Проблемы взаимоотношений стран ЕС после саммита в Афинах

  • Евгений Бовкун

Евгений Бовкун, Бонн: Война в Ираке и расширение ЕС изменили отношения между отдельными странами и группами стран внутри европейского сообщества. "Большой Европе" предстоит не только выработать общую линию по ключевым вопросам мировой политики, но и заново определить внутренние сферы влияния по линиям Восток-Запад и Север-Юг.

Большая Европа напоминает после греческого саммита не столько расширенный Европейский Союз, сколько конгломерат небольших клубов с меняющимся составом, написала газета "Берлинер Цайтунг" в порядке полемики о будущем ЕС. Эта оценка подтверждается высказываниями руководителей стран неформальной антиамериканской коалиции, заинтересованных в перераспределении зон политического влияния: как в рамках Европейского Союза, так и за его пределами.

Германия после войны в Ираке намерена проводить более активную внешнюю политику на Ближнем и Среднем Востоке, конкурируя с Соединенными Штатами. Испания попытается укрепить контакты с арабскими странами, надеясь отвоевать некоторые традиционные сферы влияния Франции. Прежние геополитические конструкции рассыпаются словно карточные домики. В Берлине больше никто не вспоминает о "веймарском треугольнике", который образовали в 1991-м году ФРГ, Франция и Польша для проведения трехстороннего военного сотрудничества. Вместо этого появился некий магический квадрат.

Поскольку Польша и другие новые члены ЕС из Восточной Европы поддержали военные действия Соединенных Штатов и Великобритании в Ираке, бывшие участники "веймарского треугольника" ФРГ и Франция совместно с Бельгией и Люксембургом хотят создать единую оборонительную армию для Европы. Уже объявлено о проведении особого четырехстороннего саммита, который, возможно, состоится в конце апреля. Канцлер ФРГ Герхард Шредер и его заместитель Йошка Фишер уже включились в широкую вербовочную кампанию, приглашая и "других" европейцев принять участие в формировании общеевропейских вооруженных сил. По мнению германских руководителей, это позволит укрепить основы политики безопасности ЕС. Истинная же цель новой инициативы - нейтрализовать активность Соединенных Штатов, принимающих самостоятельные решения в НАТО.

Говоря о единстве расширенного ЕС, руководители "старой Европы" имеют в виду выработку европейского противовеса Америке. А поскольку задача эта в ближайшее время вряд ли осуществима, евроскептики ставят под сомнение саму перспективу расширения ЕС. Представитель ФРГ в Европейской комиссии, социал-демократ Гюнтер Ферхойген сообщил журналистам: многие политики "старой Европы" начинают считать расширение ЕС большой ошибкой. Противоречия между отдельными странами или группами стран сообщества проходят по разным направлениям: с востока на запад и с севера на юг. И предметом спора становится не только политика безопасности. Разногласия могут касаться финансовой и промышленной политики, аграрного рынка или сотрудничества пограничных служб. Но в любых сочетаниях ведущую роль пытается закрепить за собой сейчас тандем Германии и Франции.