"Инвесторы не хотят идти в Россию, справедливо говоря, что в мире есть лучшие места для приложения капитала..."

Министр финансов Франции Лоран Фабиус заявил, что Россия должна доказать свою готовность проводить экономические реформы, а не заниматься исключительно вопросами отсрочки выплаты внешнего долга. Одна из главных тем открывшейся в японском городе Фукуока встречи министров финансов стран "Большой Семерки" и России - состояние российской экономики и внешняя задолженность. В кулуарах совещания российский министр финансов Алексей Кудрин обсудил с министром финансов США Лоуренсом Саммерсом проблемы борьбы с отмыванием денег. Кроме того, Кудрин встретился с высокопоставленным представителем ЕС по финансовым вопросам. В центре беседы были перспективы вступления России в ВТО. Корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин беседует на эту тему с содиректором Центра российских исследований Гарвардского университета профессором Маршаллом Голдманом.

Юрий Жигалкин, Нью-Йорк:

Российский министр финансов Алексей Кудрин едет в Японию с совершенно определенными и достаточно ограниченными целями. Он не принимает участия в обсуждении тем, касающихся исключительно семи богатейших стран мира. Они собираются говорить об экономических проблемах Японии. А Кудрин собирается вести со своими визави разговор о новой экономической программе России и возможности списывания многомиллиардных российских долгов. Говорит содиректор Центра российских исследований Гарвардского университета профессор Маршалл Голдман:

Маршалл Голдман:

Одной из основных целей Министерства Финансов России является борьба за списывание части многомиллиардных долгов странам "Большой Семерки", особенно - Германии. Недавно Москва убедила частных кредиторов - членов "Лондонского клуба", простить России приблизительно треть ее долга - около 10 миллиардов долларов. Теперь она пытается добиться того же самого от западных правительств. Но они, в частности - Германия, говорят, что Россия с ее увеличившимися доходами от экспорта может позволить себе обслуживание долгов. То есть, я подозреваю, что переговоры будут очень напряженными. Кое-кто говорит, что Касьянов стал премьер-министром в награду за то, что сумел добиться прощения долгов "Лондонским клубом". Сейчас министр финансов Кудрин, видимо, надеется добиться подобного успеха.

Юрий Жигалкин:

Однако, по мнению профессора Голдмана, у миссии Кудрина немного шансов на успех, потому что его цели взаимоисключающи - с одной стороны, он будет просить о сокращении долгов, а с другой -собирается уверить министров ведущих западных стран в том, что экономическая программа кабинета Путина обеспечит рост российской экономики. В таком случае почему бы России не возвратить западные долги, которые, как считается, были израсходованы большей частью неизвестно на что? Но вероятен и третий вариант, наихудший для России: долги не прощаются, а деньги под новые реформы не выдаются. Дело в том, что впервые за месяцы сравнительно оптимистической экономической ситуации появились признаки возможного ухудшения. Сам Владимир Путин недавно заявил о возможности 25-ти процентной годовой инфляции в стране. Что это может означать?

Маршалл Голдман:

То, что Россия должна была продвигаться быстрее с осуществлением реформ. Возможно, она уже потеряла самое благоприятное время, когда государственные доходы были высоки, рубль дешев и сравнительно стабилен. Возможности еще остаются, россияне обсуждают структурные реформы, но ничего не меняется, Инвесторы не хотят идти в Россию, справедливо говоря, что в мире есть лучшие места для приложения капитала.

Юрий Жигалкин:

Если такие взгляды возобладают на совещании министров финансов "Большой Семерки" и России, то ей вряд ли удастся добиться желаемого.