"Принцип небезразличия к жизни людей"

Саммит Тысячелетия.

Юрий Жигалкин, Нью-Йорк:

Как и ожидалось, главы 15 государств-членов Совета Безопасности ООН, по сути, сошлись на том, что они расходятся в своем понимании роли и целей миротворческих сил ООН. Точнее, западные столицы высказались за утверждение ООН в роли активного инструмента предотвращения и прекращения конфликтов, в то время, как Россия и Китай отвергли эту идею практически безоговорочно. Заседание 15 членов Совета Безопасности - 5 постоянных и 10 временных, называли "мини-саммитом в рамках саммита тысячелетия", ожидая, что этот мини-саммит даст ясный ответ на вопрос: что будет представлять из себя миротворческая деятельность ООН в новом тысячелетии? - будут ли миротворцы, как и прежде, входить лишь в страны, обессиленные войной и наблюдать за соблюдением условий прекращения огня, в чем сегодня и состоит, в основном, их служба; либо они станут силой, способной предупреждать потенциальные конфликты и вмешиваться в них, когда серьезная опасность грозит мирному населению.

Выступая на "заседании пятнадцати" Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан заявил, что ООН угрожает кризис доверия. "Многие народы, находящиеся в опасности в разных уголках мира, уже не верят, что они могут прибегнуть к помощи ООН в минуту трудности", - сказал он. Резолюция, принятая главами государств - членов Совета Безопасности, не дает ясного ответа на вопрос, как будут выглядеть миротворческие усилия ООН. Эта резолюция лишь подтверждает благородные цели, поставленные перед миротворцами. В ней говорится о постановке перед контингентами реалистических задач хорошей профессиональной подготовки войск. Члены Совета Безопасности призывают реорганизовать военный департамент ООН и пересмотреть структуры оплаты государствами миротворческих операций.

Как говорят дипломаты, ведущие члены Совета Безопасности сумели сохранить единство, одобрив документ, щедрый на патетику и скудный на детали, такие, как, например, то, кто будет платить деньги за реформу миротворческого департамента ООН. Неизвестно, на каких конкретно основаниях будут приниматься решения о проведении миротворческих операций. По сути, статус-кво был сохранен из-за оппозиции России и Китая. Президент Путин выступая, на заседании, избегал резкостей и прибег к вполне ясным аллюзиям, сказав, что только Совет Безопасности имеет право санкционировать применение силы в кризисных ситуациях. Китайский же президент выразился яснее: "Сознательное применение силы и вмешательство во внутренние дела государств во имя гуманности не только противоречит принципам Устава ООН, но и вызывает серьезные негативные последствия", - сказал он. Однако, такая трактовка Устава ООН уже не устраивает многих, быть может - большинство. Как сказал президент Бразилии, к принципу невмешательства стоит добавить поправку: "Принцип небезразличия к жизни людей".