело даже революционным, его попирающий рамки приличия индивидуализм казался многим обаятельным, причудой гения?

Лев Альбурт: Я не думаю, что это были причуды гения. Это ему сходило с рук. У него это было как бы психологическая борьба с партнерами, борьба с организаторами, просто преодолеть страх перед поражением, который всегда над ним довлел. То есть, я не думаю, что это причуды гения. Гений проявляет себя в общем-то на доске в шахматах, а не в других вещах. Более того, я уже сказал, он шел на эти трюки, когда у него были шансы хорошие, или он считал, что есть хорошие шансы, что это ему сойдет с рук. Когда он знал, что это ему не сойдет, что никто ему навстречу не пойдет, если он захочет, предположим, перенести партию из-за того, что он устал или проспал или что-нибудь в таком роде, он делал все совершенно нормально.

Юрий Жигалкин: Господин Альбурт, как вы лично считаете, стоит ли Соединенным Штатам настаивать на экстрадиции Роберта Фишера?

Лев Альбурт: Он больной человек, у него болезнь проявляется в омерзительных формах, психически больной человек. Ему место в сумасшедшем доме. Но если его повезут в Америку, он сам, бесспорно, будет ощущать, что он политический заключенный, что над ним измываются. Так что, думаю, в этом плане ни он Америке не нужен, ни тем более она ему не нужна. Я думаю, что лучше всего, чтобы он продолжал жить в Японии, если Япония его примет, или в любой другой стране. Если понадобится лечение, если сочтут, что он уже опасен для окружающих или для самого себя, то его лечить лучше в Японии, чем здесь.

Юрий Жигалкин: О Роберте Фишере говорил гроссмейстер Лев Альбурт.