Осенний призыв: "Это напоминает мне Азербайджан времен войны в Нагорном Карабахе..."

Тему ведет Марина Катыс. Участвуют корреспонденты Радио Свобода: в Саратове - Ольга Бакуткина, и в Пскове - Андрей Щеркин, а также ответственный секретарь Союза Комитетов Солдатских Матерей России Валентина Мельникова.

Марина Катыс:

В России продолжается осенний призыв на воинскую службу. В небольшом городе Балакове Саратовской области контроль за прохождением призыва молодых людей в ряды Российских Вооруженных Сил уже боле 9 лет осуществляет местный Комитет Солдатских Матерей. О работе этого комитета рассказывает корреспондент Радио Свобода в Саратове Ольга Бакуткина:

Ольга Бакуткина:

Учитывая итоги весеннего призыва, члены Союза Солдатских Матерей заранее начали готовить родителей призывников, рассказывая о наиболее типичных случаях нарушения законов в ходе призывной кампании. Незаконным является, например, уже вызов на призывную комиссию учащихся дневного отделения любого учебного заведения. Однако призывник Резников, который учится в Политехническом лицее и подлежит призыву лишь весной 2001-го года, уже с февраля нынешнего получает повестки о явке на медкомиссию - ее результаты действительны лишь полгода и явно устареют ко времени призыва. К чему тратить время врачей и вкладывать средства в заведомо ненужную работу? К тому же педагоги учебных заведений по распоряжению военкомата строем отправляют учащихся на обследование, которое должно проводиться только индивидуально и строго по повестке. Союз Солдатских Матерей под руководством Лидии Свиридовой, в прошлом - журналистки, существует в Балакове 9 лет. Он основан на принципах женских неправительственных организаций США, и представляет собой своего рода партию с уставом и обязательной уплатой членских взносов в 35 рублей в месяц. "Эти средства гарантируют нам независимость, - говорит Лидия Свиридова, - поскольку Союз в состоянии оплатить призывнику независимую медэкспертизу и услуги адвоката, если дело доходит до судебного разбирательства".

На счету у организации 4 судебных процесса. Все они выиграны. Трое призывников с помощью суда отстояли свое право на альтернативную службу, а в одном случае от службы в армии был освобожден заведомо больной призывник. Последнее судебное дело длилось 4,5 года, поскольку работники военкомата не являлись на процесс. В итоге решение суда в пользу призывника было принято заочно. Обеспечивая юридическую помощь, а в случае необходимости - и услуги адвоката, Союз Солдатских Матерей дает юношам возможность не только знать свои права, но и уметь защищать их. Оплата медицинского обследования в учреждениях, рекомендованных Союзом, позволяет поставить истинный диагноз. К сожалению, для этого призывникам все чаще приходится ездить на обследование в соседнюю Самарскую область. В Балакове нет достаточной диагностической базы, а саратовские медики в последнее время стали отказывать призывникам в приеме. Чтобы проверить так ли это, Лидия Свиридова отправилась в Саратов со своим сыном призывного возраста, но когда она представилась в поликлинике Института травматологии и ортопедии как глава Союза Солдатских Матерей, ее просто выставили за дверь. Отношение медиков, по меньшей мере, странно - речь идет не о фальсификации диагнозов, а об истинной оценке состояния здоровья будущего воина, что позволит в последующем избежать несчастий.

Во многих трагедиях, случившихся во время службы в армии, Лидия Свиридова склонна обвинять, прежде всего, родителей - пассивность, элементарное незнание прав, нежелание объединиться для их защиты приводит к непоправимому. Поэтому глава Союза Солдатских матерей, пользуясь каждой возможностью, призывает создавать подобные организации во всех городах области. Итоги работы организации в Балакове убедительны: за 9 лет существования союза все подшефные призывники благополучно отслужили в армии и вернулись домой живыми.

Марина Катыс:

Совершенно по-другому складываются судьбы призывников в Псковской области, где, как считает военный комиссар области генерал-майор Донец, молодые люди любят служить в армии. О том, насколько это соответствует действительности, рассказывает наш корреспондент в Пскове Андрей Щеркин:

Андрей Щеркин:

Псковская область будет должна предоставить российской армии около 1200 призывников. Однако, в этом году по различным причинам служить отказались уже 18 псковичей. На двух из них уже заведены уголовные дела, остальными пока занимается прокуратура. Вот как пишет о себе один из так называемых псковских "отказников": "От осужденного Воротникова Геннадия Алексеевича, проживающего по адресу: Псковская область, город Порхов, улица Комсомольская, дом 8. 30 августа 2000-го года я был осужден Псковским районным судом по статье за уклонение от прохождения воинской службы, приговорен к одному году лишения свободы. Несмотря на мои пацифистские убеждения, заявления о том, что все мои требования находятся в правовых рамках, то есть, мое требование замены военной службы альтернативной является законным, что подтверждается и постановлением Конституционного суда, я был осужден сроком на один год. Я направил кассационную жалобу в Псковский областной суд с прошением об отмене несправедливого приговора. Защищать себя намерен сам. Средств на платного адвоката я не имею, а предоставленный мне в Порхове бесплатный адвокат Эдуард Семенов проявил полную безграмотность, о моих правах меня не проконсультировал, следствием чего стал столь серьезный для меня приговор". Мои попытки связаться со следственным изолятором в Великих Луках успехом для меня не увенчались. Дозвониться до них просто невозможно. Делом Геннадия Воротникова теперь намерены заняться псковские правозащитники.

Марина Катыс:

Прокомментировать происходящее я попросила ответственного секретаря Союза Комитетов Солдатских Матерей России Валентину Мельникову.

Сейчас в России идет осенний призыв. Какие основные проблемы, с которыми к вам обращаются родители призывников?

Валентина Мельникова:

Призывные комиссии продолжают признавать больных годными к военной службе и отказывают мальчикам, которые имеют право на отсрочку по семейным обстоятельствам или по учебе. Это грубое нарушение закона и положения о военно-врачебной экспертизе, и мы стараемся со всеми нашими коллегами в регионах вот это все как-то предупредить.

Марина Катыс:

В Балакове солдатские матери довольно успешно осуществляют контроль за призывом в российскую армию.

Валентина Мельникова:

Балаков - это, наверное, единственная организация, где женщины принимают членские взносы. По уставу они могут поддерживать только членов своей организации. Наверное, это правильно. Им удается и навещать части, следить за ребятами - кто где служит, чтобы там конфликтов не было. Это очень хорошо. Когда число призывников из города не очень большое, и когда администрация помогает Комитету Солдатских Матерей - это всегда дает прекрасные результаты.

Марина Катыс:

Призывнику, который решает в судебном порядке отстаивать свое право на альтернативную службу, либо оспаривать заключение медицинской комиссии, обычно предоставляется бесплатный адвокат, который далеко не всегда защищает интересы призывника. Может ли Комитет Солдатских Матерей нанимать платного адвоката такому призывнику?

Валентина Мельникова:

Когда призывник подает жалобу на неправомерное решение призывной комиссии - это ведь гражданское дело, и тут никаких адвокатов никому не нужно. Тут очень важно правильно обосновать свою жалобу. Адвоката нужен, когда мальчика обвиняют в уклонении от призыва на военную службу, но по поводу бесплатных адвокатов - на самом деле, это всегда просто кошмар, лучше всегда иметь квалифицированную поддержку общественной организации и, конечно, неплохо проконсультироваться с юристом. Платный или бесплатный адвокат - не в этом дело, а дело в том, что у нас вообще не достает хороших, квалифицированных юристов, которые понимают, что закон стоит на страже прав гражданина, а не прав государства. В 90 процентах адвокаты все равно мысленно на стороне государства.

Марина Катыс:

Как вы оцениваете прохождение нынешнего военного призыва в армию, у вас много жалоб?

Валентина Мельникова:

Пока это, на самом деле, безобразие, потому что уже издан в этом году совместный приказ министра обороны и министра внутренних дел о том, чтобы милиция помогала проводить призыв, и это, естественно, и наручники бывают, и побои бывают, и это значит, что комиссия проходит без документов. Мальчику говорят: "Никаких болезней нет, все ты врешь, мы тебя отправляем". И это напоминает мне Азербайджан времен войны в Нагорном Карабахе, когда там тоже молодежь отлавливали. Сейчас вот тоже полное ощущение что вот, как там в 1991-м году.