Корреспондентский час

В этом выпуске: Герой России Альберт Зарипов требует справедливости Тепло или холодно этой зимой в квартирах у красноярцев? В Саранске незрячие люди ищут работу Почему омские старшеклассники мечтают уехать из родного города? Екатеринбургская тюрьма как кузница кинорежиссеров Нижний Новгород - купить и продать, пока поезд не тронулся Чебоксары - предприниматели научились защищаться от произвола чиновников Минеральные воды - надо уметь радоваться жизни Самара - кинозрители любят умное кино Саратов - ставки сделаны, господа! Липецк - столичный уровень джазовой провинции

В эфире Ростов-на-Дону, Григорий Бочкарев: Немногие ростовчане знают, что этого человека зовут Альберт Зарипов, и что он Герой России, что он освобождал заложников в Буденновске и Ростове, что в районе села Первомайское при попытке обезвредить Салмана Радуева получил тяжелое ранение, в результате которого полностью ослеп. Но за три года многие привыкли его видеть в центре Ростова с молчаливым, но выразительным протестом против тех или иных действий нынешних властей. Альберт с неохотой вспоминает, как ему пришлось доказывать после ранения, что он тоже человек, у которого есть честь и достоинство.

"Это началось с путевок в санаторий Министерства обороны. Когда я обратился по поводу путевки в свою поликлинику, к начальнику поликлиники полковнику Руденко, получил, естественно, отказ, что мне эта путевка не положена. Когда я стал настаивать, что я все-таки инвалид войны первой группы, тогда я был действующим офицером и, кроме того, я был удостоен звания Героя России, когда я начал настаивать, что имею право на эту путевку, я услышал пренебрежительный хамский ответ: "Да кто ты теперь такой?". Смысл такой, что я был зрячим человек, тогда я был человеком и так далее, а сейчас я стал полностью незрячим, слепым..."

Весной 2000-го года ростовчане с удивлением увидели около штаба Северокавказского военного округа мужчину в камуфляжной форме с плакатом, на котором крупно было начертано: "Генерал Казанцев, верни инвалидам войны их деньги". Что же заставило Героя России выйти на улицу, ведь он хотел всего лишь получить положенную ему по закону путевку в санаторий?

"Дело в том, что мои обращения в официальные инстанции, когда я писал официальные заявления на имя командующего Северокавказским военным округом, военного прокурора Северокавказского военного округа, Генеральному прокурору, министру обороны, они спускались вниз по инстанциям. Естественно, чиновники, которые занимались ответами, они занимались отписками, не просто занимались отписками, еще против меня стали предприниматься действия, чтобы меня, скажем так, "утихомирить". С января по апрель 2000-го года мне не выплачивали мою пенсию, я фактически четыре месяца был лишен средств к существованию. Затем в феврале 2000-го года на меня было совершено нападение, меня избили. Я получил тогда сотрясение мозга. Мне раньше угрожали, что найдутся люди, которые мне настучат по голове. Естественно, затем, когда я обратился в милицию, милиция под различными предлогами это дело старалась замять, и в итоге ничего против этого хулигана не предприняли. Если бы это было чисто случайное нападение, то это дело милиция расследовала бы по полной катушке".

Примерно раз в две недели Альберт появляется теперь уже около массированного шестиэтажного здания аппарата полномочного представителя Президента генерала Казанцева с плакатом, на котором в последнее время написано: "Генерал Грызлов, наведи порядок в ростовской милиции". Альберт Зарипов в последнее время часто помогает отстаивает права тем, кто в этом остро нуждается. Например, публичное обращение к министру МВД России вызвано в основном желанием помочь ростовчанке Елене Мануиловой, у которой бандиты с помощью некоторых сотрудников милиции Ростова-на-Дону пытаются отнять квартиру. Пытаясь помочь Елене, Альберт не только приходит с плакатом к зданию полпредства, но и участвует в судебных заседаниях, на которых Мануилову пытаются признать недееспособной. Зачем ему это надо, зачем он это делает?

"Потому что Лена обращалась к адвокатам, к прокурорам и другим людям. И как только люди узнают, что в деле участвует милиция, естественно, у всех пропадает интерес и желание помочь. Получилось, что сейчас Лена осталась одна со своими проблемами, со своей бедой. Я сам служил в Афганистане, и она была в Афганистане медсестрой в госпитале. Мы там не встречались, но, тем не менее, я считаю, что я обязан ей помогать".

Наверное, так и должно быть. И Герой России ведет себя так, как должен вести себя герой.

В эфире Красноярск, Наталья Бурмистрова: Хотя зима для Сибири явление неизбежное, для красноярских коммунальщиков она всегда приходит неожиданно. Этот год не стал исключением. Правда, власти Красноярска считают, что подготовить город к зиме им удалось хорошо. Как заявил начальник департамента городского хозяйства Красноярска Владимир Мурысин, проблем быть не должно.

"Запущен в эксплуатацию котел № 6 на ТЭЦ 2, в принципе, проблем больших быть не должно".

Но, несмотря на заверения коммунальных служб, что все необходимые подготовительные работы удалось закончить в срок, с начала отопительного сезона не проходит и дня без аварии. Ситуация усугубляется тем, что 70% теплового оборудования в Красноярске изношено. Коммунальщики утверждают, что у них нет денег не то что на покупку нового оборудования, но и на текущий ремонт. Но если в центре Красноярска обстановку можно назвать относительно благополучной, то на окраинах люди постоянно вынуждены обходиться без воды и отопления. Жильцы улицы Щербакова холодную воду последний раз видели еще весной, а теперь из-за порыва трубы у них отключили горячую воду с отоплением. На то, что что-то изменится, жительница дома № 45 Виктория Сладкова уже не надеется.

"Мне это уже надоело, у меня болят руки. Полная антисанитария, смываем мы только горячей водой, из-за этого у нас потекла канализация. Во дворе вообще невозможно пройти".

Случай с домами на улице Щербакова в Красноярске далеко не единственный. Коммунальные проблемы в полной мере испытывают на себе и жители улицы Коммунальная, сразу в нескольких домах здесь отключили воду и отопление. Лариса Родионова на себе показывает, сколько теплой одежды приходится одевать, чтобы немного согреться. Лариса Родионова работу коммунальных служб называет издевательством.

"Очень часто у нас аварии происходят. То вода вообще не поступает, то прорыв где-то, и у нас постоянно проблемы с водой. Вообще никаких мер. Они друг за дружкой ходят, все спрашивают, как, да что".

Холодно в Красноярске и в ряде городских школ и детских садов. В гимназии № 4 администрация пошла на сокращение уроков, даже тепло одетые дети не выдерживают 40-минутный урок. Температура в классах составляет в среднем 12 градусов, хотя по нормативам должно быть не меньше 18 градусов. Если еще в прошлом году красноярцы оплачивали 40% от стоимости услуг ЖКХ, то теперь квартплата начисляется из расчета 90%. Квартплата была поднята по настоянию федерального центра еще в начале прошлого года, причем сразу на 50%. Только на этом условии из федерального бюджета Красноярскому краю пообещали выделить деньги на реформу ЖКХ. С ростом квартплаты бедным были обещаны субсидии, всем остальным - европейски уровень обслуживания. Но прошел почти год, а проблемы ЖКХ остались все те же: порывы труб, постоянные перебои с водой, отсутствие отопления, света. Правда, что касается самых бедных красноярцев, то они действительно с началом реформы стали платить намного меньше, для них квартплата составляет 50 рублей в месяц. Однако, чтобы получить субсидии, необходимо собрать не один десяток справок и не один час выстоять в очереди. По словам директора по отделам субсидий Светланы Андреевой, некоторым посетителям приходится оказывать и психологическую помощь.

"Они все рассказывают о своих проблемах, о своих семьях, некоторые плачут. Внимательно слушаем, советуем".

Житель Кировского района Красноярска Александр Иванов говорит, что пришел в центр по выдаче субсидий напрасно. Несмотря на то, что он инвалид, в льготе ему было отказано, так как в квартире он прописан не один. Отказались ему сделать и перерасчет по квартплате за те дни, когда в доме отключали воду и свет.

"Кто будет решать? Никто не решает. Они высчитывают по 900, а толку платить? Перерасчет не хотят делать".

В Красноярске около тысячи домов находятся в аварийном состоянии. В ветхом жилье, по мнению чиновников, нет смысла ремонтировать коммуникации, их нужно сносить и строить новое жилье. Однако в бюджете на это денег нет, впрочем, как и на капитальную подготовку к отопительному сезону. Власти Красноярска надеются на то, что зима не будет слишком холодной и прогнившее оборудование выдержит. Простые красноярцы к холодам готовятся по-своему, в ход идет все - от теплых платков, душегреек и валенок, до электрообогревателей. Ведь настоящий сибиряк не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается.

В эфире Саранск, Игорь Телин: Международный День белой трости или, просто говоря, День слепых отмечается незрячими жителями столицы Мордовии ежегодно. Проходит он достаточно традиционно: в одно из воскресений в середине ноября собираются незрячие в своей специализированной библиотеке, устраивают чаепитие и своими силами дают небольшой концерт для самих себя же. Ну, а начинается обычно День белой трости с праздника для самых маленьких читателей библиотеки для слепых.

Очень часто у слепых людей рождаются незрячие дети. В республиканском офтальмологическом центре работает даже специальный детский сад, где не только лечат, но, главное, пытаются помочь адоптации маленьких граждан к жизни в обществе. А общество это не всегда расположено к людям без зрения. Незрячие живут в Саранске достаточно тесной коммуной. Лет двадцать назад в центре города построили для них девятиэтажный дом, рядом корпус библиотеки для слепых. Дом расположен на пересечении автодорог с интенсивным движением и любой выход за пределы квартала становится для этих людей серьезной проблемой.

"Возле нашего дома на двух перекрестках раньше стояли светофоры со звуковым сигналом, сейчас они не работают. Проработали они всего месяца два, не больше. Говорят, сломали мальчишки. Помогают добрые люди, подходят сами, проводят через дорогу".

Совсем недавно на этих перекрестках поставили новые светодиодные светофоры, так что красный, желтый, зеленый видны теперь издалека, но не слышны. Звуковую сигнализацию власти вновь устанавливать не стали, а у общества слепых нет на ее приобретение денег. Единственное производственное предприятие общества влачит сейчас жалкое существование. 20 лет назад здесь работало три цеха, все они были достаточно прибыльными, теперь оборудование устарело, сырье подорожало, а налоги возросли.

"У нас нет финансовой возможности, нет средств оборотных. Потому что налогами обложили со всех сторон. Превратили предприятие инвалидов, будто это хорошее предприятие, поэтому мы сейчас платим большие налоги".

Предприятие выпускает электроудлинители, сетевые шнуры, хлебные лотки. Сырье закупают сами, когда на это есть деньги, чаще работают себе в убыток и не в полном объеме. Но рабочим местом здесь дорожат.

"Коллектив неплохой, нормально все. Люди здесь нормальные, все одинаковые, на равных".

Единственному в Мордовии предприятию Всероссийского общества слепых исполнился в этом году 71 год. Из бывших ранее здесь трех цехов два закрыты, а, следовательно, сократилось и число рабочих мест. По-прежнему в республике много слепых, но нормально работать и зарабатывать у них нет возможности. Так что чуть более тысячи рублей пенсии и пятьсот рублей зарплата - вот и все, что могут получить работающие незрячие инвалиды в Мордовии.

В эфире Омск, Татьяна Кондратовская: Молодежная пресса Омска остается один на один со своими проблемами. Особенно трудно приходится школьным изданиям, которые держатся только за счет энтузиазма. Школьный самиздат появился 15 лет назад, когда стало можно не только говорить, но и писать и размножать свои творения на ксероксе. Молодых людей, издававших газеты, тогда пытались контролировать, даже вызывали в КГБ. Потом стало легче и сложнее. Директорам школ такая обуза ни к чему, а спонсоры из числа родителей не могут оплачивать все расходы. Рассказывает редактор гимназической газеты "На трех этажах" Лариса Груздева.

"На самом деле это было действительно очень трудно, но потом все улеглось, КГБ оставило в покое людей молодых, которые хотели заниматься журналистикой и говорить каике-то вещи, которые интересуют именно их. В это, наверное, и ценность самодеятельной прессы. Потому что я вижу мир, я пишу, и я это доношу до своих сверстников".

За прошедшие годы во взрослую прессу пришли деньги, а в молодежной их как не было, так и нет. Две омские газеты "Мальчишки и девчонки" и "Класс" появились во время информационной войны между мэром и губернатором. Одна стала городской, другая областной. Но после окончания этой войны взрослые дяди поменяли к ним интерес. Одна из лучших детских телевизионных программ "Пять с плюсом" фактически прекратила свое существование после переезда его создателя Сергея Грушевского в Москву. Яркая и необычная молодежная газета "За" смогла выйти только несколько раз, а потом деньги понадобились мэрии на более важные дела. На местных телекомпаниях полностью ликвидировано детское вещание. В газетах для молодежи остались только вкладки с кроссвордами и гороскопами, да статьи о вреде наркотиков. Как-то все не так происходит, говорит Лариса Груздева.

"У нас точно власть забыла про то, что существует детско-юношеская пресса. Есть еле выживающая газета "Мальчишки и девчонки. Есть газета "Класс", которая занимает нишу, на мой взгляд, она ее удачно мимо себя и пропускает. Была программа "Пять с плюсом", но она сейчас есть, выходят ее старые записи. Уехал вдохновитель и предводитель, организатор Сережа Грушевский, который готов был работать в этом, его пригласили в Москву. Существуют какие-то школьные газеты. Но опять же они существуют в очень сомнительных условиях, просто на энтузиазме".

Кажущиеся смешными проблемы школьной прессы напрямую связаны с самоопределением молодежи. Она не получает ответов на свои вопросы дома, и выбирает для жизни другие города. Из Омска уезжают талантливые люди. Основной целью молодежи становится вырваться из города.

"Молодому человеку вообще очень трудно входить в жизнь, ему порой даже не хватает некоей информации, каким же образом свои возможности здесь реализовать. Возникает следующее ощущение из-за недостатка информации, что город мертвый. Они так и говорят: у нас мертвый город, мы не видим здесь своего будущего, мы хотим уехать. И они уезжают".

Когда закрываются телеканал или солидная газета, общественность начинает волноваться, еще два года назад в Омске издавались более 10 школьных газет, теперь остались три, но этого никто не заметил. Дети лишились возможности высказаться, потому что взрослым безразличны их проблемы. И молодежь снова уходит в самиздат, значит это кому-то нужно.

В эфире Екатеринбург, Денис Каменщиков: В исправительной колонии № 2 в Екатеринбурге возобновились кинолектории. Свердловская государственная киностудия помогла с ремонтом проектора, вышедшего из строя полгода назад. Правда, заключенный, который раньше крутил кино, за это время успел освободиться, но за обучением нового киномеханика дело не встанет - в колонии постоянно работают представители Союза кинематографистов. Попечительский совет придумал проводить встречи с интересными людьми еще 8 лет назад. И начальник колонии полковник Сергей Виктошкин считает, что ему очень повезло с местонахождением - учреждение располагается практически в центре Екатеринбурга.

"Мы все-таки находимся в условиях большого города. Что ни говори, а Екатеринбург является определенным культурным центром образования. И нам гораздо легче вот эти все организационные моменты решить и привлечь людей".

Режиссер Свердловской киностудии Лидия Котельникова ходит в колонию уже восьмой год, старается показывать не только художественные, но и документальные фильмы, хотя сначала, говорит, было очень тяжело добиться взаимопонимания с аудиторией.

"Когда я первый раз вышла на сцену, а зал у них большой, 425 мест, я увидела черный монолит, исподлобья глядящий на меня. 425 пар глаз смотрели на меня, никак не реагируя ни на что абсолютно, какие бы я слова ни говорила. И я шла после этого лектория на остановку автобусную, у меня слезы лились градом".

Впрочем, вскоре все изменилось. Вслед за кинолекториями в колонии заработала собственная радиостанция, ее было проще всего организовать - на основе системы оповещения, только вот работать там стали осужденные. Потом открыли газету, построили ботанический сад с тропическими растениями и попугаями, завели настоящего крокодила. Договорились об организации на территории колонии филиала Московского государственного социального университета, где заключенные сегодня получают высшее образование. В 95-м открыли кабельную телевизионную студию. Вспоминает бывший осужденный Сергей Каинов.

"Стали приходить просто телевизионщики из города, потом начали приезжать из Москвы, несколько раз приезжала группа из программы "До 16 и старше", приезжали французы, японцы, немцы, всем было очень интересно делать разные сюжеты. Мы стали в центре событий. Мы нахватались всяких навыков телевизионных и могли фору дать любому вольному человеку".

Сегодня Сергей Каинов работает режиссером на собственной телевизионной студии в Екатеринбурге, снимает документальные фильмы и рекламные ролики. Вместе с ним трудятся несколько человек, также отбывавших срок во второй колонии.

"С тех пор прошло почти семь лет, как я освободился, и если бы не тот факт, что я попал во вторую колонию, наверное, я бы до сих пор преуспевал в той профессии, которая у меня была до назначенного срока. А раньше я грабил квартиры".

Сколько всего освободившихся из второй колонии людей действительно встало на путь исправления, сказать сложно, но к режиссеру Лидии Котельниковой примерно раз в месяц приходят бывшие заключенные и благодарят за кинолектории и работу в попечительском совете. Однажды узнали прямо на трамвайной остановке.

"Трамвай подходит. Один говорит: "Давай побежим, как раз наш трамвай". Они побежали и, оглядываясь, кричат: "Лидия Даниловна, большое вам спасибо за то, что вы для нас делаете, и храни вас бог". Комок даже в горле. Народ вокруг меня стал меня рассматривать, что это за старая тетка какая-то, вдруг ее какие-то зеки благодарят за что-то".

В планах Лидии Котельниковой организовать встречи осужденных с екатеринбургскими режиссерами и показывать как можно больше фильмов, сделанных на Свердловской киностудии.

В эфире Нижний Новгород, Олег Родин: Московский вокзал - главный транспортный центр города всегда был зоной особого внимания, как правоохранительных органов, так и правонарушителей. Здесь обычно задерживают большинство беспризорных подростков, наркоманов, лиц без определенного места жительства, нелегальных мигрантов, разных воришек и так далее. С тех пор, как через Нижний Новгород стали проходить международные поезда, забот у местной милиции прибавилось, чего стоила хотя бы акция по карантину поездов из Китая во время эпидемии атипичной пневмонии. Теперь вот новая напасть: поезда из Монголии, которые проходят через Московский вокзал по ночам со стоянкой всего 10-20 минут. Однако к их приходу на перроне собирается пестрая толпа, словно на соседнем рынке - это покупатели и перекупщики ждут прибытия рынка на колесах, поезда "Улан-Батор - Москва". Поезд еще только притормаживает, а из окон и на подножках вагонов уже вывешивают и выставляют на продажу различный ширпотреб - куртки, шубы, дубленки. Покупатели бросаются к вагонам, и на платформе возникает натуральная свалка. Цены здесь намного ниже, чем на обычном рынке.

Случается, что продавцы привезенного товара пристраиваются даже под вагонами между колес. По распространенному пресс-службой отдела внутренних дел на транспорте высказыванию его начальника Константина Славина:

"Торговля на перроне запрещена - это раз, и потом это ведет к травматизму, переходу путей в неустановленных местах".

Чтобы не допускать нарушений общественного порядка, к прибытию поезда на перроне выстраивается взвод ОМОНа, продавцов заталкивают обратно в вагоны, некоторых покупателей задерживают. Реакция покупателей различна: кто-то ругает продавцов за случающиеся обманы, а кто-то возмущается действиями милиции. По мнению покупателей, нарушаются их права. Сотрудники ОМОНа вылавливают продавцов из-под вагона, на платформе и заталкивают их в вагоны, так что те даже не всегда успевают отдать товар покупателям. Чтобы не было свалки на перронах, омоновцы предлагают принимать состав на отдельные пути или даже в резервном тупике. Но от Нижнего до Москвы еще достаточно стоянок..

В эфире Чебоксары, Дмитрий Лишнев: В чебоксарскую аптеку "Барис фарм" из администрации города пришло предписание, извещавшее директора, что инспекционной проверкой выявлено несанкционированное размещение на здании аптеки вывески "Аптека". По мнению чиновников, в течение месяца общество с ограниченной ответственностью "Барис фарм", являющееся собственником аптеки и совладельцем самого здания, должно оформить разрешительную документацию на установку вывески в городском отделе рекламы, дизайна и городской информации. Руководство аптеки, разместившееся на первом этаже жилого дома, считало, что, являясь собственником здания, будучи членом товарищества собственников жилья, имеет полное право размещать информационную вывеску о виде своей деятельности, время работы и название на том месте здания, где сочтет это удобным, в полном соответствии с Гражданским кодексом, Законом о защите прав потребителей и Законом о рекламе. Однако муниципальное управление рекламы и дизайна решило настоять на своем и выслала в аптеку договор на право установки и эксплуатации рекламного места с указанием размера платы за эксплуатацию места, приложив к договору пару счетов-фактур, в которых были указаны суммы за выдачу разрешительной документации на право установки рекламного кронштейна. В общей сложности получалась приличная сумма, к тому же договор заключался всего лишь на год. После третьего предписания, выданного директором городского управления рекламы и дизайна Шепилевской, угрожающей демонтировать самовольно установленный рекламоноситель силами управления, Вячеславу Сакову, директору общества с ограниченной ответственностью "Барис фарм" не осталось ничего другого, как обратиться с жалобами в арбитражный суд на действия муниципального управления рекламы и дизайна. В этом деле большую помощь бизнесмену оказала чебоксарская Ассоциация добросовестных предпринимателей. Рассказывает президент ассоциации Анион Ионов.

"Ассоциация добросовестных предпринимателей представляла интересы ООО "Барис фарм" в арбитражном суде. Данный иск был выигран, действия управления рекламы и дизайна города Чебоксар признаны незаконными. Аптеке "Барис фарм" были возвращены деньги, которые управление рекламы и дизайна взимало за установление данной вывески".

Следует добавить, что и кассационная инстанция - федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа признала правоту общества "Барис фарм", оставив иск муниципального управления рекламы и дизайна без удовлетворения. Вполне возможно, что чиновники и дальше продолжали бы судиться, но обращение Ассоциации добросовестных предпринимателей в правоохранительные органы все-таки возымели действие. Деятельностью муниципального органа по выбиванию денег из предпринимателей заинтересовались следователи, и Управление в скором времени от греха подальше было мэром Чебоксар упразднено. Нынешнее руководство чебоксарского муниципального унитарного предприятия "Городская реклама и информация" демонстративно дистанцируются от своих предшественников, заявляя при этом, что руководствуются в своей работе уже новым, полностью одобренным прокуратурой положением о порядке размещения рекламы и информации в городе Чебоксары. Говорит директор этого муниципального предприятия Елена Проворова:

"По положению информационные вывески по городу идут совершенно бесплатно, но их нужно согласовывать. Согласование получить нужно на информационную вывеску, но они идут бесплатно, время работы бесплатно, вид услуг бесплатно и название магазина".

Однако пока даже информационные вывески с названием фирмы требуется согласовывать у чиновников, проблемы у предпринимателей не исчезнут. Правда, теперь в Чебоксарах чиновники предлагают считать рекламой с соответствующей оплатой вывески, установленные, по их мнению, не на месте. Например, на стене здания, а не прямо над входом в полуподвальное помещение, где приютился какой-нибудь маленький магазинчик.

В эфире Кавказские Минеральные Воды, Лада Леденева: С наступление эпохи перемен работы художников из выставочных залов переместились в нарзанные галереи и подземные переходы, музыканты сменили залы филармоний на столовые санаториев, рестораны и кафе, литераторы стали подрабатывать конферансье, актеры превратились в Дед Морозов и Снегурочек по вызову. Чтобы хоть как-то прокормить семью, многие ушли на рынки, вовсе сменив профессию. Однако, как оказалось, тех, кто остался верен любимому делу, большинство. Что же помогает этим людям думать не только и не столько о хлебе насущном, и быть по-настоящему счастливыми? С этим вопросом я обратилась к художникам, преподавателям, музыкантам.

"Я настолько хорошо и счастливо живу"- поделилась со мной преподаватель мировой художественной культуры Людмила Камышанская- "Основа моей теперешней жизни - это внутренняя работа большая. То, что называют совестью, то есть голос Бога внутри нас, где ответы дает на все мои вопросы через меня же саму".

Людмила прекрасно шьет и рисует акварелью и маслом, и больше всего на свете любит делать подарки. Она раздает рисунки и шитье из лоскутков знакомым и друзьям.

"Творчество - это часть духовной работы, это материальная сторона, это внутренняя работа".

По словам моей собеседницы, внутреннее счастье она испытывает в моменты общения с природой.

"Я вижу в природе то, что меня просто заставляет жить и наполняет необыкновенной творческой силой".

Элеонора Пикалова музыкант, ни один десяток лет она учит студентов игре на рояле. Ее профессия - классическая академическая музыка, а страстное увлечение всей жизни - джаз.

"Провожу в регионе фестивали джазовой музыки, люблю очень классический джаз".

Если рапсодия в стиле блюз Элеоноре Леонидовне по сердцу, то музыка Рахманинова для души.

"Очень люблю Рахманинова всю жизнь, с детства".

После работы помимо помощи родителям и занятий с внуком семья Пикаловых ухаживает за садом и цветником, в котором растут более 20 разновидностей ирисов.

"Очень люблю общаться с растениями, с землей. В этом году очень большой урожай яблок, айвы, груш. Мне очень нравятся ирисы. Сортов 20 у меня разных оттенков".

Заслуженная артистка Ольга Миронова в прошлом солистка филармонии и театра, сегодня преподаватель по классу вокала. Артистическая жизнь на колесах в бесконечных репетициях и гастролях за долгие годы так и не дала ей возможности иметь детей. Однако, на мой вопрос о смысле жизни, Ольга Федоровна ответила:

"Это мои дети, а я их считаю своими детьми. Они со мной постоянно общаются, и я им как могу помогаю, и финансово, поскольку вокалисты, как правило, бедные. И они к нам приходят, начинают с нуля, безголосые, нищие. И так потихонечку мы их раскручиваем в вокальном отношении и в физическом, ставим дыхание, а чтобы поставить дыхание, надо покормить. Они приходят ко мне домой, я их и подкормлю, и обласкаю, и даже частенько вывожу в Москву, они со мной побегают по музеям. Я не хочу обозлиться на жизнь, я хочу остаться всегда такой светлой, какой меня запоминают студенты и какую меня любят мои друзья, и желаю всем этого. Улыбаться побольше".

В эфире Самара, Сергей Хазов: Фестиваль "Синемания. Новое кино России", прошедший в Самаре, стал приятны сюрпризом для любителей кино. Во время фестиваля самарцы смогли увидеть лучшие фильмы, созданные российскими кинематографистами в этом году, рассказал президент киноклуба "Ракурс" Михаил Куперберг.

"Кино, безусловно, любопытное и по-настоящему авторское кино. Появился фильм "Возвращение", возвращение к каким-то истинным вещам, которые есть и в этой картине, и в "Коктебеле", и в "Отце и сыне". На самом деле это возвращение к каким-то ценностям. Истории в этих картинах рассказаны просто, с одной стороны, но в них много подтекста".

В дни фестиваля в кинотеатре "Художественный" случился самый настоящий аншлаг, работники кинотеатра были даже вынуждены поставить дополнительные ряды для зрителей, так много оказалось желающих увидеть новинки российского кино. Для студента Александра Котова фестивальные просмотры неожиданно стали ностальгией по старому доброму кино.

"Бриллиантовая рука" последний раз смотрел. Самое интересное, что наши российские фильмы как "Бриллиантовая рука", "Ирония судьбы или С легким паром", "Веселые ребята", их смотришь каждый раз и все заново. А то, что сейчас показывают - "Антикиллер", "Олигарх", "Бригаду" сериал показывали, один раз посмотрел и забыл. Считаю, что нужно какое-то духовное начало в наших фильмах зарождать, а не просто так, посмотрел и забыл".

Учитель биологии Наталья Ершова пришла на кинофестиваль вместе с учениками, чтобы показать молодежи, что в кино можно увидеть не только боевики и фильмы ужасов, но и комедии, мелодрамы, романтические истории.

"Хорошо, что есть такие мероприятия. Потому что все-таки люди интересуются новым кино. Но поскольку сейчас актеры, даже талантливые, идут вразнос, нет какой-то определенной стабильности. Сегодня он играет серьезную, хорошую роль, завтра в каком-то сериале второразрядном снимается. Видимо, пока еще трудно говорить о таком эпохальном образе, который станет воплощением поколения нынешнего".

По словам Натальи, сегодня самарцы могут посмотреть хорошее кино только на кинофестивалях.

"Все дорогие кинозалы нашего города идут по пути коммерческого влияния. Если бы даже хотели, они просто не могут себе позволить взять и какой-то новый российский фильм пустить в прокат. Коммерция диктует свои условия, они не могут этого сделать. А наши фильмы будут где-нибудь на задворках. Хорошо, что есть фестивали, которые все-таки нам дают возможность познакомиться сразу со всеми новинками".

Каким, по мнению зрителей, должно быть современное российское кино?

"Нам сейчас не хватает именно осмысления того, что с нами происходит. Потому что они пытаются понять ту связь, которая у нас есть с прошлым, без этого будущее невозможно".

"Кино можно сделать красивым, можно сделать беспроблемным, но ни к чему хорошему, наверное, это не приведет. Сейчас должны какую-то золотую середину найти и делать не только боевики на час, но и думать о будущем, как философски относится к жизни, и ставить более вечные проблемы, нежели сегодняшние".

В эфире Саратов, Ольга Бакуткина: "Делайте, пожалуйста, ваши ставки. Заканчиваем делать ставки. Ставок больше нет, спасибо. Выиграл номер четыре. Черное".

Просто звучащие слова для кого-то констатация жизни или смерти, пусть не физической, после проигрыша сейчас не стреляются, но финансовой уж точно. Саратовские купцы, как и столетие назад, способны за вечер спустить целое состояние. По количеству казино на душу населения Саратов наверняка опередил столицу. Только в пределах двух центральных кварталов их можно насчитать десяток, всего же вместе с прилегающим к областному центру городом Энгельсом игорных заведений не менее 70. Что толкает людей к игорному столу: склонность к риску, особый склад характера? Управляющий казино "Братислава" Эдуард Новоженин считает, что увлечься игрой может каждый.

"Человек нетемпераментный становится очень темпераментным, если ему везет или не везет. Был клиент, они с женой собирались съездить отдыхать на какие-то острова, а денег у него не осталось практически никаких, они, естественно, не поехали. Он снял со стенки распятие Иисуса Христа бронзовое, не помогло. Нужен холодный расчет, и нужно вовремя встать и уйти. Не каждый может. Хорошо, когда вдвоем-втроем, есть кому утащить, а если сидишь один, очень трудно остановиться".

Один из тех, кто уйти от игорного стола не в силах - Михаил, игрок с десятилетним стажем. Что привело его в казино?

"Единственная отдушина. Я спортсмен, а сейчас активный спорт забросил, поэтому единственное, где адреналин получаешь".

Сколько денег можно проиграть в казино ради удовольствия?

"Ради удовольствия проиграть? Ради удовольствия выигрывать надо. Если проигрываешь, это уже не такое удовольствие. Рублей пятьсот можно позволить ради удовольствия проиграть, ни к чему не обязывает. Если проигрываешь больше, уже думать начинаешь".

Правда, здравые мысли приходят в голову, когда потрачено уже не полтысячи рублей. Адреналин стоит дорого. Офис предприятия Михаила расположен в огромном многоэтажном здании. "Если бы не играл, давно бы этот дом был моим", - говорит он. Может быть, дешевле вернуться в спорт, но так заманчиво горят витрины казино в темном пустом городе. В какое из них пойти?

"Игроки такие люди странные: выиграл один раз, и он туда прется, думает, что он там будет выигрывать всегда. А где проиграл три раза, все, я туда больше не пойду. Сложно говорить из-за чего, но в основном это все-таки сервис. Потом сейчас заманчивые предложения от всех поступают, лотереи, розыгрыши. Знакомые выиграли машину на моих глазах, хорошая машина. Но это все глупости, потому что проигрывается гораздо больше, чем она стоит".

Кто сегодня ходит в казино?

"Ходят от 18 лет, а то и младше, бабушки играют по 70 лет. Причем, как возраст, так и статус абсолютно различен. Бывают мальчики, которые набрали пятьдесят рублей, пошли и поставили. Бывают и крупье ходят играть в другие казино. Они, конечно, скрывают это тщательно. Но как можно скрыть, если их все игроки знают? Я думаю, любой и каждый пошел бы играть, просто нет возможностей".

11 лет назад, когда в Саратове открылось первое казино "Братислава", любой зайти в него не мог, побаивались.

"Первые посетители были из криминальных кругов, потому что деньги большие водились только там или у крупных начинающих кооперативов. Очень тяжело было работать, потому что каждый день неизвестность, кто будет, что будет, конфликтная ситуация или нет, проигрыш, выигрыш, неизвестно. И все как раз находилось в стадии становления".

Старейшина саратовского игорного бизнеса "Братислава" до сих пор на плаву. Держится за счет репутации самого респектабельного заведения и хорошего ресторана. Здесь бывают и элита бизнеса, и члены саратовского правительства, хотя масштабы уже не те. В первые годы до двухсот человек приходило скоротать вечер за рулеткой и картами. Сейчас клинкетов 20-30 - за счастье. Конкуренция. Игорные заведения появляются как грибы после дождя. Но коллеги по бизнесу не так опасны, как отсутствие стабильной законодательной базы. Все перипетии ее становления изучил руководитель одного из подразделений комитета по экономике саратовской мэрии Валерий Вакин. - рассказывает Валерий Вакин. Сейчас налог взимается с игорного стола, а это немалые деньги для казны, считает Эдуард Новоженин.

"Тяжело будет местным властям, если мы не будем ничего платить. С каждого игрового стола мы платим 32,500 рублей, у нас пять столов, это 159,500 получается. Каждый месяц мы платим".



По мнению вице-мэра города Дмитрия Удалова, косвенная польза от игорного бизнеса все же есть.

"Это как один из элементов конвертирования неких средств, которые фактически для многих оказываются лишними, раз они на них играют, то они владельцами казино фактически вкладываются в другие отрасли. Я знаю многих владельцев, которые ведут параллельно, допустим, строительный бизнес. Рынок услуг. Поэтому с точки зрения перетекания капиталов это преимущество".

По мнению Валерия Вакина, расцвет игорного бизнеса - свидетельство стабильности жизни горожан.

"Радоваться должны, уровень благосостояния нашего населения в последние несколько лет растет. Люди отдыхают. Раньше не было ничего, раньше индустрия развлечений, ее как таковой и в Советском Союзе, и в России не было".

Вот только почему-то из всего разнообразия индустрии отдыха выбрана не самая почетная отрасл?.

В эфире Липецк, Андрей Юдин: В очередной раз в Липецке звучала джазовая музыка. 8-й международный джазовый естиваль "Джазовая провинция" порадовал меломанов и ценителей живого звука. Проект фестивалей "Джазовая провинция" создан пианистом Леонидом Винцкевичем.

"Фестиваль стал международным, появилась финансовая возможность привозить звезд первой величины".

Почитатели и поклонники настоящего джаза смогли впервые познакомиться с американской вокалисткой из Нью-Йорка Ив Корнелиус, которая исполняла блюзы, музыкальные баллады и джазовые стандарты. Она впервые в Липецке и во второй раз в России.

"Самая главная причина, почему она вернулась второй раз - это люди, которые потрясающие".

Настоящим открытием фестиваля для липецких слушателей стал гитарист из Москвы виртуоз Роман Мирошниченко, который исполнял музыку в стиле "фьюжн". Джазовое шоу продолжалось более десяти часов. Ведущим являлся народный артист России Давид Голощекин.

"Для любого джазового музыканта, независимо, откуда он, из Америки, России или Европы, выступать в подобных городах, как Липецк, городах, где нет регулярной джазовой жизни - это большое счастье. Публика лишена снобизма, она открыта для настоящего искусства, способна выдержать четыре-пять часов. Концерты воспринимаются публикой от первого до последнего номера . Я думаю, что если бы не "Джазовая провинция", я бы сюда не доехал. Здесь никому не нужна культура. Каждый раз, приезжая сюда, я чувствую какое-то отторжение. Но это все равно не оттолкнет меня лично от того, чтобы приехать снова. Люди решают все, в конце концов, они не виноваты. Единственное, что им нужно думать, кого они выбирают".

Его восприятие действительности разделили и благодарные зрители. Вот что они говорили после выступления музыкантов.

"Это драйв на самом деле. Как человек, не чуждый джазу, я просто получаю колоссальное удовольствие".

"Каждый год все лучше и лучше".

"Плохой зал, к сожалению, самый плохой. Уж лучше бы ДК "Строитель" или "Октябрь". Я считаю, что город достоин зала".

"Очень понравилась живая музыка".

"Американка великолепная и все барабанщики очень понравились".

"Я помню те времена, когда начинали строить концертный зал, где-то в районе Городища, с тех пор ничего не изменилось, мы по-прежнему без концертного зала. Это очень плохо".

"Вы посмотрите, даже публика как реагирует. Я считаю, что у нас тонкий слушатель. Мне кажется, что мы заслужили хороший зал".

"Самое главное, приезжает блестящий состав, Голощекин неоднократно. Поэтому, конечно, праздник для любителей джаза и просто музыки хорошей".