Внутри "Аль-Каиды". Часть вторая

Часть первая

В сентябре 1992-го иммиграционные службы США временно задержали в аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке сообщника Рамзи Юсефа, человека, совершившего первый взрыв во Всемирном Торговом Центре в 1993 году. Теракт Юсефа тоже финансировал бин Ладен. Сообщник прибыл в Нью-йоркский аэропорт из Пакистана. Он вез с собой учебник, тренировочное пособие, озаглавленное "Аль-Каида". Тогда, в 1992-м, спецслужбы перевели это название как "основное правило". Они не знали, что это - часть названия террористической сети "Аль-Каида аль-Сульбах" - "крепкая основа". Я привела историю, описанную в книге "Внутри "Аль-Каиды". Ее автор - шриланкиец Рохан Гунаратна, в прошлом старший следователь отделения ООН по борьбе с терроризмом. Сразу после терактов 11 сентября Рохан Гунаратна выступал в ООН, в Конгрессе США и в австралийском парламенте, рассказывая, что такое "Аль-Каида". До появления этой террористической организации, люди, прибегавшие к методам насилия для отстаивания своих политических целей, с охотой брали ответственность за теракты на себя. Бывали даже случаи, когда в Израиле ответственность за очередной теракт брали на себя сразу две или три группировки. И уже спецслужбам приходилось выяснять, кто же его совершил. Это поведение полностью укладывается в идеологию терроризма. Теракт - способ привлечь внимание к своей цели. "Аль-Каида" в этом смысле полностью отличается от всех остальных. Мы беседуем с автором исследования Роханом Гунаратной:

Рохан Гунаратна: "Аль-Каида" - другого рода организация. Это - секретная сеть. Она никогда не брала на себя ответственность за теракты, которые совершала, - до 11 сентября, до того, как Соединенные Штаты ни вторглись в Афганистан. Они пытались таким образом сохранить своих членов и тех, кто дал им приют, - движение "Талибан". И если террористические группы 70-80-х годов не хотели убивать людей, не делали убийство своей непосредственной целью, они просто с помощью терактов стремились получить известность, привлечь внимание к своим политическим идеалам и проблемам, то современные террористические группировки занимаются терроризмом для того, чтобы провести стратегические изменения общества. Именно поэтому терроризм сейчас - не раздражающий фактор, не проблема правоохранительных органов, а угроза национальной безопасности государств.

Ирина Лагунина: Как они пришли к тактике секретности?

Рохан Гунаратна: Это была идея Усамы. Он сам по своей природе - человек, любящий конспирацию, секретность. Но во многом секретная структура "Аль-Каиды" привнесена из Египетского исламского джихада. Лидер этой организации - доктор Айман Мухаммад аль-Завахири - сам пережил разгром своей сети силами полиции и понимал, насколько важно для "Аль-Каиды" сохранить себя в тайне. Так что в равной степени и Усама, и доктор Завахири способствовали тому, что "Аль-Каида" существует и действует как секретная организация.

Ирина Лагунина: Аль-Завахири - заместитель Усамы бин Ладена. Родился 9 июня 1951 года в уважаемой египетской семье. Его дед по отцовской линии - шейх, отец - профессор медицины. Мать, тоже египтянка, - из семьи президента каирского Университета и декана Школы искусств. Этот дед, по материнской линии, стал потом послом Египта в Пакистане. Сам Айман аль-Завахири получил диплом врача в 1974 году. Кстати, потом он служил не только заместителем, но и личным врачом Усамы бин Ладена. Они встретились в 1986 году в Пешаваре. Завахири приехал проверять финансирование афганских моджахедов. У него за плечами было почти 20 лет работы в экстремистских исламских группировках - он примкнул к движению в 15 лет. В 1985-м он был вынужден покинуть Египет. Его искали спецслужбы после убийства президента страны Садата. Завахири произвел на Усаму глубокое впечатление. В какой-то момент в сети бин Ладена даже началось роптание, что Усама тратил больше денег на египетский джихад, чем на "Аль-Каиду". Но вообще, в ближайшем окружении Усамы бин Ладена было много египтян. Например, его личный пилот Эссам аль-Риди, египтянин американским паспортом. Именно он в 1993 году купил для бин Ладена в США небольшой военный самолет и перегнал его в Судан, где тогда базировалась сеть "Аль-Каида". Сделка стоила бин Ладену 230 тысяч долларов. Полет из Соединенных Штатов занял две недели и проходил через Канаду, Исландию, Рим и Каир, пока самолет не приземлился в международном аэропорту в Хартуме. Но уже через год у самолета отказала гидравлическая система и тормоза, и он врезался в песчаный откос у взлетной полосы. Пилот не пострадал, а Усамы на борту не было. Он вообще не любил летать: он потерял в авиакатастрофах и отца, и старшего брата в семье.

Вернусь к истории "Аль-Каиды". С появлением в сети Аймана аль-Завахири Усама бин Ладен начал активно планировать убийства политических лидеров. Из книги "Внутри "Аль-Каиды":

"После неудачных покушений на президента США Билла Клинтона в конце 1994 года и президента Филиппин Фиделя Рамоса в Маниле в начале 1995 года, "Аль-Каида" задумала убить египетского президента Хосни Мубарака. Решение об этом было принято на шуре-меджлис (совещании Верховного Совета) в середине 1994 года. В июне 1995 года группа "Аль-Каиды" напала на кортеж Мубарака, когда тот был в Эфиопии. Но президент не пострадал. /.../ Несмотря на то, что некоторые режимы в мусульманском мире, которые, с точки зрения Усамы, не следовали законам Ислама, включая Саудовскую Аравию и Египет, были расшатаны терактами и попытками покушения на лидеров, само их существование угрозе не подверглось. Не говоря уже о том, что все они остались у власти. Поэтому Усама убедил аль-Завахири, что надо изменить стратегию "Аль-Каиды" и перейти к поражению американских и израильских объектов".

Ирина Лагунина: Именно недовольство мусульманского мира вместе с США и Великобританией вынудило Усаму бин Ладена перевести штаб-квартиру из Судана в Афганистан. К сожалению, вместе с переездом сети под покровительство афганского правительства моджахедов, а затем и талибов, международное разведывательное сообщество практически потеряло возможность следить за "Аль-Каидой". А ведь именно в Афганистане бин Ладен начал выпускать фатвы - исламские указы, направленные против США. Во второй фатве из трех он даже назвал лично министра обороны США Уильяма Коэна. Рохан Гунаратна, автор исследования "Внутри "Аль-Каиды", почему исламское религиозное сообщество не возмущается, что Усама бин Ладен издает фатвы? Он же не имеет на это никакого права?

Рохан Гунаратна: Как вы правильно заметили, у Усамы нет никакого права издавать фатвы, но он это делает. А для того, чтобы получить признание религиозного мира, он просит других исламских религиозных лидеров, у которых есть право издавать религиозные законы, выпускать фатвы, аналогичные тем, что выпускает он. Так он получает легитимность, признание мусульманского мира, простых людей. Или, по крайней мере, пытается получить легитимность и признание.

Ирина Лагунина: Обратимся к исследованию "Внутри "Аль-Каиды".

"С точки зрения Усамы и его последователей, "Аль-Каида" действует в соответствии с принципами Ислама. По исламскому закону, нападению на врага должен предшествовать исламский указ, фатва. Фатва "Аль-Каиды", изданная в феврале 1998 года, за шесть месяцев до взрывов посольств в Кении и Танзании, явно призывала к смерти американцев. Усама также получил поддержку сорока афганских клерикалов, которые выпустили фатву, призывающую к джихаду против американцев, 12 марта того же года. Еще одна аналогичная фатва была издана группой пакистанских духовных лидеров, и ее подписал шейх Ахмед Аззам в конце апреля 1998 года. Критики, утверждавшие, что у Усамы нет никакого права издавать фатвы, были быстро нейтрализованы, когда с аналогичными фатвами выступили две группы религиозных деятелей".

Ирина Лагунина: Еще о религиозных взглядах Усамы бин Ладена. Он хочет воссоздать Халифат. Последний Халифат - Османская империя. Халифат - элемент суннитского мира. А как к этому относятся шииты? Вопрос автору исследования Рохану Гунаратна:

Рохан Гунаратна: Он хочет вернуть мир ко временам пророка. Посмотрите, как он одевается, проанализируйте его риторику. Он верит, что мусульмане могут жить как настоящие последователи ислама только в Халифате. Именно поэтому он пытался расшатать и уничтожить многие мусульманские режимы на Ближнем Востоке и создать на их месте исламские государства. Ему это не удалось. Шиитов в его организации немного, его последователи в основном сунниты. Массовой поддержки шиитов у него нет.

Ирина Лагунина: Но, например, у "Аль-Каиды" неплохие отношения с "Хезболлах", которую питает шиитский Иран.

Рохан Гунаратна: Ливанская "Хезболлах" поддерживала "Аль-Каиду" на протяжении ряда лет - с 1993 по 1996 годы, когда "Аль-Каида" базировалась в Судане. Глава специальной службы безопасности этой организации встречался с Усамой. Это стало известно из показаний Али Мохаммада, основного инструктора "Аль-Каиды". Он служил капитаном в египетской армии, а затем перешел к американским военным. Согласно показаниям Али Мохаммада, встреча с Имадом Фаизом Мугни произвела на Усаму большое впечатление. Мугни признался, что разрабатывал операцию 1983 года, которая вынудила Соединенные Штаты вывести войска из Бейрута и даже на какое-то время отдалиться от решения ближневосточных проблем.

Ирина Лагунина: Чтобы внести последний в этой программе штрих в характер и личность Усамы бин Ладена, приведу еще факты из книги Рохана Гунаратны. Ходили слухи, что четвертая жена Усамы - дочь муллы Омара, лидера движения Талибов в Афганистане. Нет, пишет автор исследования. Усама не был кровно породнен с муллой Омаром. Его четвертая жена - из Йемена. Это - единственный политический брак главы "Аль-Каиды". Ему потребовалась поддержка йеменских мусульманских групп. А там в почете не столько религиозное родство идей, сколько клановые отношения, родственные связи. Этим и объясняется выбор невесты и жены. Итак, 1998 год. "Аль-Каида" готовится к терактам против посольств США. Из книги "Внутри "Аль-Каиды":

"Чтобы ближе подойти к исполнению исламистской цели, в 1998 году "Аль-Каида" была реорганизована. Были выделены явные четыре отрасли, впрочем, взаимозависимые. Первая - пирамидальная структура для облегчения стратегического и тактического управления, вторая - глобальная террористическая сеть, третья - основа для продолжения партизанской войны внутри Афганистана, и четвертая - свободное объединение международных террористических и партизанских групп".

Ирина Лагунина: Рохан Гунаратна, из того, что вы пишете, следует, что структура "Аль-Каиды" очень сложна. Может ли организация с такой структурой быть эффективной?

Рохан Гунаратна: "Аль-Каида" - это движение, это не тот классический тип организации, который мы знаем из истории. Сегодня "Аль-Каида" сама по себе очень слаба. Но борьбу продолжают ассоциированные члены, отдельные связанные с ней группировки. Это проявляется, когда анализируешь наиболее громкие теракты, совершенные после 11 сентября. Все они были совершены не самой "Аль-Каидой", а группировками, которых "Аль-Каида" вооружала, финансировала и тренировала в последние 10 лет в Афганистане, в те годы, когда международное сообщество забыло об этой стране. Например, теракт в Касабланке 16 мая был совершен группой "Асират-аль-мус-секим". Теракт в Бали 12 октября прошлого года был совершен Джамаа-Исламия, еще одна группировка, подготовленная "Аль-Каидой". "Аль-Каида" серьезно повлияла на многие исламские течения, заставила их мыслить и действовать по своему подобию. И это - самое большое достижение "Аль-Каиды".

Ирина Лагунина: Вернусь еще раз к книге "Внутри "Аль-Каиды":

"По приблизительным подсчетам, поддержание боеспособности 3-тысячного отряда членов сети в Афганистане и тайных агентов за рубежом стоит "Аль-Каиде", по меньшей мере, 36 миллионов долларов в год. Плюс к этому расходы на оружие, приобретение новых технологий, поддержание лагерей и инфраструктуры, офисов, домов, автотранспорта - и того, в районе 50 миллионов долларов. Годовой бюджет "Аль-Каиды", однако, не превышает 50 миллионов долларов. /.../ В то время как некоторые видные саудовские бизнесмены оказывают финансовую поддержку "Аль-Каиде", нет никаких свидетельств, что семейный бизнес бин Ладенов как-то связан с Усамой бин Ладеном или с его сетью. Нет также свидетельств того, что "Аль-Каида" зарабатывает на производстве и продаже наркотиков, не в пример режиму талибов, который получал от этой торговли существенную прибыль. Более того, чтобы заручиться поддержкой, "Аль-Каида" платила ряду лидеров исламских группировок, включая "Талибан". По данным американской разведки, на это ушло около 100 миллионов долларов".

Ирина Лагунина: Этот список еще можно дополнить расходами на постоянное оформление поддельных документов, нелегальные пересечения границ и так далее и так далее. Но ведь, действительно, как замечает Рохан Гунаратна, с прекращением "холодной войны" количество государств, финансирующих терроризм, значительно сократилось. Правда, "Аль-Каида" - это на самом деле новая организация. Раньше государства контролировали или поддерживали террористические группы, а в случае с "Аль-Каидой" сеть поддерживала и контролировала государство - Исламский эмират Афганистана. Но откуда деньги? Рохан Гунаратна утверждает, что, например, европейская сеть в значительной степени зависит от алжирской группировки, которая подделывает кредитные карты. Но в целом "аль-Каиде" удалось создать весьма разветвленную сеть нелегальных финансовых операций. В книге "Внутри "Аль-Каиды" говорится, что бин Ладен немало получил, используя опыт и людей развалившего в 1991 году Международного банка кредита и коммерции - Bank of Credit and Commerce International (BCCI). Что представлял собой этот банк?

Рохан Гунаратна: BCCI - это банк, существовавший в годы советской оккупации Афганистана. Через него финансировалось афганское сопротивление и еще несколько проектов. Некоторые из них - нелегально. Эта организация развалилась, но ряд ключевых фигур банка примкнули к Усаме бин Ладену. И структура, опыт работы, финансовые схемы - все это было скопировано "Аль-Каидой". "Аль-Каида" перемещает свои капиталы абсолютно теми же способами.

Ирина Лагунина: В декабре 1992 года Конгресс США провел слушания по делу BCCI. Предшествовавшее ему расследование законодательного органа Соединенных Штатов выявило, что банк представлял собой разветвленную международную сеть финансовых махинаций. Вот выдержка из документа Конгресса 1992 года: "Криминальная деятельность BCCI и клиентов банка охватывала миллиарды долларов, включала в себя отмывание денег в Европе, Африке, Азии и Америке, подкуп должностных лиц в большинстве мест, где он работал, поддержку терроризма, незаконную торговлю оружием, продажу ядерных технологий, содержание проституции, облегчение сокрытия денег от уплаты налогов, нелегальный ввоз людей, незаконную покупку банков и недвижимости, всю палитру финансовых махинаций, которые только могут возникнуть в воображении клиентов банка". Как выявило расследование, банку действительно удалось подкупить должностных лиц почти во всех 73 странах мира, где он работал. В нем хранили деньги и генерал Норьега, и Саддам Хусейн. Когда банк развалился, он унес с собой 10 миллиардов долларов.

Банк основал пакистанец Ага Хасан Абеди - человек, являющий собой уникальный продукт развала британской империи. Все начиналось в 40-х. Семья жила в Индии. Несмотря на университетский диплом, Абеди так и оставался представителем религиозного меньшинства, для которого навсегда был закрыт доступ в высшие слои общества. После раздела страны, индийские мусульмане направились в Пакистан, но и там оказались чужими, пришельцами из другой страны. Выходцы из Индии сформировали свой клан, который затем в значительной степени помог Абеди разработать схему банка. Абеди начинал работать в индийском банке, который в 1947 переехал в только что образовавшееся государство Пакистан. Но уже в 1958-м он решил открыть свое дело. Центральный банк страны выдал лицензию на работу нового Объединенного банка, а власти страны были рады, что Абеди решил создать, как он говорил, самый крупный банк в стране. Страна ведь все еще создавала современные структуры государства и общества. Единственное, что вызвало подозрения, это заявления Абеди о том, что у него будут самые высокие зарплаты для служащих и самые красивые и современные банковские офисы. Через десять лет Абеди действительно создал второй - по размерам операций в стране - банк с многочисленными филиалами за рубежом. У него действительно были самые красивые офисы и он щедро платил своим служащим. Высокие зарплаты укрепляли лояльность, а красивые офисы привлекали клиентов. Клиенты были особенно важны, потому что деятельность банка основывалась на принципе пирамиды - прибыли старым инвесторам выплачивались за счет привлечения новых. Собственно, тот же принцип использовал в России Сергей Мавроди. Принцип называется "схема Понци" - по имени итальянского иммигранта в США Чарлза Понци, разработавшего эту цепочку махинаций в начале 20 годов.

Пакистанские власти закрывали глаза на нелегальный характер операций банка по одной простой причине - им тоже платили. Сначала Абеди подружился с пакистанским "социалистом" Али Бхутто и помог ему пребывать у власти. В "белых страницах" пакистанского правительства - расследование 1978 года - утверждается, что Абеди носил Бхутто деньги мешками. Однако когда Бхутто был свергнут в результате военного переворота в 1978 году, и к власти пришел генерал Зия, Абеди не тронули. Уже в 1991-м - 1992-м году американские следователи нашли чек на имя президента Зии на сумму в 2 миллиона долларов, выписанный банком Абеди. Акционер банка Абеди саудовский принц Турки переправил через его каналы около миллиарда долларов на поддержку афганских моджахедов. У бывшего панамского диктатора Мануэля Норьеги на счету было 33 миллиона.

BCCI действовал и на территории США. Ему удалось даже нелегально, через подставных лиц, купить один американский банк - First American. Это один из самых больших скандалов американской банковской системы.

Ага Хасан Абеди скончался в возрасте 73 лет в 1995 году. Четыре года после развала его банка он числился в розыске. И вот, как утверждает автор исследования "Внутри "Аль-Каиды" Рохан Гунаратна, специалисты именно этого банка после развала BCCI, помогали Усаме бин Ладену создать свою финансовую систему. Система сильно пострадала после терактов 11 сентября, когда в США и в Европе были закрыты, в том числе, и многочисленные благотворительные мусульманские фонды. Сейчас, говорит Рохан Гунаратна, за "Аль-Каиду" работают другие, родственные экстремистские мусульманские группировки. Так это достижение или это провал "Аль-Каиды", что она вынуждена полагаться на других ради продолжения своего дела?

Рохан Гунаратна: "Аль-Каида" находится в отчаянном состоянии с октября 2001 года, с момента вторжения в Афганистан. Но она при этом страстно подталкивала к действию других. Сразу после международного вторжения в Афганистан Усама бин Ладен выпустил заявление, что борьба перешла границы "Аль-Каиды". И что мы видим сегодня? Что "Аль-Каида" - это авангард, это глава, это само провозглашенный лидер исламского движения. Она задает направление, и три десятка исламских группировок стали ее последователями.

Ирина Лагунина: Мы беседовали с Роханом Гунаратной, автором исследования "Внутри "Аль-Каиды", в прошлом - старшим следователем отделения ООН по борьбе с терроризмом.