Сможет ли сенатор-демократ Джон Керри составить конкуренцию президенту Джорджу Бушу?

Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют: ведущий научный сотрудник Института США и Канады профессор Юрий Давыдов, вице-президент Лексингтонского института Дэниэл Гуре и корреспонденты Радио Свобода - Владимир Абаринов, Юрий Жигалкин и Владимир Морозов.

Андрей Шарый: На пробных выборах в штате Айова неожиданную победу среди кандидатов Демократической партии одержал сенатор Джон Керри. О новом лидере президентской кампании и его программе рассказывает корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Владимир Абаринов:

Владимир Абаринов: Когда Джон Керри вместе со своей семьей вышел к микрофонам, чтобы сделать первое после победы заявление, его ликующие сторонники долго не давали ему говорить.

У сенатора были все основания сказать "Айова, я люблю тебя". Джон Керри начал кампанию неудачно, уже по ходу дела поменял руководителей своего избирательного комитета, но никак не мог вырваться вперед и держался на третьем, а то и четвертом месте. Лидер гонки среди демократов Хауард Дин собрал рекордную сумму в кассу своей кампании, заручился поддержкой авторитетных партийных вождей, его рейтинг накануне первичных выборов приближался к 40 процентам. Голосование в Айове показало, что решение, в конечном счете, принимают избиратели. На третьем месте оказался Дин, а первым к финишу пришел Джон Керри:

Джон Керри: Еще совсем недавно меня списали со счетов. Но вы, айовцы, у себя дома, в общественных местах, ресторанах и на фермах, собираясь вместе – вы слушали, вы стояли на своем, и теперь мы возьмем в оборот Джорджа Буша и его правительство большого бизнеса и вернем Америке ее будущее и ее душу.

Владимир Абаринов: Сенатору Джону Форбсу Керри 60 лет. Он происходит из старинного новоанглийского рода, прямой потомок первого губернатора штата Массачусетс Джона Уинтропа. Отец Керри был карьерным дипломатом. Среднее образование он получил в привилегированной школе-интернате в Швейцарии, затем закончил не менее привилегированный Йейлский университет по специальности "Политология". После этого Джон Керри, в отличие от других молодых людей своего круга, поступил добровольцем в военно-морской флот и отправился во Вьетнам. Войну он прошел с честью - за проявленное мужество Керри награжден медалями "Серебряная Звезда", "Бронзовая Звезда" и трижды – медалью "Пурпурное сердце", которая вручается за боевое ранение. После демобилизации Керри стал противником войны и в 1971-м году организовал в Вашингтоне марш протеста вьетнамских ветеранов. Тогда он впервые привлек к себе внимание общенациональной прессы. Годом позже он выставил свою кандидатуру на выборах в Конгресс, но проиграл. После этой неудачи Джон Керри решил забыть о политической карьере. Он закончил Бостонскую школу правоведения и стал прокурором графства. Новую попытку стать законодателем он предпринял в 1984-м году, и был избран сенатором от штата Массачусетс. С тех пор он работает в высшей палате уже четвертый срок подряд. Наиболее серьезный вызов ему бросил в 1996-м году очень популярный губернатор Уильям Уэлд, но Керри не уступил.

Начиная свою президентскую кампанию, Керри отказался от государственной дотации. Это дало ему возможность избежать ограничений на расходы, которые обязаны соблюдать получатели дотаций из бюджета. Для финансирования своей кампании Джон Керри заложил фамильное поместье. Сенатор Керри - миллионер, один из самых богатых людей в американском Конгрессе. Благосостояние ему принес брак с наследницей компании -производителя кетчупа Терезой Хайнц.

В своей программе сенатор делает акцент на социальной политике - создании новых рабочих мест, реформе обязательного медицинского страхования, проблемах школьного образования. Он критикует администрацию Буша как правительство, представляющее интересы не рядового американца, а большого бизнеса. Он исповедует традиционные либеральные ценности, такие, как право на аборты и отделение церкви от государства. Керри голосовал за американское вторжение в Ирак, но считает, что администрация должна была заручиться более широкой международной поддержкой. Прошлым летом он проголосовал против ассигнований на стабилизацию в Ираке.

"Мы придем, а вы уйдете, - с таким посланием обратился Керри после своей победы в Айове к президенту Бушу и его администрации. - И когда будете выбегать из Белого Дома, делайте это побыстрее, чтобы вас не прищемило дверью!"

Андрей Шарый: Насколько неожиданной оказалась первая победа сенатора Керри? Как пробные выборы в Айове скажутся на предвыборной кампании Демократической партии? На эти вопросы в эфире Радио Свобода отвечает российский ученый-американист, профессор, ведущий научный сотрудник Института США и Канады Юрий Давыдов:

Юрий Давыдов: Ситуация действительно представляется довольно двусмысленной и неопределенной. Мне кажется, что это обусловлено прежде всего тем, что в настоящий момент у демократов нет национального лидера, нет какой-то выдающейся фигуры, известной в национальном масштабе. Поэтому выборы в Айове, так же как и другие первичные выборы, нужно рассматривать прежде всего как пробы различных кандидатов - как эти кандидаты будут выглядеть в соревновании с Джорджем Бушем, какую программу они могут предложить. Второе, что проявилось в Айове, это, мне кажется, различные программы, которые эти кандидаты выдвигают. Одни пытаются критиковать прежде всего внешнеполитический курс США, другие направляют острие своей критики на внутренние проблемы. Таким образом, идет проба различных сил, различных направлений. Очевидно и другое: демократы пытаются определить и выделить наиболее болевые точки позиции Буша и их критиковать. Отсутствие яркой, значительной фигуры у демократов чувствуется очень сильно. Предвыборная борьба в США всегда характеризовалась высоким накалом. И это касается не только межпартийной, но и внутрипартийной борьбы, борьбы в партии, которая находится в оппозиции, которой нужно очень много завоевать. Поэтому довольно резкие выражения, которыми обмениваются кандидаты, мне кажется, не должны нас вводить в заблуждение.

Андрей Шарый: Пробные выборы в Айове обещают интересную предвыборную кампанию. Таково мнение американского политолога, вице-президента Лексингтонского института Дэниэла Гуре. С ним беседовал корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин:

Юрий Жигалкин: Как вы объясняете неожиданное поражение в Айове Хауарда Дина, которого прочили в победители, и победу Джона Керри, который, как казалось, был безликим кандидатом?

Дэниэл Гуре: Такие результаты заставляют предположить, что американцы, точнее, члены Демократической партии, уделяют ситуации в Ираке гораздо меньше внимания, чем ситуации в США. Их мало увлекла антибушевская риторика Дина, и они предпочли прислушаться к идеям Керри и Эдвардса относительно того, каким эти кандидаты видят будущее США. Этот так называемый позитивный тон их предвыборных речей, который сильно контрастировал с атакующим стилем Дина, я думаю, сработал.

Юрий Жигалкин: Как вы считаете, как эти результаты могут отразиться на дальнейшем ходе процесса президентских номинаций в Демократической партии?

Дэниэл Гуре: Очевидно, что выборы отныне становятся гораздо более состязательными. Если бы в Айове выиграл Дин, и за этой победой последовала бы его победа на первичных выборах в Нью-Хэмпшире - они состоятся через неделю - то номинация в президенты от Демократической партии была бы фактически предрешена к концу января. Теперь же шансы на победу открыты перед многими претендентами. Не исключено, что в более либеральном Нью-Хэмпшире Дин все-таки победит, и у него появится надежда добиться демократической номинации. В Нью-Хэмпшире, с другой стороны, впервые попробует свою кандидатуру отставной генерал Кларк, пропустивший Айову. Он, согласно предварительным опросам, догонял Дина по популярности. Так что отныне, по крайней мере, три, а то и четыре кандидата смогут претендовать на номинацию от Демократической партии.

Для самой партии, впрочем, это малоприятная перспектива. Во-первых, потому что кандидатам придется использовать огромные средства во время первичных выборов, средства, которые им будут жизненно необходимы во время реальной президентской гонки, во время борьбы с президентом Бушем. Во-вторых, волей обстоятельств отныне четверка кандидатов от Демократической партии будет неизбежно наносить удары друг по другу, бить по слабым местам своих конкурентов, оказывая огромную услугу республиканцам и президенту Бушу. С другой стороны, в результате этого процесса может сформироваться сильный дуэт демократов, претендующих на Белый Дом, если сенаторы Керри и Эдвардс окажутся сильнейшими кандидатами и смогут претендовать на номинацию в президенты и вице-президенты. Эти два сенатора воплощают в себе многое из того, что хотели бы видеть американцы в кандидатах. Джон Керри - ветеран вьетнамской войны. У него огромный опыт законодателя. Он прекрасно ориентируется в международных отношениях. Его голос авторитетен во всем, что касается вопросов безопасности. Джон Эдвардс - молодой и энергичный политик родом с консервативного американского Юга. При этом он достаточно либерален в том, что касается социальных проблем. Эта комбинация политических достоинств, я думаю, может принести им победу.

Андрей Шарый: В этом году звезды Голливуда не оказали какого-либо заметного влияния на итоги пробных выборов - к такому выводу пришли комментаторы, анализируя итоги голосования в Айове. Из Нью-Йорка – Владимир Морозов:

Владимир Морозов: По итогам предварительных выборов в штате Айова более прозорливыми политологами оказались такие голливудские звезды, как Джеймс Тэйлор и Кэтлин Тернер. На праймериз победил поддержанный ими сенатор от штата Массачусетс Джон Керри. Недостаточную политическую прозорливость проявили Мадонна, Вилли Нельсон и Дэнни Гловер. Они поддержали генерала Кларка и других претендентов, которые, увы, первыми в гонке не пришли.

Начало нынешней предвыборной компании вызвало в Голливуде разброд и шатания. Такого не было 12 лет назад, когда среди кандидатов Демократической партии стояла фамилия Билла Клинтона. Он пользовался единодушной поддержкой киноиндустрии и, как мы знаем, стал хозяином Белого Дома.

Сегодня многие считают, что самый фотогеничный кандидат - это Джон Керри. Несколько лет назад мне пришлось встречаться и разговаривать с сенатором. На близком расстоянии он похож на постаревшего Д'Артаньяна, который сохранил и свою боевую форму, и драчливость. Керри не красив, но у него жесткое мужественное лицо мушкетера, юношеская сухопарая фигура, изящество в каждом жесте. Его недоброжелатели говорят, что сенатор выглядит и разговаривает как аристократ. Эта оценка недалека от истины. Отслужив во Вьетнаме, Джон Керри участвовал затем в антивоенных демонстрациях у Белого Дома. Газеты писали, что однажды бывший бравый моряк демонстративно выбросил на лужайку президентской резиденции свои боевые награды. Позже выяснилось, что он выбросил чужие, по просьбе боевого товарища. Свои медали были Джону Керри слишком дороги, он заплатил за них кровью.

Между тем, консервативные ведущие ток-шоу говорят, что Джон Керри слишком похож на француза, чтобы стать американским президентом.