Закрытая книга

В конце Второй Мировой войны американские дешифровщики, которым удалось расколоть код японского императорского флота, коротали досуг в попытках дешифровки различных закодированных текстов, дошедших со времен древности. Им удалось справиться практически со всеми, за исключением одного - так называемого "Манускрипта Войнича".

Речь идет не об авторе романа "Овод", американке Этель Лилиан Войнич, а о ее муже. Уилфрид Войнич был торговец редкими книгами. В 1912 году, изучая древние книги, хранившиеся в вилле Мондрагоне под Римом, он обнаружил переплетенную рукопись, написанную неизвестными буквами на неизвестном языке, обильно иллюстрированную рисунками диковинных растений, астрологическими диаграммами и изображениями обнаженных женщин. В книгу было вложено письмо XVII века, согласно которому она была приобретена в 1586 году императором Священной Римской Империи Рудольфом Вторым.

С тех пор эта книга неоднократно меняла владельцев, и к настоящему времени обрела себе пристанище в коллекции редких книг Йэйльского университета.

Вкратце об этой книге можно сказать, что она написана неизвестной письменностью на неизвестном языке. Ее алфавит, по разным оценкам, насчитывает от 19 до 28 букв. Датировка вызывает затруднения, поскольку изображенные женщины лишены одежды, но их прически указывают на конец XV столетия. Впрочем, и это ничего не значит, поскольку иллюстрации могли быть выполнены в старой манере либо бессознательно, если иллюстратор имел перед мысленным взором какие-то образцы, либо сознательно, если он был просто жулик.

Попытки расшифровки предпринимались еще в старину, а Уилфрид Войнич разослал мимеографические копии текста известным ученым и дешифровщикам своего времени. Тем не менее, до сих пор никто не представил убедительной версии, и это тем более удивительно, что современная криптография добилась в своей области значительных успехов. Существуют три гипотезы относительно природы рукописи: это может быть действительно книга на неизвестном языке, это может быть изощренный шифр и, наконец, это может быть изощренный розыгрыш. На такой розыгрыш наверняка ушла уйма времени и усердия, но если учесть, что Рудольф Второй, правивший в Праге, большой энтузиаст магии и алхимии, заплатил за нее 600 дукатов, порядка 50 тысяч долларов в современном исчислении, овчинка стоила выделки. Известен также возможный кандидат на роль жулика - англичанин Эдвард Келли, соратник английского алхимика и оккультных дел мастера Джона Ди, жившего в Праге.

Нельзя утверждать на сто процентов, что тайна рукописи Войнича сегодня разгадана, но Гордон Рагг, опубликовавший результат своих исследований на страницах журнала Scientific American, довольно убедительно пишет о том, что эта книга - скорее всего дело рук весьма искушенного мошенника.



"Критики этой гипотезы отмечали, что "войничский язык" слишком сложен для бессмыслицы. Как мог средневековый мошенник произвести на свет 200 страниц письменного текста с таким множеством тонких закономерностей в структуре и распределении слов? Но я недавно обнаружил, что можно воспроизвести многие из этих замечательных характеристик "войничского", используя простое кодирующее устройство, существовавшее в XVI столетии. Текст, генерируемый этим методом, выглядит как "войничский", но представляет собой чистую чепуху, без всякого скрытого смысла. Это открытие не доказывает, что рукопись Войнича - розыгрыш, но оно подкрепляет давнюю теорию, что документ мог быть состряпан английским авантюристом Эдвардом Келли, чтобы провести Рудольфа Второго".



Для того, чтобы понять, почему на разоблачение рукописи ушло столько времени и усилий квалифицированных специалистов, о ней надо рассказать несколько подробнее. Если мы возьмем рукопись на неизвестном языке, то она будет отличаться от заведомой подделки сложной организацией, заметной на глаз и тем более при компьютерном анализе. Не вдаваясь в подробный лингвистический анализ, можно отметить, что многие буквы в реальных языках встречаются только в определенных местах и в сочетании с определенными другими буквами, и то же можно сказать о словах. Эти и другие черты реального языка действительно присущи рукописи Войнича. Говоря научно, она отличается низкой энтропией, и подделать текст с низкой энтропией вручную практически невозможно - а ведь речь идет о XVI столетии.

Тем не менее, Гордону Раггу удалось найти инструмент, уже существовавший в XVI веке - более того, известно, что главный подозреваемый, Эдвард Келли, им пользовался. Это так называемая "решетка Кардано", шифровальное устройство, изобретенное итальянским математиком Джироламо Кардано. Его простейшая разновидность - квадрат с прорезями по определенной формуле, в которые вписываются буквы. Заполнив все прорези, его поворачивают и пишут дальше, всего четыре раза, и в результате получается текст, прочитать который может лишь обладатель идентичной решетки.

По словам Гордона Рагга, ему удалось показать, что с помощью решетки Кардано можно не только шифровать осмысленный текст, но и генерировать бессмысленный, налагая ее на произвольное сочетание букв или даже слогов, как это, видимо, было в случае рукописи Войнича, и такой текст будет обладать низкой энтропией, как если бы был написан на реальном языке.

Хотя текст рукописи Войнича отличается тонкой организацией, некоторые его характеристики несовместимы ни с каким реально существующим языком. Единомышленники императора Рудольфа всегда вольны давать этому оккультное объяснение, но и оно упирается в тот факт, что до сих пор никому - ни полубезумным энтузиастам-одиночкам, ни профессиональным лингвистам и дешифровщикам - не удалось убедительно перевести ни одной фразы из этой книги.

Гордон Рагг вовсе не утверждает, что его открытие полностью доказывает мошенническое происхождение одной из самых загадочных книг в истории человечества. Все, что он сделал - это впервые показал, что мошенничество было возможно и осуществимо доступными в ту пору средствами. А в сочетании с легковерием Рудольфа и весьма темной репутацией Эдварда Келли открытие Рагга выглядит достаточно правдоподобным. Напомню, что другая реликвия с еще большей репутацией загадочности, так называемая "Туринская плащаница", до сих пор этой репутации не утратила именно потому, что никто не может вразумительно объяснить, как она появилась на свет.