Исторический календарь

Подготовил Леонид Гержой:

14 апреля 1671-го года в Кагальницком городке на Дону казачий старшина захватил Степана Разина, поднявшего восстание "голытьбы" - беднейшей части донского казачества, - и выдал его царским воеводам. Разина отправили в Москву, где после пыток казнили. Еще до восстания Стенька Разин прославился грабительским походом на Каспий, откуда вернулся с большой славой и огромной добычей. Весной 1670-го года он собрал 3-тысячное войско из "голи" и начал военные действия против царских воевод. Чернь и даже стрельцы переходили на сторону бунтовщиков. Волнения охватили среднее и нижнее Поволжье. Мятежники дошли до Симбирска, где потерпели поражение от войска князя Юрия Барятинского. Разин бежал на Дон, где и был схвачен. Его армия распалась на шайки, которые еще несколько лет разбойничали в Поволжье.

14 апреля 1917-го года в Большом зале Петербургской консерватории состоялся первый митинг-концерт "Революционного слова и музыки". В начале была исполнена "Марсельеза": государственного гимна свободной России не существовало. Затем с речами выступили Александр Керенский и Павел Милюков. Максим Горький прочел две "нецензурные" (то есть революционные) сказки, выслушанные "с напряженным вниманием". Константин Бальмонт прочел стихи, вдохновленные революцией. Оркестр под управлением композитора Александра Глазунова исполнил "Эй, ухнем".

14 апреля 1945 года родился гитарист-виртуоз Ричи Блэкмор - один из основателей британской рок-группы "Deep Purple".

14 апреля 1969-го года британская группа "Pink Floyd" на своих концертах применила новый спецэффект - азимутный координатор.

14 апреля 1682-го года в Пустозерске заживо сожжен протопоп Аввакум - глава старообрядчества, противник реформ патриарха Никона. В молодости Аввакум и Никон входили в московский "Кружок ревнителей благочестия". Спор между ними, а затем и церковный раскол, вызвали не столько сами никонианские реформы, сколько безудержное самовластие Никона и политика царя Алексея Михайловича. Аввакум в борьбе с реформой церкви проявлял не меньшую самоуверенность: в рассылаемых по всей Руси письмах называл себя "посланником Иисуса Христа". Сторонников у Аввакума было много. Историк Костомаров писал: "Половина Великой Руси отпала тогда от церкви" и пошла за Аввакумом. За свои взгляды Аввакум был посажен на хлеб и воду в "земляную тюрьму" в Пустозерске, где просидел 14 лет. Здесь он написал "Житие" - одно из главных произведений русской литературы. После дерзкого письма царю Федору Аввакум был ("за великие на царский дом хулы") казнен.