Европейские просветители

Отметая обвинения в антиамериканизме, сегодняшние европейцы привычно утверждают, что ничего не имеют против Америки и ее народа - им не нравятся республиканские президенты, особенно нынешний, их политика и войны, которые они развязывают. Эта оговорка рассыпается от малейшего дуновения мысли. Не надо даже вспоминать президентов-демократов Кеннеди и Джонсона с их вьетнамской войной. Достаточно беглого взгляда на статистику. В годы правления Роналда Рейгана, позиции которого были родственны нынешней администрации, 54 процента французов относились к США положительно, но к 1996 году, когда в Белом Доме был демократ Клинтон, популярность США упала до 35 процентов. Легко понять, что изменилось за это время: рухнула берлинская стена и вся коммунистическая империя.

Брус Боуэр, американец, живущий в Норвегии, переселялся в Европу с набором стереотипных мнений - а надо сказать, что до недавнего времени эти стереотипные мнения образованных американцев о Европе были почти исключительно положительными. И все они как бы подтверждались. Вначале Боуэр жил в Нидерландах, где дети, закончившие школу, говорят на 4-х языках, где однополые браки не являются предметом ожесточенных споров, а покупаемость книг - самая высокая в мире. Затем - в Норвегии, где средний житель читает три газеты, а улицы в Осло называют именами профессоров. То ли дело - Америка, где языков, а заодно и истории, никто не знает, где к профессорам нет того уважения, а культурную сферу заполонила вульгарная религия и мусорное телевидение.

Разочарование пришло постепенно, но эпизодом, сбросившим пелену с глаз, стала публикация заметки Боуэра о его европейской жизни в газете New York Times - это было нечто вполне безобидное в жанре путешествия. К его изумлению, на это событие отозвалась ведущая газета страны Aftenposten - она не могла не отреагировать на тот факт, что их крошечную страну заметил информационный гигант. Впрочем, отозвалась достаточно своеобразно. Хозяин гостиницы а городке Телемарк, о чьем гостеприимстве Брус Боуэр отозвался не слишком высоко, сообщил корреспонденту, что американский гость презрительно отверг излюбленное норвежское лакомство, стейк из мяса северного оленя, и потребовал, чтобы ему подавали хамбургер из MacDonalds'а. Это была очевидная чушь, поскольку гостиница, построенная на вершине горы, расположена вдали от любого MacDonalds'a, но она была без тени сомнения перепечатана во всех газетах. Слово MacDonalds уже давно стало в Европе паролем ненависти.

"Ненависть к Америке" - так называется статья Бруса Боуэра, который еще не так давно намеревался писать книгу о европейском превосходстве. Статья, опубликованная в журнале Hudson Review, представляет собой развернутую рецензию на целую серию книг об Америке, которые я сейчас перечислять не буду - тем более, что о некоторых я уже говорил в этой передаче. Любопытно, однако, что некоторые из авторов, наиболее критически относящихся к Америке и благосклонных к Европе - сами американцы. Любопытно потому, что одно из европейских клише в отношении Америки - это отсутствие там разнообразия мнений и подавление критики в собственный адрес. Европейцы считают, что свобода слова - слишком серьезная вещь, чтобы оставлять ее на произвол частной инициативы. Многие ведущие средства массовой информации в Европе субсидируются государством, в том числе крупные норвежские газеты.



"Читая комментарии в норвежских газетах, трудно отделаться от впечатления, что профессора и бюрократы, пишущие большинство их них, видят свою основную задачу не в том, чтобы обсуждать свежие идеи, а в том, чтобы напомнить массам, что им надлежит думать. То же можно сказать и о большинстве журналистов, которые регулярно подают новости в ортодоксальной социал-демократической перспективе, систематически опуская все аргументы против или представляя их в ложном свете. Многие норвежцы настолько привыкли иметь дело лишь с одной позицией в отношении некоторых событий и проблем (таких как война в Ираке), что даже не отдают себе отчета в существовании разумной альтернативной позиции".



Отсюда понятно, что почерпывают норвежцы из своих газет. По словам Боуэра, единственным случаем, когда в Скандинавии прозвучало мнение об иракской войне, отличное от общепринятого, была ретрансляция в Швеции американского ток-шоу Опры Уинфри, и телекомпании влетело за это от правительства.

Все стереотипные мнения о европейских преимуществах, по мнению Бруса Боуэра, рассыпаются при детальном рассмотрении. Да, в Европе ценят образование, и именно поэтому те, у кого есть возможность, предпочитают лучшие в мире университеты - американские. Большинство переводных книг, которые в Европе читают, написаны в США. Считается, что в Америке практически отсутствует социальное обеспечение, и значительная часть населения бедствует; при этом не упоминают, что американский уровень бедности - это средний уровень жизни в таких странах Европейского Союза как Португалия или Греция.

Что касается расовых проблем, которые Европа по привычке тоже продолжает вменять Америке в вину, то уж лучше бы она, считает Брус Боуэр, обратила внимание на проблему собственного растущего мусульманского населения - сторона, куда европейцы предпочитают не смотреть. Для шведов, которые привыкли считать себя образцом социального благополучия, было большой неприятностью узнать, что средний уровень жизни темнокожих американцев - чуть выше среднего уровня жизни в Швеции.

Вся эта мифология, на взгляд Бруса Бауэра - плод труда европейской прессы, установившей единомыслие по всему континенту.



"Откровенно говоря, порой кажется чудом, что в некоторых районах Западной Европы у Америки вообще есть друзья, принимая во внимание беспрестанный антиамериканизм средств массовой информации. Нет никакого сомнения в том, что главным препятствием улучшению отношений и взаимопонимания между США и Западной Европой служит западноевропейский медиа-истэблишмент. Это препятствие, которое надо каким-то образом преодолеть, ибо западная цивилизация - в осадном положении, и Америка и Европа нуждаются друг в друге - может быть, более, чем когда-либо".



А что до ссылки на агрессивную политику республиканцев и неконтролируемую мощь Америки, то и это - мифология прессы. Боуэр ссылается на книгу норвежских же исследователей, которые начинают летопись европейского антиамериканизма со времен американской революции. Разница лишь в том, что до недавнего времени Америку ненавидели прежде всего за расовую терпимость и чрезмерное социальное равенство.