Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.
Кирилл Кобрин: После кровавых событий в Беслане на Северном Кавказе резко возросла опасность межнационального вооруженного конфликта. По мнению наблюдателей, такой сценарий развития событий по-прежнему выгоден определенным кругам в регионе. Об этом очередной репортаж нашего специального корреспондента Олега Кусова, который недавно вернулся из Беслана.
Олег Кусов: В Северной Осетии придерживаются давней этнической традиции поминать усопшего три пятницы после его смерти. Сегодня для погибших в бесланской школе номер 1 как раз наступила последняя поминальная пятница. На кладбище у осетин не принято говорить о посторонних вещах, но близкие погибших в результате теракта невольно сбиваются на политику.
- Я никогда не поверю, что за 12 лет не могли выловить Басаева из этой маленькой Чечни. Никогда не поверю. Мы своих детей учим доброте. Какие субсидии, какие компенсации, куда все это уходит?
Олег Кусов: Исламский фактор многие осетины считают препятствием в отношениях с соседями вайнахами. К тому же следует учесть, что на протяжении последних двух веков царская, а потом советская Россия целенаправленно сталкивали лбами два народа. Вот о чем говорили жители Беслана, спустя несколько дней после трагедии. Старшеклассник Асламбек рассказывает о том, что он видел в спортзале школы.
Асламбек: Один из террористов читал Коран. И когда полностью прочитал его, положил, а минут через 15 уже взрывы были. Как бы себя готовил: "Я, - говорит, - в рай попаду".
Олег Кусов: О национальностях захвативших в заложники жителей Беслана в республике говорят сегодня часто.
Житель Беслана: Что такое чеченские боевики на сегодня? Это люди, которые через месяц, когда станет холодно, они сбреют бороды, вернутся к себе домой. Люди знают - вот этот агроном, вот этот тракторист, а вот это бандит. Эта круговая порука она развита, это еще с советских времен как бы у них есть. Люди никогда не продадут родственника, никогда не продадут близкого. Скрываются эти национальности.
Нам называют кучу арабов, но там было очень много представителей ингушского, чеченского народа. Я не думаю, что сейчас целесообразно пойти и мстить народу за народ. Не дай бог кто-то взял оружие, зашел в чей-то дом и отнял жизнь у человека, который просто живет, трудяга, который кормит своих детей. Именно народы смогут навести у себя порядок. Ведь эти же бандиты не прячутся в лесах Осетии, они прячутся в лесах Чечни и Ингушетии.
Олег Кусов: Люди не могут получить вразумительных от власти ответов. Поэтому ищут их сами, как могут.
Житель Беслана: Их выселили. Их не напрасно выселили. Они создали 172 банды. Это история, они в архивах лежат эти документы. Я лично знаком с ними.
Олег Кусов: Так говорят близкие погибших в школе людей. Природа их эмоциональности понятна. Но власти и общественные деятели не собираются переубеждать своих соотечественников.
Более того, представители руководства республики уже неоднократно повторяли на встречах с жителями Беслана и Владикавказа фразу у том, что у бандитов есть национальность. Даже поступок бывшего президента Ингушетии Руслана Аушева, который единственный вошел в школу и спас 26 человек от гибели, спустя неделю в Северной Осетии получил своеобразную трактовку.
Житель Беслана: Аушев зашел, жест доброй воли сделали, молодец. Он вывел и на этом его миссия закончилась.
Олег Кусов: Наблюдатели говорят, что все это делается не без помощи определенных служб, умеющих виртуозно обращаться со слухами. Зачем потребовалось обливать грязью бывшего президента Ингушетии? На этот вопрос отвечает московский политолог Юрий Ханжин.
Юрий Ханжин: Главная цель этой клеветы совершенно ясна. Ведь Руслан Аушев своим благородным поступком показал, что ни ингушский народ, ни другие народы Северного Кавказа не имеют никакого отношения к этому варварскому, отвратительному террористическому акту. Он пришел туда как представитель ингушского народа именно для того, чтобы своим личным участием помочь спасти ни в чем неповинных людей, оказавшихся заложниками этих преступников.
Но нужно было, чтобы это преступление совершилось, нужно было показать, что вот они чеченцы, ингуши, они все враги осетин, они убивают детей, они убивают женщин. Это нужно, прежде всего, колониальным властям России, тем кто хотел бы сохранить свое господство на Кавказе, тем кто хотел, чтобы та часть северокавказского населения, которая или борется против них с оружием в руках, в частности, в Чечне, или те, кто мирными средствами добиваются свободы, а есть широкое национальное движение в Дагестане, в Карачаево-Черкесии, они были бы представлены как враги, ну хотя бы осетинского народа. Пусть хоть в одной небольшой республике сохранить форпост российской власти на Северном Кавказе, и хотели бы удержаться за какие-то клочки территории Северного Кавказа. Это политика дальновидная, политика рассчитанная на то, чтобы, рассекая вражду между различными народами Кавказа, сохранить свое присутствие. Ее знали еще римляне - разделяй и властвуй.
Олег Кусов: Чеченский публицист Руслан Мартагов рассказывает о том как восприняли весть о трагедии в Беслане его соотечественники.
Руслан Мартагов: Больнее всех в этой стране и мире это восприняли мы ее. Почему мы ее восприняли? Потому что мы через этот ад даже до конца еще не прошли. Мы до сих пор в этом аду находимся. Поэтому мы знаем, что чувствуют те матери, те отцы, у которых дети в таком положении оказались. Мы знаем, что чувствуют те дети, которых убивают. Наше восприятие было более обостренным, я не стыжусь этого говорить.
И другое еще. Мы изначально догадывались, что вину за этот теракт, за Беслан переведут на весь чеченский народ, потому что мы это уже проходили. Я думаю, что еще в будущем нам это предстоит проходить.
Олег Кусов: По мнению Руслана Мартагова, у бандита все-таки не может быть национальности.
Руслан Мартагов: Если одна собака взбесилась и покусала людей, мы же не можем призывать всех уничтожать собак. Есть национальность у тех, кто не гласно здесь в Москве поддерживает террористов, но если мы начнем сейчас переводить все это на национальное русло, то я думаю, что вот тут-то как раз мы и выкатываем карт-бланш террористам всех мастей. Они именно этого от нас и добивались.
Можно сказать, что тот, кто сегодня говорит, что у террористов есть национальность и через это пытается беслановскую трагедию и трагедию других людей в других местах перевести в межнациональное противоречие, мы можем сказать, что вот этот человек он, действительно, является пособником террористов, несмотря на его национальность.
Олег Кусов: Как отмечают наблюдатели, межнациональное противостояние в регионе в первые дни бесланской трагедии удалось предотвратить невероятными усилиями.
Кирилл Кобрин: После кровавых событий в Беслане на Северном Кавказе резко возросла опасность межнационального вооруженного конфликта. По мнению наблюдателей, такой сценарий развития событий по-прежнему выгоден определенным кругам в регионе. Об этом очередной репортаж нашего специального корреспондента Олега Кусова, который недавно вернулся из Беслана.
Олег Кусов: В Северной Осетии придерживаются давней этнической традиции поминать усопшего три пятницы после его смерти. Сегодня для погибших в бесланской школе номер 1 как раз наступила последняя поминальная пятница. На кладбище у осетин не принято говорить о посторонних вещах, но близкие погибших в результате теракта невольно сбиваются на политику.
- Я никогда не поверю, что за 12 лет не могли выловить Басаева из этой маленькой Чечни. Никогда не поверю. Мы своих детей учим доброте. Какие субсидии, какие компенсации, куда все это уходит?
Олег Кусов: Исламский фактор многие осетины считают препятствием в отношениях с соседями вайнахами. К тому же следует учесть, что на протяжении последних двух веков царская, а потом советская Россия целенаправленно сталкивали лбами два народа. Вот о чем говорили жители Беслана, спустя несколько дней после трагедии. Старшеклассник Асламбек рассказывает о том, что он видел в спортзале школы.
Асламбек: Один из террористов читал Коран. И когда полностью прочитал его, положил, а минут через 15 уже взрывы были. Как бы себя готовил: "Я, - говорит, - в рай попаду".
Олег Кусов: О национальностях захвативших в заложники жителей Беслана в республике говорят сегодня часто.
Житель Беслана: Что такое чеченские боевики на сегодня? Это люди, которые через месяц, когда станет холодно, они сбреют бороды, вернутся к себе домой. Люди знают - вот этот агроном, вот этот тракторист, а вот это бандит. Эта круговая порука она развита, это еще с советских времен как бы у них есть. Люди никогда не продадут родственника, никогда не продадут близкого. Скрываются эти национальности.
Нам называют кучу арабов, но там было очень много представителей ингушского, чеченского народа. Я не думаю, что сейчас целесообразно пойти и мстить народу за народ. Не дай бог кто-то взял оружие, зашел в чей-то дом и отнял жизнь у человека, который просто живет, трудяга, который кормит своих детей. Именно народы смогут навести у себя порядок. Ведь эти же бандиты не прячутся в лесах Осетии, они прячутся в лесах Чечни и Ингушетии.
Олег Кусов: Люди не могут получить вразумительных от власти ответов. Поэтому ищут их сами, как могут.
Житель Беслана: Их выселили. Их не напрасно выселили. Они создали 172 банды. Это история, они в архивах лежат эти документы. Я лично знаком с ними.
Олег Кусов: Так говорят близкие погибших в школе людей. Природа их эмоциональности понятна. Но власти и общественные деятели не собираются переубеждать своих соотечественников.
Более того, представители руководства республики уже неоднократно повторяли на встречах с жителями Беслана и Владикавказа фразу у том, что у бандитов есть национальность. Даже поступок бывшего президента Ингушетии Руслана Аушева, который единственный вошел в школу и спас 26 человек от гибели, спустя неделю в Северной Осетии получил своеобразную трактовку.
Житель Беслана: Аушев зашел, жест доброй воли сделали, молодец. Он вывел и на этом его миссия закончилась.
Олег Кусов: Наблюдатели говорят, что все это делается не без помощи определенных служб, умеющих виртуозно обращаться со слухами. Зачем потребовалось обливать грязью бывшего президента Ингушетии? На этот вопрос отвечает московский политолог Юрий Ханжин.
Юрий Ханжин: Главная цель этой клеветы совершенно ясна. Ведь Руслан Аушев своим благородным поступком показал, что ни ингушский народ, ни другие народы Северного Кавказа не имеют никакого отношения к этому варварскому, отвратительному террористическому акту. Он пришел туда как представитель ингушского народа именно для того, чтобы своим личным участием помочь спасти ни в чем неповинных людей, оказавшихся заложниками этих преступников.
Но нужно было, чтобы это преступление совершилось, нужно было показать, что вот они чеченцы, ингуши, они все враги осетин, они убивают детей, они убивают женщин. Это нужно, прежде всего, колониальным властям России, тем кто хотел бы сохранить свое господство на Кавказе, тем кто хотел, чтобы та часть северокавказского населения, которая или борется против них с оружием в руках, в частности, в Чечне, или те, кто мирными средствами добиваются свободы, а есть широкое национальное движение в Дагестане, в Карачаево-Черкесии, они были бы представлены как враги, ну хотя бы осетинского народа. Пусть хоть в одной небольшой республике сохранить форпост российской власти на Северном Кавказе, и хотели бы удержаться за какие-то клочки территории Северного Кавказа. Это политика дальновидная, политика рассчитанная на то, чтобы, рассекая вражду между различными народами Кавказа, сохранить свое присутствие. Ее знали еще римляне - разделяй и властвуй.
Олег Кусов: Чеченский публицист Руслан Мартагов рассказывает о том как восприняли весть о трагедии в Беслане его соотечественники.
Руслан Мартагов: Больнее всех в этой стране и мире это восприняли мы ее. Почему мы ее восприняли? Потому что мы через этот ад даже до конца еще не прошли. Мы до сих пор в этом аду находимся. Поэтому мы знаем, что чувствуют те матери, те отцы, у которых дети в таком положении оказались. Мы знаем, что чувствуют те дети, которых убивают. Наше восприятие было более обостренным, я не стыжусь этого говорить.
И другое еще. Мы изначально догадывались, что вину за этот теракт, за Беслан переведут на весь чеченский народ, потому что мы это уже проходили. Я думаю, что еще в будущем нам это предстоит проходить.
Олег Кусов: По мнению Руслана Мартагова, у бандита все-таки не может быть национальности.
Руслан Мартагов: Если одна собака взбесилась и покусала людей, мы же не можем призывать всех уничтожать собак. Есть национальность у тех, кто не гласно здесь в Москве поддерживает террористов, но если мы начнем сейчас переводить все это на национальное русло, то я думаю, что вот тут-то как раз мы и выкатываем карт-бланш террористам всех мастей. Они именно этого от нас и добивались.
Можно сказать, что тот, кто сегодня говорит, что у террористов есть национальность и через это пытается беслановскую трагедию и трагедию других людей в других местах перевести в межнациональное противоречие, мы можем сказать, что вот этот человек он, действительно, является пособником террористов, несмотря на его национальность.
Олег Кусов: Как отмечают наблюдатели, межнациональное противостояние в регионе в первые дни бесланской трагедии удалось предотвратить невероятными усилиями.