Чем можно объяснить беспрецедентный успех пророссийской партии на парламентских выборах в Латвии?

Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Михаил Бомбин и Виталий Портников.

Петр Вайль: Главная неожиданность парламентских выборов в Латвии - успех "Объединения за права человека в единой Латвии", политической коалиции, защищающей, в том числе. права русскоязычного населения республики. Из Риги сообщает корреспондент Радио Свобода Михаил Бомбин:

Михаил Бомбин: В возглавляемое экс-министром иностранных дел Янисом Юркансом "Объединение за права человека в единой Латвии", или, как его здесь сокращенно называют "Запчел", кроме Партии народного согласия Юрканса входят социалисты Альфреда Рубикса и возглавляемое правозащитницей Татьяной Жданок движение "Равноправие". Однако, несмотря на столь внушительную победу, и Рубикс, и Жданок остаются как бы за кадром. У Рубикса еще не погашена судимость, а Татьяна Аркадьевна вовремя не вышла из коммунистической партии. Судя по открывшимся переговоров "запчеловцы" вновь окажутся в оппозиции, ибо в настоящий момент создается коалиция из партий правого толка. Тем не менее, примечательно, что 90 процентов обладающих правом голоса русскоязычных граждан, а это 25 процентов от общего числа избирателей, проголосовали именно за левое объединение, то есть, получили 24 места из 25 реально возможных. Другими словами, если бы право голоса обладало все русскоязычное население Латвии, то "Запчел" имело бы не менее 47 депутатских мандатов, и тогда игнорировать интересы представителей национальных меньшинств было бы достаточно сложно. По мнению политолога Бориса Цилевича. главным определяющим фактором в выборе русскоязычного избирателя является предусмотренный законом об образовании переход русских школ на латышский язык обучения. Многие воспринимают это как насильственную ассимиляцию:

Борис Цилевич: Проблема со временем не становится менее острой. Ведь тот факт, что лица, принадлежащие к меньшинствам, не имеют адекватного представительства в принятии политических решений, неизбежно приводит к тому, что интересы национальных меньшинств не принимаются в расчет при принятии важнейших решений. Для этих выборов ключевой момент - закон об образовании. Как известно, закон предусматривает, что начиная с 2004-го года все финансируемое государством и самоуправление среднее образование должно быть только на латышском языке, это означает, что русские средние школы должны быть закрыты и, естественно, это очень волнует абсолютное большинство избирателей, принадлежащих к национальным меньшинствам, поэтому, наверное, это очень мощный мобилизующий фактор, и, конечно, это создает особый фон всех этих выборов.

Михаил Бомбин: В свою очередь, как заявил после своей встречи с Владимиром Путиным глава объединения Янис Юрканс, успех дальнейшего российско-латвийского диалога будет напрямую зависеть от правозащитной ситуации в Латвии:

Янис Юрканс: Если кто-то собирается налаживать отношения с Россией, он сначала должен привести в порядок проблемы русских людей, живущих в Латвии. Если будем отбирать у них право на образование детей в русских школах - не будут у нас отношения с Россией, и думаю, что наш путь в ЕС и НАТО будет очень тернистым.

Петр Вайль: Я обращаюсь к нашему обозревателю Виталию Портникову, Виталий, вот тут для человека, не слишком вникающего в подробности того, что происходит в Латвии и вообще в Прибалтике, неожиданность: с одной стороны - постоянные разговоры об угнетенном состоянии русскоязычного населения в Латвии, с другой стороны - невероятный эффектный успех на выборах пророссийской партии, как это согласуется?

Виталий Портников: Я думаю, что это согласуется достаточно просто, потому что не вам как коренному рижанину рассказывать, что немало русских, живущих в Риге и Латгалии, давно уже имеют гражданство Латвийской Республики, они коренные жители страны, никто не мог их этого гражданства лишить. Кстати, надо сказать, что успех объединения "Запчел" распространяется именно на эти две территории - Ригу и Латгалию. В трех других исторических землях Латвии "Запчел" практически не поддержал никто из избирателей. Там минимальные результаты, по одному депутатскому мандату на каждую из этих территорий. Можно сказать, что это локальная этническая партия, за которую голосуют представители определенного этноса, которые имеют гражданство Латвии. Но вместе с тем я хотел бы отметить, с большой печалью, что этнические партии никогда и нигде не помогали тем меньшинствам, которые они представляют, если не было серьезной политической программы у остальных движений. Русские в Латвии сделали очень серьезный выбор, но этот выбор одновременно ограничивает их политические возможности еще на четыре года. Я поясню почему: победителем этих выборов стала партия "Новое время" Эйнара Репше. Эта партия, как и еще две, которые не вошли в состав нынешнего парламента, были открыты к интересам русскоязычного населения Латвии, за них голосовали, впрочем, и латыши. Если бы русскоязычное население Латвии проголосовало в большей части за "Новое время", "Латвияс Цельс" и социал-демократов - тогда в Латвии могло бы появиться правоцентристское правительство, которое учитывало бы интересы русскоязычного населения. Этого, однако, не произошло. Русские в Латвии предпочли проголосовать за объединение, с которым в коалицию не вступит ни один серьезный политик Латвии, потому что когда в такую коалицию вступили в рижской Думе социал-демократы, это аукнулось для них катастрофическим поражением на нынешних парламентских выборах. Таким образом, в Латвии будет создано правоцентристское правительство с участием национальных партий, таких, как движение "Отечество и свобода", и русскоязычное население на 4 года может забыть об удовлетворении даже тех своих требований, которые входят в программу движения "Новое время" и которые входили в программу движения "Латвиас Цельс" и социал-демократов. Можно сказать, что русская община Латвии подвела ответственных российских политиков, предпочтя политическим интересам голосование по этническому принципу, и расплачиваться за это будет именно тот гражданин Латвии, который не смог сделать разумного, осмысленного, политически выверенного выбора при этом голосовании.