Третье пророчество Богоматери в Фатиме

"Тайна раскрылась и принесла разочарование..."

Ведущий программы "Liberty Live" Петр Вайль беседует с обозревателем Радио Свобода Джованни Бенси, специалистом по религиозным вопросам. Приводится репортаж корреспондента Радио Свобода в Риме Ирины Стоиловой.

Петр Вайль:

Ватикан обнародовал 26 июня так называемое "Третье пророчество Богоматери Фатимской". Речь идет об известном событии 13 мая 1997-го года, когда три португальские пастушки заявили, что им явилась Богородица с тремя пророчествами. Два первых стали широко известны и трактовались как предвестия Второй Мировой Войны и трагической роли России в судьбе ХХ века. Третье пророчество оставалось неизвестным до сегодняшнего дня. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Риме Ирина Стоилова:

Ирина Стоилова:

Те, кто ожидали от третьего пророчества Богоматери в Фатиме сенсационных открытий, наверное, останутся разочарованы. Тот факт, что его содержание оставалось тайной, стало раньше поводом для многочисленных спекуляций и предположений, как, например, о конце мира или кризисе церкви. Чтобы рассеять любое подозрение в подлинности текста Ватикан опубликовал его фотокопию, состоящую из двух страниц, написанных вручную монахиней Лучией Дос-Сантос в 1944-м году. Документ, который был представлен на пресс-конференции в Ватикане, сопровождается идеологическо-теологическим комментарием Йозефа Ратцингера, возглавляющего Конгрегацию доктрины веры. Как это бывает только во время крупных событий католической жизни пресс-конференция передавалась напрямую телевидением 40 стран.

На самом деле, главный момент пророчества, который связывается с предсказанием о покушении на жизнь Иоанна Павла Второго, был опубликован еще в прошлом месяце во время визита Папы Римского в Фатиму. В тексте пророчества говорится об "епископе, одетом в белое" и, по словам самой монахини Лучии, у нее во время видения было ощущение, что это именно Святейший Отец, который поднявшись на гору, где стоит крест, падает мертвым под ударами огнестрельного оружия. Там говорится еще о полуразрушенном городе, о множестве мертвых и страдающих священников, епископов, а также обычных мужчин и женщин разной социальной принадлежности, и об ангеле небесном, призывающем к покаянию. Согласно официальной интерпретации Ватикана, пророчество следует больше толковать как аллегорию, касающуюся вообще страданий и мученичества христиан в ХХ веке, а не как предсказание конкретных событий будущего.

Кардинал Ратцингер подчеркнул, что церковь оставляет свободу совести верующим и не считает, что для христиан является обязательным верить этому пророчеству, поскольку единственным откровением для всех христиан остается Библия.

В первый раз Богоматерь из Фатимы явилась трем португальским пастушкам в 1917-м году. Их первые два видения были истолкованы как пророчества о начале Второй Мировой Войны и установлении антирелигиозного режима в СССР. "Если Россия обратится в христианство будет мир на земле, а в противном случае она распространит по всему миру свои ужасы, приводя к войнам и преследованием церкви", - так толкуется второе пророчество.

Петр Вайль:

За более подробными разъяснениями я обратился к своему коллеге - обозревателю Радио Свобода Джованни Бенси, получившему, кстати, образцовое ватиканское образование.

Прежде всего, Джованни, почему Католическая церковь не раскрывала третье пророчество Фатимы так долго?

Джованни Бенси:

Я думаю, что сама церковь понимала, что это пророчество, этот документ до того общего характера, что если его публиковать, надо было бы приурочить его к какому-то чрезвычайному событию, к каким-то событиям, которые на самом деле не происходили. Я согласен с кардиналом Ратцингером, который, представляя этот документ, сказал, что для католиков все-таки необязательно верить в такие истории, в такие видения. Это так называемые "частные откровения". Католик обязан верить только в Библию, в Ветхий и Новый Завет, но все остальное - это церковь, конечно, поддерживает, но в это не обязательно верить.

Так называемая "третья тайна" или третье пророчество Фатимы - это классический образец пророчества и видения. Таких примеров много. Пророчество всегда апокалиптично, катастрофично. Пророки всегда (за редкими исключениями -в Ветхом Завете есть несколько примеров) пророчествуют что-то очень плохое. Все пророки говорят: "Будет очень плохо" и почти никто не говорит: "Будет очень хорошо". То же самое и в этом случае. Теперь мы находим в этом пророчестве или тайне все классические элементы видения: мы видим ангела с огненным мечом - фигуру, которая известна из Библии, есть этот центральный элемент, что дети видят какую-то огромную гору, на горе крест и кругом огромное множество разрушенных городов, горы трупов, и на фоне этого ужасного пейзажа шествие во главе с одетым в белое епископом, с другими епископами, священниками и так далее, которые поднимаются по этой горе. Когда они доходят до вершины, выходят какие-то солдаты и стреляют по этому белому епископу, и он умирает. И вот, будто бы, это - пророчество покушения на Папу Римского Иоанна Павла Второго, но там что-то не соответствует. Покушение на Папу Римского совершил террорист, а не какие-то солдаты, которые стреляли.

Я думаю, что все-таки трудно приурочить все это в конкретному события. Когда в мире не было войн?! Когда в мире не было разрушенных городов и гор трупов?! К сожалению, это - постоянный элемент, постоянный момент в истории человечества. Поэтому, я думаю, что церковь так долго ждала, прежде, чем опубликовать этот документ, потому что все были бы разочарованы. Там говорится до того обще, и до того все входит в традиционный образец пророчества и видения, на что самом деле есть чувство разочарования. Кроме того там есть призыв к покаянию - тоже традиционный элемент всех пророчеств: "Кайтесь, потому что будут плохие времена, будет конец света", - и так далее... Поэтому я думаю, что церковь сама понимала все это, а теперь решила опубликовать, чтобы прекратить все разговоры и догадки, которые были, все разговоры о том, что быть может это атомная война, конец света или что-то в этом духе...

Петр Вайль:

В конечном, счете это обычная аллегория борьбы зла с добром - солдаты с оружием в руках и одетый в белое священник - это и есть репрезентация зла и добра.

Джованни Бенси:

Это вечная история, в конце концов. Это всегда было, и это типично для всех пророчеств и видений.