Россия выбрала очень неудачно время для решения о возобновлении военных поставок Ирану

  • Сергей Данилочкин

Корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Сергей Данилочкин беседует с американским военным экспертом Эли Краковски - бывшим высокопоставленным сотрудником Пентагона.

Сергей Данилочкин:

Россия утверждает сейчас, что ей просто невыгодно - коммерчески невыгодно - соблюдать договор, известный как "соглашение Гора-Черномырдина", и поэтому она рассматривает вопрос о заключении новых контрактов о поставках оружия Ирану. Что вы думаете по этому поводу?

Эли Краковски:

Я вполне уверен, что заключение новых контрактов на поставку вооружений Ирану может выглядеть достаточно привлекательным для России. Однако, время для такого рода решения выбрано очень неудачно. Похоже, что иранские власти постепенно изменяют свою политику к лучшему, хотя у этого процесса пока не хватает последовательности и убедительности. И в таких условиях российские власти уделяют гораздо больше внимания чисто финансовым и коммерческим аспектам решения о поставках оружия, когда гораздо важнее внешнеполитические соображения. Думаю, что Россия смогла бы в будущем возобновить поставки оружия в Иран, если бы внешнеполитический курс этой страны и ее поведение на международной арене стали бы более приемлемыми. А сейчас такие действия просто непродуктивны и могут отрицательно повлиять на ситуацию, поскольку могут быть восприняты как сигнал Ирану, означающий, что поставки оружия будут продолжаться независимо от внешнеполитического курса этой страны. Поэтому я полагаю, что этот шаг российского руководства неудачен, в частности, из-за выбранного для него времени.

Сергей Данилочкин:

Россия считает, что сами США нарушили эти договоренности, предав огласке информацию о том, как американское оружие попало в руки афганского движения Талибан. Известно, что Москва считает талибов самым значительным дестабилизирующим фактором в Центральной Азии. Находите ли вы логику в этой аргументации, призванной оправдать поставки российского оружия Ирану?

Эли Краковски:

Полагаю, что такая аргументация - очень слаба и неудачна для оправдания действий российского правительства, продиктованных, по всей видимости, коммерческими соображениями. Думаю, что интересы России и США в отношении движения Талибан совпадают почти полностью. Совершенно очевидно, что Соединенные Штаты не предпринимали никаких шагов по снабжению талибов вооружениями. И если американское оружие попало в руки талибов, то это произошло вопреки желанию США, а никак не по их воле. И Россия, и Соединенные Штаты придерживаются мнения, что движение Талибан является потенциально дестабилизирующей силой в регионе. Обе страны согласованно действуют, если рассмотреть ситуацию с введением санкций в отношении талибов со стороны ООН. Полагаю, что такой аргумент, приводимый Россией в оправдание своего решения, весьма слабый. Думаю, что российские власти решили поставлять оружие Ирану по чисто коммерческим соображениям, не озаботившись даже каким-то чисто формальным обоснованием таких действий. И этот шаг очень неудачный.

Сергей Данилочкин:

Какова, по-вашему, будет реакция США на возобновление поставок российского оружия Ирану? Особенно, если учесть, что через несколько недель в Америке произойдет смена президентов, и пока еще вполне вероятно, что в Белом доме окажется Альберт Гор, который и подписывал разрываемый сейчас договор?

Эли Краковски:

Если пост президента США займет Альберт Гор, то для него такое решение российских властей будет гораздо менее приемлемым, чем для Джорджа Буша. Это связанно с тем, что Гор лично участвовал в разработке и заключении соглашения, о котором мы говорим. Вместе с тем, независимо от того, кто же станет президентом Соединенных Штатов, решение российских властей о поставках вооружений Ирану будет восприниматься со всей серьезностью. Это связано с тем, что Иран до сих пор числится в списке государств, поддерживающих терроризм, который составляет Государственный Департамент США. К тому же, Иран находится среди тех стран, которые стремятся заполучить ядерное оружие. К таким намерениям Ирана Соединенные Штаты относятся неодобрительно. И России бы следовало противодействовать таким устремлениям, поскольку наличие у Ирана ядерного арсенала противоречит долгосрочным интересам России. Не думаю, что предоставление тех типов вооружений, которые Россия намерена поставлять Ирану, соответствовало бы российским интересам. Поэтому я думаю, что реакция Соединенных Штатов на эти действия будет весьма серьезной. Полагаю, что перемены в правительстве США и некоторое отстранение Конгресса от активного воздействия на внешнюю политику могут задержать такую реакцию. Но как только все станет на места, не сомневаюсь, что такая реакция последует. Мне кажется, что решение российских властей не является конструктивным.