Последний день президента Саакашвили?

Акции оппозиция в Тбилиси продолжаются

В Тбилиси готовятся к "последней и решающей акции" грузинской оппозиции. Лидер общественного движения "Общенародное собрание" Нино Бурджанадзе пообещала сторонникам, что 26 мая, то есть День независимости, страна встретит без президента Саакашвили. Столь же резкое и однозначное заявление сделал из Парижа бывший министр обороны Ираклий Окруашвили. По его словам, он намерен вернуться 25 мая, чтобы поддержать народное восстание против президента.

Однако как оказалось, два лидера не могут договориться о месте проведения акции. Нино Бурджанадзе считает, что митинг должен состояться на площади Свободы – недалеко от проспекта Руставели, где 26 мая пройдет военный парад по случаю Дня независимости. По мнению госпожи Бурджанадзе, Михаил Саакашвили не имеет права принимать парад, поскольку проиграл войну и потерял 20 процентов территории. Окруашвили же и его соратники по "Грузинской партии" предлагали собраться не на площади Свободы, а в районе Авлабар – недалеко от президентского дворца, чтобы устроить "День гнева" по североафриканскому образцу.

Договориться о совместной акции не удалось, после чего "Грузинская партия" отказалась от участия в революции. Более того, бывший омбудсмен Созар Субари заявил на брифинге, что его партийным товарищам с огромным трудом, но все-таки удалось уговорить Ираклия Окруашвили отказаться от планов по возвращению на родину. Со своей стороны Бурджанадзе объяснила изменение планов Окруашвили элементарной трусостью. Напомним, бывший министр обороны заочно приговорен к длительному тюремному заключению по обвинению в вымогательстве.

Последние события в Грузии интервью РС прокомментировал основатель "Республиканской партии", диссидент советской эпохи Леван Бердзенишвили:

– Я думаю, что некоторые оппозиционные лидеры просто не видят, что делается, и общество их пока не поддержало, что совершенно нормально для страны, в которой нет революционного духа, но все недовольны. Однако недовольство не означает, что народ готов на революционные перемены, потому что люди понимают: те, кто готов заменить Саакашвили, ничем его не лучше. Госпожа Бурджанадзе и господин Окруашвили показали себя недалекими политиками. Я думаю, что в некотором отношении это не просто крах, это их финальный крах.

Руководитель Информационно-аналитического центра по изучению политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов, отвечая на вопрос, что стало объективной причиной нового витка политического противостоянии в Грузии, отметил ухудшение социальной обстановки в стране в последние несколько месяцев и ряд привходящих обстоятельств:

– По большому счету для 90% грузинского общества политика не является предметом первой необходимости. Но на волне подспудного недовольства тем, что богатые становятся богаче, а бедные беднее, наиболее пассионарная часть оппозиции получила сигнал извне. В некоторых американских изданиях в апреле - начале мая появились публикации довольно неожиданного содержания, где Саакашвили критиковали за нарушение прав человека, подавление оппозиционных СМИ. Это стало сигналом для лидеров оппозиции о том, что информационные и финансовые спонсоры Саакашвили за пределами страны уже не так настроены на его безоговорочную поддержку. Соединение внутренних и внешних факторов, многоплановая многосложная ситуация, в которой нельзя выделить какой-то один единственный фактор и привела к политическому кризису.

– Слышны мнения, что Москва тоже решила воспользоваться этой ситуацией и, якобы, проспонсировала грузинскую оппозицию для борьбы с президентом Саакашвили. Насколько это возможно?

– Я думаю, что Москве сейчас максимально выгодно дистанцироваться от любого участия в грузинских проблемах. Очевидно де, что Саакашвили будет пытаться разыграть российскую карту, чтобы дискредитировать оппозицию. А потому Москва предпочитает давать лишь четкую информационную картинку произошедшего, чтобы показать, что Саакашвили, который представлял Грузию как форпост демократии, стабильности и успешности на Южном Кавказе, оказался не таким гением управления страной. Москва ни в коем случае не хочет давать какие-либо козыри самому Саакашвили с тем, чтобы он связал оппозиционеров с Россией и представил бы их как агентов иностранного влияния.

– К чему могут привести нынешние акции протеста оппозиции в Грузии?

– Пока, мне кажется, оппозиционерам не хватает временной привязки. Мы победим. А когда? Саакашвили сдает позиции. А в какие сроки? Вот-вот мы начнем переходить к более активной атаке и действиям. В чем и когда этот переход будет осуществлен? Надо или сдавать назад, или двигаться вперед. А когда есть боязнь пролить кровь, ни одна из сторон не желает брать на себя ответственность за решительные действия. Так что, пока все подвешено. И говорить – все, в течение месяца режим неправедный падет – я думаю, ни у кого из экспертов оснований нет.