Розыск террористов, угрожающих подрывом поездов во Франции

Программу ведет Владимир Бабурин. Участвует корреспондент Радио Свобода во Франции Семен Мирский.

Владимир Бабурин: На всех железных дорогах Франции ищут бомбы, якобы заложенные неизвестной ранее террористической группировкой, которая называется "AZF". До полудня четверга были уже проверены порядка 30 тысяч километров железнодорожных путей, но пока ни одного взрывного устройства обнаружить не удалось. А накануне начатая неизвестными террористами "рельсовая война" уже стала причиной отставки главы антитеррористичекого отдела парижской прокуратуры Мишеля Дебака. Сейчас на связи с нами корреспондент Радио Свобода в Париже Семен Мирский. Семен, сообщения об отставках для России крайне нехарактерны. Что бы ни случалось, никто никогда в отставку не подает. В Париже это пока единственная отставка по этому делу?

Семен Мирский: Да, пока единственная. И отставка такого человека, как начальник отдела по борьбе с террором парижской прокуратуры Мишеля Дебака, кстати, не сопровождалась официальным заявлением. Однако, как сообщается из неофициальных, но хорошо осведомленных источников, Мишель Дебак был уволен со своего поста за то, что получив первое сообщение, касающееся требований и угроз террористов, он недооценил угрозу, не пошел по горячему следу и упустил драгоценное время. Обвинения, как мы видим, тяжкие, коль скоро речь идет о следователе высшего ранга, в работе которого, как говорится, промедление смерти подобно. Что касается судебных инстанций, то дело поручено Жану-Луи Бругеру, судье, ведущему все основные дела, связанные с террором во Франции.

Если же перенестись из прокуратуры и парижского Дворца юстиции на полотно французской железной дороги, то, как вы уже сказали, что с момента получения угрозы было прочесано около 30 тысяч километров железнодорожных путей. Железнодорожники и саперы, которым в работе помогают специально обученные собаки, разгребают в случае малейшего подозрения насыпи, ибо, по имеющимся сведениям, бомбы подложены именно в них. Трудность задачи усугубляется тем, что на железных дорогах классические миноискатели, реагирующие главным образом на присутствие металлических элементов, практически бесполезны. Тем более, что сигнальная бомба, подложенная под железнодорожное полотно в 30 километрах от Лиможа, на след которой террористы сами навели полицию, чтобы показать, что они не шутят, была сделана из пластмассы без использования каких-либо металлических частей

Владимир Бабурин: Жители Франции, особенно парижане, довольно часто пользуются железной дорогой, так как многие работают в Париже, а живут в пригородах, и добираются до столицы на скоростных электричках, можно ли сказать, что они сейчас наполовину пусты?

Семен Мирский: Нет, я сам вчера вечером возвращался из пригорода на электричке, и, по-моему, количество пассажиров не уступало их числу в обычный будний день в нормальной ситуации. Я бы не сказал, что во Франции царит паника, хотя нервозность, разумеется, чувствуется, и она усугубляется тем, что на вокзалах, на улицах, во всех вообразимых и невообразимых местах наблюдается невиданное количество нарядов полиции и французского спецназа "CRS". Правительство успокаивает народ, как может. Министр социальных проблем Франсуа Фийон сделал сегодня такое заявление: "МВД находится в руках более чем компетентного министра Саркози, на которого можно положиться в любой ситуации. По долгу службы, - добавил Франсуа Фийон, - я ежедневно совершаю поездки на поезде". "А вы не боитесь ездить на поезде?" - спросил корреспондент агентства "Франс Пресс". "Нисколько", - ответил министр. Хотя, разумеется, другого ответа из уст члена кабинета министров ожидать было нельзя.

Владимир Бабурин: Семен, последний вопрос: генеральный директор полиции Франции Мишель Годен заявил, что он уверен, что террористическая организация "AZF" никак не связана ни с исламистами, ни с разоблаченной в прошлом году во Франции и Британии террористической сетью, связанной с чеченскими сепаратистами. Господин Годен не объяснял, чем обосновывается эта уверенность?

Семен Мирский: Нет, не объяснял, и надо сказать, что именно это заявление является, пожалуй, самым слабым звеном в целой цепочке заявлений, сделанной по этому поводу членами французского кабинета министров, ибо любой обыватель спрашивает: откуда он знает, кто не стоит за этой угрозой, коль скоро имена террористов и даже их идеологическая или иная принадлежность неизвестны? Поэтому это довольно странное заявление.