Беседа с приехавшим в Страсбург на сессию ПАСЕ заместителем председателя фракции "Яблоко" в Государственной Думе Сергеем Иваненко

С Сергеем Иваненко беседует Петр Вайль.

Петр Вайль:

Господин Иваненко, почему вы и Сергей Ковалев все таки приехали в Страсбург, несмотря на отказ официальной делегации Государственной Думы России отправиться туда для участия в работе ПАСЕ?

Сергей Иваненко:

Я думаю, что отказ официальной делегации Государственной Думы приехать в Страсбург, это - логическое продолжение того не вполне продуманного решения, которое большинство делегации приняло на предыдущей сессии в апреле. Напомню, что тогда делегация в знак протеста против урезания своих полномочий и лишения права голоса вышла из зала. Сейчас я думаю, что, поскольку ПАСЕ до сих пор не пересмотрела свое решение, Дума в какой-то мере оказалось заложницей предыдущего решения. Мне кажется, что здесь налицо две ошибки. Во-первых - ошибка ПАСЕ, потому что с моей точки зрения неправильно такое достаточно унизительное для России урезание полномочий нашей делегации, а с другой стороны, неправильна реакция Думы на это. Здесь так получилось, что сегодня главный вопрос - это вопрос, скорее, амбиций, а не реального политического взаимодействия, координации действий. Исходя из этого мы еще в апреле приняли решение не участвовать в этом демарше и тогда же заявили, что мы будем продолжать работать с ПАСЕ, поддерживать контакт с нашими коллегами, прежде всего, в рамках группы, в которую входят "Яблоко" и Сергей Адамович Ковалев в рамках либеральной группы. ПАСЕ построена по партийному принципу, а не по национальному, и здесь работа во фракциях имеет ключевое значение.

Мы считаем, что для России принципиально важно членство России в Совете Европы, равно как и для Европы -участие России в таком представительном европейском форуме, главной целью которого является защита прав и гражданских свобод людей, независимо от того, где они проживают. Потому, несмотря на то, что такое решение неприятно для России, и что это создало сложности во взаимоотношениях Совета Европы, мы считаем, что надо работать.

Петр Вайль:

Таким образом прагматиками оказались вы, решив, что не стоит настаивать на своих амбициях, а надо работать. А как, по-вашему, конкретно вы можете работать, когда на ПАСЕ речь зайдет о ситуации в Чечне? В чем тогда будет ваша роль?

Сергей Иваненко:

Я должен сказать, что как в любом парламенте, так и в ПАСЕ ключевое значение имеет работа в кулуарах, консультации, которые ведутся с отдельными депутатами, с руководителями фракций и комиссий, подготовка проектов решения... Такую работу мы уже начали и будем продолжать. Пленарные заседания - это, скорее, ритуальная процедура, на которой отдельными поправками можно внести частные улучшения, но общей линии изменить фактически невозможно. Поэтому мы и строим свою работу на том, что мы ведем, во-первых, консультации с теми членами ПАСЕ, которых мы знаем лично, выясняем их позицию, выясняем позицию больших групп депутатов. Я думаю, что когда будут готовы проекты решений... Пока, на понедельник, они не готовы, сегодня заседает Комитет министров, заслушивает Ламберто Дини и Вальтера Швиммера, и текст, я думаю, появится во вторник. Я думаю, что к нему мы и будем предлагать свои поправки, а, может, он устроит нас с точки зрения целей, которые мы ставим.

Я думаю, что главный вопрос, не только для Совета Европы, но и для нас, состоит в том, чтобы в Чечне российские власти проводили разумную, сбалансированную политику, чтобы по возможности были исключены случаи нарушения прав и свобод человека, даже в условиях чрезвычайного положения, которое фактически там есть сегодня. И я считаю, что ПАСЕ могла бы вернуться к рассмотрению вопроса о полномочиях российской делегации. Я не согласен с позицией многих депутатов Государственной Думы, может быть, даже и большинства, но считаю, что они должны иметь право голоса, в том числе и в ПАСЕ.