Шансы на дипломатическое разрешение северокорейского кризиса

Юрий Жигалкин, Нью-Йорк: Возможно ли дипломатическое разрешение северокорейского кризиса? Заместитель министра иностранных дел России после переговоров в Пхеньяне выразил надежду на то, что с КНДР удастся договориться. Однако, Соединенные Штаты отказываются вести переговоры один на один с Северной Кореей, чего требует Пхеньян, и намерены обратиться в Совет Безопасности ООН с призывом принять меры против северокорейского режима.

Такой решимости прибегнуть к ядерной угрозы для достижения своих целей Северная Корея никогда прежде не проявляла. В 1994-м году достаточно было известия о том, что КНДР работает над обогащением урана, для того, чтобы Соединенные Штаты, Япония и Южная Корея предложили ей щедрую экономическую помощь в обмен на прекращение этих работ. Работы, как выясняется, не были прерваны. Сейчас Пхеньян отвечает на прекращение помощи, по сути, атомным шантажом, объявив об отказе выполнять Договор о нераспространении ядерного оружия, требуя от США взамен целой серии уступок, от экономических дотаций до полной нормализации двусторонних отношений. Мнения экспертов относительно реальности угрозы, представляемой КНДР, разделились. Кое-кто утверждает, что северокорейский режим блефует, пытаясь накормить голодающее население, убедив Запад заплатить за избавление от эфемерной угрозы. Другие же предупреждают, что, расконсервировав свой ядерный реактор, КНДР получит достаточно плутония для производства, по крайней мере, одной атомной бомбы в год. А ЦРУ считает, что у Пхеньяна уже в арсенале есть два-три атомных заряда.

Вашингтон, поначалу отказывавшийся обсуждать что-либо с Пхеньяном, требуя от него безоговорочно отказаться от ядерной программы, сейчас пытается найти союзников в дипломатическом давлении на КНДР. Во вторник заместитель госсекретаря Джон Болтон заявил о готовности поднять корейский вопрос в Совете Безопасности ООН. Эта перспектива малоприятна для Пхеньяна, объявившего, что введение санкций будет для него равносильно объявлению войны. Насколько многообещающим в такой ситуации выглядит посредничество России? Вот что говорит сотрудник Монтерейского института международных отношений Джин Дон Юан:

Джин Дон Юан: В данный момент Россия находится в уникальном положении, поскольку у Северной Кореи есть подозрения относительно намерений ее другого традиционного союзника Китая. Я думаю, что российский план из трех пунктов может служить одним из вариантов разрешения кризиса, если Москва сможет предусмотреть в нем условия, которые помогут и Пхеньяну, и Вашингтону заявить о том, что они не поступились принципами и, в то же время, приступили к переговорам.

Юрий Жигалкин: Тем не менее, поиск окончательного решения наверняка будет исключительно сложным делом, поскольку Вашингтон, и это очевидно, потребует в обмен от Пхеньяна однозначного отказа от ядерной программы.