Расширение Европейского Союза – дорого ли оно обойдется для стран-членов ЕС и для стран-кандидатов?

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Сергей Данилочкин, Владимир Ведрашко, Ирина Стоилова и Ефим Фиштейн.

Андрей Шароградский: Уже известна дата, когда ряды Евросоюза должны пополнить десять стран Центральной и Восточной Европы – это первое мая 2004-го года. До того времени странам-кандидатам необходимо выполнить ряд требований, устанавливаемых Европейским Союзом, кроме того, обсудить некоторые детали процесса интеграции, которые, как выяснилось, пока оставались за рамками формальных договоренностей. В среду об одной из таких проблем заявили чешские фермеры.

Сергей Данилочкин: В Праге состоялись массовые акции протеста чешских фермеров против дискриминационных условий вступления в Европейский Союз. Около 10 тысяч демонстрантов прошли маршем по городу, забросав здание Министерства сельского хозяйства яйцами, свеклой и картофелем, нанеся ему ущерб в несколько тысяч долларов.

Владимир Ведрашко: Несколько тысяч крестьян из всех районов республики съехались в столицу, чтобы пройти маршем по улицам Праги и заявить свои требования в связи с предстоящим через год вступлением страны в Европейский Союз. Камнем преткновения является уровень финансовой поддержки, которую должен оказать Евросоюз чешским аграрным производителям. Известно, что фермеры западноевропейских стран получают государственные дотации и тем самым обеспечивают рентабельность своего производства и высокое качество сельхозпродукции. Например, по данным чешской печати - а здесь очень ревниво, почти завистливо следят за положением у западных соседей - немецкие, австрийские, бельгийские фермеры получают ежегодно в среднем от 320 до 350 евро на каждый гектар своей пахотной земли. Пражская газета "Днес" пишет сегодня, что чешским фермерам никакая подобная поддержка не оказывается. В лучшем случае, кому-то удастся получать примерно 1000 крон на один гектар в год. Это эквивалентно 33 евро, то есть в десять раз меньше, чем в странах Евросоюза.

Чешское правительство ведет свой диалог с Европой в довольно жестких тонах. Так, например, государственный секретарь Павел Теличка, ответственный за переговоры с Брюсселем об условиях вступления Чехии в союз, однозначно заявил после недавно сделанных Прагой компромиссных предложений, что мяч находится на поле европейских партнеров, если их ответ не будет позитивным, то ответственность за возможное развитие переговоров ляжет на ЕС.

Чего же добивается чешская сторона? Во-первых, чтобы первоначальная поддержка чешским фермерам в момент вступления в ЕС составляла 30 процентов от уровня дотаций, которые выплачиваются западноевропейским фермерам. В этом вопросе Брюссель пока предлагает лишь 25-процентный уровень. Во-вторых, Прага добивается того, чтобы ежегодное повышение уровня европейских делегаций было на уровне 10 процентов, Брюссель же пока готов пойти только на 5. Чешские фермеры обоснованно опасаются, что не выдержат острой конкуренции с западными на чешском рынке. Собственно неблагоприятный урок в этом смысле уже показало положение в чешской торговле. За последние годы разорились многие тысячи мелких и средних торговцев, не выдержавших конкуренции со стороны десятков новых гипермаркетов под вывесками западных монополий, таких, например, как "Tesco".

Создание единого экономического пространства с западноевропейскими странами поставит чешское сельское хозяйство перед жестким испытанием на прочность в том, что касается качества продукции. В последние годы положение в этой жизненно важной отрасли экономики, каждый чех ощущает на себе, домохозяйкам приходится покупать продукты весьма среднего, а то и низкого качества.

Сегодняшний протест фермеров на улицах Праги не первый за последние недели, а тем временем Прага и Брюссель продолжают активные переговоры о разрешении противоречий в области совместной аграрной политики.

Сергей Данилочкин: А теперь о том, как выглядят проблемы интеграции в Европейский Союз новых членов с другой стороны – изнутри самого Европейского Союза. Слово нашему корреспонденту в Риме Ирине Стоиловой.

Ирина Стоилова:Исторический процесс расширения Европейского Союза в его предфинальной фазе сталкивается с практическими проблемами распределения сельскохозяйственных субсидий для десяти стран-кандидатов на членство в Евросоюзе. Это происходите накануне решающего саммита Европейского Совета, который состоится в Копенгагене 12-го и 13-го декабря текущего года. На нем должно быть объявлено о завершении переговоров с десятью странами-кандидатами, которые должны получить официальное приглашение вступить в Европейский Союз в 2004-м году. В прошлом октябре на заседании в Брюсселе казалось, что главы стран ЕС устранили все серьезные препятствия на пути расширения Союза, найдя компромисс относительно сельскохозяйственных субсидий. Согласно этому компромиссу, в первые три года после вступления новые члены Евросоюза получат на развитие своих инфраструктур и отсталых регионов 23 миллиарда евро, тогда как прямые субсидии на сельское хозяйство составят в первые годы лишь четверть от нынешнего уровня ЕС и достигнут тех же размеров, что и в нынешних членах Союза только через десять лет. Многие из стран-кандидатов считают эти условия несправедливыми, в первую очередь Польша, где четверть населения занята сельским хозяйством. Как сказал президент Польши Квасьневский после своей вчерашней встречи с Жаком Шираком, "дьявол прячется в деталях, и проблемы появляются тогда, когда речь идет о конкретных денежных суммах". Он дополнил, что несогласие по поводу размера сельскохозяйственных субсидий рискует привести к провалу завершения переговоров до саммита в Копенгагене. На встречу стран-кандидатов на членство в Евросоюзе решил пойти премьер-министр Дании, председательствующей ныне в Европейском Союзе. Андерс Рассмусен объявил, что пакет сельскохозяйственной помощи для новых членов будет увеличен на один миллиард триста миллионов евро. На это щедрое решение острой критикой сразу ответил канцлер Германии Герхард Шредер. Германия ныне является главным донором Евросоюза, ее вклад равняется 25% бюджета организации. В то время как фермеры в Чехии или Польше проводят демонстрации протеста, требуя больше субсидий, свое беспокойство выражают и работники сельского хозяйства в Италии, обвиняя правительство в том, что оно недостаточно защищает их интересы в Брюсселе. Они опасаются, что вхождение в Евросоюз новых десяти стран, где большая часть населения занята в сельском хозяйстве, заставит их уменьшить производство итальянской продукции и прежде всего количество молока. Руководству председательствующей в Евросоюзе Дании придется в следующие дни доказать еще раз свои дипломатические умения для того, чтобы достигнуть новый компромисс до проведения саммита в Копенгагене.

Сергей Данилочкин: Рядом со мной в студии обозреватель Радио Свобода Ефим Фиштейн. Процесс подготовки к вступлению в ЕС продолжается уже несколько лет, в момент, когда он должен перейти в заключительную фазу, выяснилось, что существует множество нерешенных проблем. Ефим, как это может отразиться на ходе европейской интеграции?

Ефим Фиштейн: Эти проблемы разрешимы, но решительно график не соблюдается. Ведь договоренности, принятые в Ницце обязывали Евросоюз провести реформы центральных институтов, системы принятия решений, систему выборов Европейской комиссии, то есть правительство Европейского Союза до копенгагенского саммита. На самом деле это все было как бы в долгий ящик отложено и, скорее всего, решится в последние дни самого копенгагенского саммита. Точно так же и отношение кандидатских стран. Некоторые проблемы назревали и откладывались до последних недель, сейчас он вышли как гнойник наружу и, очевидно, что проблемуы эти совершенно непростые. Разумеется, в самой Чехии, где мы были сейчас свидетелями демонстраций бурных работников сельскохозяйственного сектора, доля сельскохозяйственного населения невелика и не может изменить отношения населения в целом к принятию в Европейский Союз, тем не мене, атмосферу эту портит, очевидно. И надо сказать со всей ясностью, что те семь лет, в течение которыхе будет выравниваться уровень субсидий сельскохозяйственных, это срок вполне достаточный для того, чтобы сельское хозяйство в Чехии вообще стало покойником, в принципе умерло как отрасль народного хозяйства.

Сергей Данилочкин: Ефим, еще одни вопрос: помимо дотаций сельскому хозяйству существует ряд других условий, которые должны разрешиться в течение ближайших нескольких дней. Для Чехии и для других стран, что это?

Ефим Фиштейн: Прежде всего, вообще это вопрос общего финансирования. Ведь до самого последнего времени существовала нелепейшая угроза, что новые члены ЕС, как правило, менее развитые, чем ядро ЕС будут вносить в кассу больше, чем у них будет права на получение из фондов развития ЕС, я говорю – права, не в реальности, сколько они будут получать, а на какой объем средств они будут иметь право. Сейчас вроде бы в последние самые дни принято решение, что, по крайней мере, они не будут на свое членство в ЕС доплачивать, как говорят чиновники Европейского Союза. Плюс к этому стоит добавить и вопросы трудоустройства рабочей силы из новых членских стран Европейского Союза на территории старых стран, этот вопрос также остается сравнительно открытым, хотя приняты различные механизмы его урегулирования. Каждая страна решает этот вопрос по-своему. Однако следует ясно сказать, что буквально в последние недели проявилась довольно сильная тенденция к координации своих позиций, по крайней мере, у стран Вышеградской четверки, Центральной Европы. И надо думать, что эта группа внутри Европейского Союза будет достаточно влиятельно и достаточно решительно отстаивать свои права. Мне копенгагенский саммит представляется как достаточно бурное событие, которое не имеет пока еще договоренных, ясно обусловленных решений. Скорее всего, все решения останутся открытыми до самого последнего дня.