Сосновый Бор под Санкт-Петербургом - новая точка по переработке радиоактивных материалов - 9 ноября 2001 года

Ведущая Марина Катыс

16 октября на железнодорожной станции Калище близ Соснового Бора под Санкт-Петербургом рядом с пассажирской платформой экологи обнаружили вагон с 20 тоннами радиоактивного металла. Проведенные дозиметрические замеры показали, что интенсивность излучения составляет 15 000 микрорентген в час, что в 1 000 раз превышает естественный радиационный фон.

Вагон, содержащий 10 контейнеров с радиоактивными материалами, прибыл в Сосновый Бор из Удмуртии, с Чепецкого механического завода города Глазова. Причем, прибыл без специальной маркировки, которая указывала бы на потенциальную опасность этого груза. Сам груз предназначался частной фирме "Экомет-С", занимающейся переплавкой радиоактивных металлических отходов.

В ходе расследования экологи общественной благотворительной организации "Зеленый мир" выяснили, что это - уже пятый подобный груз за последние несколько месяцев. Всего в Сосновый Бор из разных регионов России было завезено около 160 тонн радиоактивных металлических отходов.

Рассказывает наш петербуржский корреспондент Татьяна Волович.

Татьяна Валович:

Сосновый Бор приобрел свою известность из-за Ленинградской атомной электростанции и расположенного рядом уже переполненного хранилища ядерных отходов "Радон". Общественность и экологи уже давно бьют тревогу по поводу ситуации, складывающейся в Сосновом Бору, но события последних месяцев показывают, что Министерство атомной энергии решило превратить и без того неблагополучный, с экологической точки зрения, Сосновый Бор в свалку радиоактивных отходов.

Как установили экологи из организации "Зеленый мир", прибывший 16 октября на железнодорожную станцию Калище вагон с 20 тоннами радиоактивного металла был уже, как минимум, пятым по счету. И, как и первые четыре, предназначался для переработки на специальном предприятии "Экомет-С", расположенном в зоне Ленинградской атомной станции, но никакого отношения к ней не имеющего.

Предприятие "Экомет-С" было построено для переплавки радиоактивных металлических отходов. Его официальный пуск состоялся в марте 2001 года, когда в закрытую обычно зону Соснового Бора были приглашены ведущие средства массовой информации, как местные, так и общероссийские. Однако акт ввода в действие этого предприятия до сих пор не подписан. Не проведена и экологическая экспертиза деятельности "Экомет-С".

Вот что рассказал о предприятии "Экомет-С" член совета экологической организации "Зеленый мир" Сергей Харитонов.

Сергей Харитонов:

Сама идея "Экомет-С" - лжива уже по тому, как эта идея воплощалась в жизнь: нелегальное строительство, о котором общественность не знала, но руководство Соснового Бора, областной администрации, естественно, Минатома, Москвы - знали. Говорили о том, что предприятие не работает, в то же время проводились плавки. Я получал эту информацию непосредственно от людей, которые там работали.

Сама процедура так называемых "общественных слушаний" превратилась в фарс. "Зеленый мир" отказался подписывать протокол, потому что это просто была профанация. Не были предоставлены никакие документы.

"Экомет-С" - это совершенно индивидуальное предприятие со своими задачами, цель которого - получение прибыли. Их не интересует проблема безопасности.

Татьяна Валович:

Кто лоббирует интересы предприятия "Экомет-С"?

Сергей Харитонов:

Я считаю, самый главный лоббист - это Черномырдин. Его распоряжение от 1 сентября 1995 года о том, чтобы одобрить целевую программу по переработке и утилизации радиоактивных металлических отходов. Минатом, конечно, очень заинтересован в таком виде бизнеса.

И, на мой взгляд, здесь, конечно, не решение проблемы радиоактивных металлических отходов, а здесь интересы - чисто коммерческие. Будут перерабатывать этот радиоактивный металл, будут просто снижать степень загрязненности этого металла.

Но в то же время будут появляться радиоактивные отходы. Что интересно: ссылались на то, что радиоактивные отходы составят порядка 3 процентов от общего количества металла, но вот уже в документах появляются другие цифры - 5-7 процентов.

Дальше говорится о том, что эти радиоактивные металлы будут использоваться в нескольких вариантах. По первому: они просто будут делаться компактными и храниться в виде слитков, но не использоваться. То есть - будут просто уменьшать объем. По второму: эти радиоактивные слитки будут вылеживаться на площадках до снижения степени радиоактивности. И третий вариант: якобы они пойдут в народное хозяйство уже чистыми.

Но кто, интересно, будет это проверять? Как общество может проверить, что в народное хозяйство пойдут чистые слитки, а не загрязненные?

Татьяна Валович:

Руководители предприятия "Экомет-С" утверждают, что количественная оценка уровня потенциальной экологической опасности их предприятия равна нулю, и в результате получается практически чистый металл.

Сергей Харитонов:

Я не верю в то, что технология настолько высока, что в результате будут получать чистый металл. Радиоактивность невозможно отделить от металла. Можно только немного снизить уровень радиоактивности металла, но это будет настолько удорожать производство этого металла.... Поэтому на Западе считают такую технологию неэффективной, и поэтому металл - в основном - или прессуют до определенных возможных объемов, или рубят.

Исследования проводила Лаборатория регионального экологического мониторинга, и они четко показывают: спецкомбинат "Родон", где проводились экспериментальные плавки, явился источником загрязнения. Установки фирмы "Экомет-С" также выбрасывали в атмосферу радиоактивные вещества (цезий, кобальт). И это - притом, что плавки проводились экспериментальные, мощность была небольшая. Всего было выплавлено порядка 3 000 тонн, а вот уже на заводе "Экомет-С" предполагается выплавлять до 8 500 тонн металла.

Татьяна Валович:

А что же городские власти? Неужели они были в неведении, что на предприятие "Экомет-С" стали регулярно поставляться радиоактивные отходы? Ведь, согласно законодательству, на органы местного самоуправления возложены определенные функции по оценке радиационной безопасности.

Вот как прокомментировала ситуацию главный эколог Сосновоборской мэрии Наталья Малеванная.

Наталья Малеванная:

Мы об этом узнали от людей, от участников этого процесса. И узнали тогда, когда это была уже пятая поставка в город. Конечно, никто с нами ничего не согласовывал, и никакой информации предварительной мы не имели.

Мы попросили, чтобы нам были предоставлены все документы, которые касаются привоза. Всех документов нам предоставить не смогли.

По нашему мнению, у этого предприятия нет прав на ввоз каких-либо радиоактивных веществ на нашу территорию.

Перегрузку это предприятие стало осуществлять на территории города, тоже - с очень большими нарушениями. И мы в этом разбираемся.

В Сосновом Бору очень неспокойно после серии публикаций в прессе. Мне по телефону постоянно звонят и интересуются - есть ли угроза населению. Сейчас, после того, как сложилась такая ситуация, контроль ужесточен.

Татьяна Валович:

Однако представитель общественной организации "Зеленый мир" Сергей Харитонов считает, что главный эколог Сосновоборской мэрии Наталья Малеванная, представляющая интересы администрации, мягко говоря, лукавит.

Сергей Харитонов:

Я сомневаюсь, что представители мэрии, и особенно Малеванная, не знали о том, что творится на "Экомет-С".

Во-первых, мэрия давала разрешение на размещение этого предприятия на территории ядерноопасного объекта. Без мэрии никакие вагоны не поступят, потому что происходит ряд согласований, например, с медсанчастью, СЭС. Согласуется все - движение этих вагонов, разрешение на перевозку транспортом, размещение их на промежуточной площадке, на территории машиностроительного завода (это недалеко от железнодорожной станции).

На мой взгляд, вообще существуют просто-напросто какие-то определенные договорные отношения между мэрией и вот такими предприятиями как "Экомет-С", и, видимо, они не были выполнены. И поэтому вдруг информация оказалась "слитой". То есть - она почему-то не была получена на первом вагоне. Малеванная почему-то не устроила пресс-конференцию, не обратилась к общественности.

И я сомневаюсь, что это было, допустим, всего 5 вагонов. Вполне возможно, их было гораздо больше. Видимо, где-то были нарушены какие-то договоренности, и сразу же - появилась информация.

Татьяна Валович:

Действительно, предприятие "Экомет-С" строилось не один год, и власти Соснового Бора, конечно, знают, что оно до сих пор не имеет заключения экологической экспертизы. Да и самого акта ввода предприятия в эксплуатацию тоже нет.

Это была вынуждена подтвердить эколог Сосновоборской мэрии Наталья Малеванная.

Наталья Малеванная:

Комплекс, который построен на территории Ленинградской атомной электростанции... Действительно, проектные материалы не прошли государственную экологическую экспертизу, что, в принципе, является нарушением федерального законодательства.

В самом начале, когда предприятие появилось, речь вообще не шла о переплавке металлических отходов. Речь шла об открытии предприятия, которое будет создавать и тиражировать установки для переплавки радиоактивных металлических отходов. Но, учитывая то, что предприятие умеет плавить (а Ленинградская атомная электростанция очень заинтересована, и, кстати сказать, город тоже очень заинтересован в том, чтобы сокращались объемы радиоактивных металлических отходов), это предприятие взялось и за эту проблему.

На сегодняшний момент комплекс не введен в эксплуатацию. Я могу это говорить на основании того, что не существует документов, в частности - акта о вводе в эксплуатацию.

Татьяна Валович:

По данным Сосновоборского отдела Департамента природных ресурсов по Северо-западному региону, с 1 июля 2001 года на "Экомет-С" все работы с радиоактивными металлическими отходами прекращены, так как департаментом были выданы предписания об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства, срок исполнения которых истекает 1 января 2002 года. Получается, что предприятие работать не должно, но в его адрес регулярно приходят вагоны с радиоактивным металлом.

Кроме того, предприятие "Экомет-С" должно было перерабатывать только радиоактивный металл, поступающий с Ленинградской атомной станции, а сейчас вагоны с металлическими радиоактивными отходами идут из многих регионов России.

Как выяснили экологи "Зеленого мира", существует распоряжение первого заместителя министра Минатома Валентина Иванова от 13 октября 2000 года (то есть еще до запуска на проектную мощность "Экомет-С"), в котором рекомендовано всем заинтересованным сторонам из различных регионов России заключать договоры на переработку металлических радиоактивных отходов с расположенным в Сосновом Бору предприятием.

Вот как прокомментировала это распоряжение главный эколог мэрии Соснового Бора Наталья Малеванная.

Наталья Малеванная:

Я, к сожалению, увидела это распоряжение только тогда, когда целевым образом его запросила. Действительно, там есть перечень предприятий России, которые вроде бы должны передавать сюда металлический лом.

Но могу сказать совершенно точно, что это является нарушением законодательства. Потому что никто не согласовывал с нашим субъектом Федерации ввоз этих металлических отходов на нашу территорию.

Татьяна Валович:

Получается, что официальные власти до 16 октября, когда в Сосновый Бор прибыл очередной вагон с металлическими радиоактивными отходами, находились в неведении (или - хотят представить сложившуюся ситуацию таким образом), считает член совета экологической организации "Зеленый мир" Сергей Харитонов.

Сергей Харитонов:

Такие наивные объяснения - это просто попытка, дистанцироваться от такого скандала. Я не верю в то, что Малеванная ничего не знала и ничего не могла предпринять.

Татьяна Валович:

Общественная благотворительная организация "Зеленый мир" разработала целый комплекс первоочередных мер, которые необходимо предпринять.

Об этом рассказал член совета экологической организации "Зеленый мир" Сергей Харитонов.

Сергей Харитонов:

"Зеленый мир" предлагает немедленно остановить работу на "Экомет-С", опечатать оборудование, запретить ввоз любого радиоактивного металла в Сосновый бор. Он, кстати, идет через Санкт-Петербург.

"Зеленый мир" предлагает провести прокурорскую проверку и при необходимости возбудить уголовное дело по факту незаконной деятельности фирмы "Экомет-С".

Мы предлагаем также провести настоящие общественные слушания на уровне Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А если радиоактивный металл повезут в Сосновый Бор со всей страны, то и на федеральном уровне.

Марина Катыс:

Прокомментировать происходящее вокруг частной фирмы "Экомет-С" я попросила президента Союза "За химическую безопасность" доктора химических наук Льва Федорова.

Лев Федоров:

Эта ситуация опасна не тем конкретным частным случаем, а той системой, которую теперь создает Минатом. Происходит в очередной раз бесконтрольное расползание радиоактивных материалов по нашей стране.

Ведь о чем идет речь? О том, что радиоактивные материалы с предприятий, где они сейчас находятся, типа "Маяк" в Челябинске, перетаскиваются на предприятие, где радиоактивные материалы до сих пор отсутствовали. Дальше их переплавляют, и они входят в цивильную жизнь, где с дозиметрами люди не бегают.

Марина Катыс:

На самом деле за всем этим стоит некоторый коммерчески интерес, и первым начал лоббирование этого проекта господин Черномырдин. Сейчас "Газпромбанк" вложил в этот бизнес 10 миллионов долларов, надеясь в течение четырех лет окупить свои вложения. Иными словами - за всем этим стоят совершенно определенные экономические интересы. Но в чем может быть экономическая выгода? Ведь радиоактивные металлические отходы невозможно превратить в чистый металл.

Лев Федоров:

Да, конечно. Если исходить из физики, то радиоактивные отходы никогда не превратятся в нерадиоактивный металл. Безусловно.

Но в данном случае коммерческий интерес заключался в том, что они как раз и придумали этот фокус с перетаскиванием радиоактивных материалов из сферы, где за ними ведется контроль, в другую сферу, где такой радиоактивный контроль никто не ведет.

Ведь когда шли эти поезда с радиоактивными материалами - на них не было маркировки, что едут радиоактивные материалы. Как это обычно бывает, когда везут там "твэлы" или какие-то другие атомные вещи. И вот тут как раз и возникает разница в деньгах и, соответственно, выгода.

Марина Катыс:

Возможно ли вообще допустить, что Минатом (вместе, в данном случае, с "Газпромом") пытается перевести радиоактивные металлические отходы путем переплавки и понижения общего радиационного фона в нерадиоактивные материалы, а потом этот металл поступит на российский рынок уже как обычный металл, без дозиметрического контроля?

Лев Федоров:

Об этом я и говорю. Речь идет именно о том, чтобы перевести в прошлом радиоактивные материалы в нерадиоактивные. У них другая цена. К ним другое отношение. Они в результате вообще изымаются из минатомовской сферы.

Я считаю, что это откровенный экологический бандитизм, и полагаю, что на эту фирму должно быть немедленно обращено внимание прокуратуры с тем, чтобы остановить эту порочную практику.

Если эта фирма "Экомет-С" становится элементом атомной промышленности - ради Бога. Но тогда на нее должны распространяться все позиции контроля, чтобы ни в коем случае материалы из этой фирмы не попадали в ту сферу, где с дозиметрами люди не ходят.

Марина Катыс:

Но если мы - гипотетически - допустим такую ситуацию, что радиоактивно загрязненный металл после переплавки попадает на российский рынок в качестве обычного металла? Ведь там, в организациях Минатома, очень высокое качество металла. К каким последствиям это может привести?

Лев Федоров:

При таком хорошем качестве металла, которое возникает в недрах Минатома, конечно, на рынке обычных материалов у этого металла есть торговая привлекательность. На это, собственно, расчет и делается: чтобы обычный потребитель, не зная о том, что это радиоактивные материалы, клюнул на качество металла.

Последствия, в общем, будут нехорошие. Фактически они хотят таким образом создать бум металлов на нерадиоактивном рынке и привлечь к себе внимание, заработать деньги. Но при этом тысячи людей, которые с этими материалами будут работать, не будут знать, что этот металл радиоактивен, и будут облучаться. Последствия очень печальные, на мой взгляд.

Марина Катыс:

Какой там может сохраняться радиационный фон?

Лев Федоров:

У исходных материалов, которые перевозили, он в сотни раз (иногда и до тысячи раз) превышает фон. Во время переплавки, если они что-то нерадиоактивное будут добавлять, они немножко его снизят. Но ведь нельзя же радиоактивность убрать.

Стало быть, всегда будет превышение над фоном, по крайней мере, в десятки раз. Это означает - облучение малыми дозами людей, которые с этим металлом будут работать. Наукой уже давно доказано, что это очень вредно для здоровья.

Марина Катыс:

Заинтересованные стороны данного проекта: Минатом - в лице первого заместителя министра РФ по атомной энергии Владимира Иванова, год назад, 13 октября 2000 года издавшего распоряжение № 319-Р, в котором руководителям ряда предприятий, в частности комбината "Маяк" в Челябинске, Ангарского электрохимического комбината в городе Ангарск, Сибирского химического комбината в городе Томск, Чепецкого механического завода в Удмуртии - было рекомендовано заключить договоры с частным предприятием "Экомет-С" на переплавку радиоактивных металлических отходов с их производств.

Вторая заинтересованная сторона - "Газпром" - в лице Виктора Черномырдина, в 1995 году начавшего лоббирование этого проекта. "Газпромбанк", вложивший в данный проект 10 миллионов долларов, был основан 31 июля 1990 года. В то время Виктор Черномырдин являлся председателем правления "Газпрома" и лично подписал решение об основании "Газпромбанка", через который в настоящее время осуществляется большинство финансовых операций "Газпрома".