Письмо о коллективизации
Основоположники маркистского учения, в частности, Фридрих Энгельс, были предельно радикальны в оценках традиционного института семьи и брака и считали необходимым заменить его отношениями полов, основанных на принципе абсолютной свободы партнеров, отсутствии всяких взаимных обязательств. Несмотря на то, что и среди российских марксистов были сторонники теории, "стакана воды", все же советская власть поддерживала скорее традиционный семейный уклад, не рискуя покушаться на его основы. Тем не менее, к середине 20-х годов были приняты законы, серьезно расширявшие права женщины.
17 и 19 декабря 1925 г. на 2-й сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 12-го созыва обсуждался доклад наркома юстиции РСФСР Дмитрия Курского о Кодексе законов о браке, семье и опеке. В прениях участвовал Николай Крыленко - заместитель наркома юстиции и одновременно помощник прокурора РСФСР. Вы услышите наиболее характерные выступления участников развернувшейся дискусси.
Карташев. "По-моему, из первоначального проекта нужно будет исключить целый ряд пунктов. Важнейшим вопросом, особенности в нашей рабочей среде, является вопрос о содержании нетрудоспособных супругов, в особенности безработных. Если этот проект принять так, как есть, то на этом основании целый ряд щеголей, дармоедов, будет выбирать наиболее обеспеченных работниц. В силу того, что из-за лентяйства на работе их нигде не держат, то они вечно безработные, и все время будут стараться жить за счет других. То же самое будут делать щеголихи, а их желающих пожить на чужой счет в нашей стране, в особенности в городе очень и очень много.
Мы сейчас даже в нашей рабочей среде имеем такие явления: например, особы с пороками сердца и мигренью и со всякой такой штукой начинают ухлестывать за трамвайником до ассенизатора включительно, лишь бы он получал 160 или 140 рублей, а все остальное неважно. (Смех на местах). А затем она, как с неподходящим субъектом, ассенизатор, кончено, не подойдет страдающей мигренью, (смех) разводится, и изволь затем платить ей как больной 20 - 30 рублей в месяц, так как она нуждается (смех), а докажи, что она не нуждается (смех)? Так что этот вопрос нужно будет уточнить и дармоедов на этой почве нужно будет выжечь и выжечь каленным железом.
Нужно будет добиться, чтобы щеголи такого рода или типы по женской части не пользовались нашим законом для того, чтобы жить за счет других. (С мест женские голоса: "Все равно воспользуются").
Второй вопрос, на котором я хотел остановиться, - это пункт о пяти отцах. Тут, по-моему, надо сделать оговорку. Мы сейчас в практике имеем такое явление: есть высококвалифицированные рабочие, зарабатывающие до 180, примерно, рублей и рядом с ним есть работница-уборщица, получающая 30 - 40 рублей. Она начинает накидывать силок, т.е. так или иначе она старается сойтись, забеременеть и потом получать одну треть, 60 рублей, т.е. больший заработок, чем у нее есть (смех). Такие случаи мы имеем и поэтому тут надо будет оговорить, что расплата производится за фактические расходы ребенка, а не матери и при продолжительных, а не случайных отношениях (Смех, возгласы: "это здорово", "это ловко").
Вы говорите - поменьше случайностей. Я читал сегодняшнее интервью и по-моему правильнее подходит к этому вопросу т. Баранова. У ней пролетарская психология и она говорит, что будут такие случайности, как без меня меня женили, а я был на каланче. (Смех на местах). Такие случаи в нашей рабочей среде бывают.
Что касается вопроса, что суд должен будет признать одного отца, когда их много или приведут шалопаев свидетелей, то по-моему это неправильно, так как нужно заставить платить всех - так будет и справедливо и защитит интересы ребенка. Иначе получится, что суд под нажимом женотдела или других причин признает отцом не нашего ассенизатора, получающего 40 руб., а выберет наиболее обеспеченное лицо, хотя бы оно и невинно было. Поэтому мы должны сделать так, чтобы платили все целиком и полностью.
Кроме того товарищи из деревни наверное знают не только такие случаи, как т. Курский приводил о жене-работнице, но и наоборот, когда за деревенского парня, Ваньку, лет 18-ти, не умеющего утереть нос, выходит матерая девица. И первое, чем она начинает заниматься - это "отделись", потому что щи сама хочет разливать, а не свекровь. (С мест женские голоса: "правильно!"). Ванька делится не может, потому что еще не может работать, она отходит, а в результате на основании закона суд продает последнюю кобылу, овечку, гусенка, куренка и от этого двор разоряется. Нужно будет положить этому конец, при чем нужно будет и тем, которые берут работниц вместо жен, также карать.
Наконец пункт, которого нет в кодексе, но есть и наверное еще будет в практике - это вопрос о том, что приходится расплачиваться за чужие грехи. Допустим, у вас или у меня есть брат, хотя бы пожарный, человек молодой, воевал с Буденным в его армии, имел удовольствие жить с двумя женами, у обеих по ребенку (смех). С какой стати другой должен платить за него? (смех). В законе нужно сказать, что всякий воробей сам по себе птица, что всякий человек отвечает в этом вопросе сам за себя, нужно будет внести примечание, что братья, сестры, родители и родственники никакой ответственности по таким делам ни за сыновей, ни за родственников не несут. В практике такие явления есть и мне приходилось обращаться с просьбой к прокурору республики об отмене таких дел, когда на основании постановления земельной комиссии - на что она не имеет права - на содержание ребенка у крестьянина да его сына продали последнюю кобылу.
Крыленко (с места): Земельная комиссия, не народный суд.
Карташев: Суд не суд, но явление незакономерное. Поэтому нужно, чтобы оно было изменено и нужно будет внести такой пункт, что каждый отвечает за себя. (Аплодисменты, смех и возгласы: "Правильно!").
Председатель. Слово имеет т. Костенко (Северный Кавказ).
Костенко. Говорить о важности и серьезности настоящего проекта закона о браке, семье и опеке не нужно, мы видим переполненный зал и знаем, что вопрос этот, особенно в крестьянских кулуарах, дебатировался больше других.
Перейдем к некоторым поправкам, которые я считал бы необходимым внести в предлагаемый проект. Здесь т. Курский уже подчеркнул, что по этому вопросу был спор даже в СНК. Проект устанавливает брачный возраст для женщин 16 лет и для мужчин 18 лет, а дальше есть примечание, где говорится: в исключительных случаях губернским загсам предоставляется право еще этот срок понижать. Выходит так, что девушка 16 лет, а если сделать еще скидку на полгода, то 15 1/2 лет, сама еще ребенок - кукла, через год будет с куклой. Получается нечто ненормальное. А между тем мы говорим, что род человеческий нужно оздоровлять и на этот счет у нас имеется физкультура и другие учреждения, которые должны поднять здоровье населения. А может ли подняться здоровье населения, если 16-летняя девушка будет иметь у себя ребенка - куклу, сама являясь куклой. Я бы предложил все-таки годик накинуть, установив для женщины 17 лет и для мужчины 18 или даже 19 лет...
Председатель - Слово предоставляется тов. Пасынковой.
Пасынкова. Я присоединяюсь к первому товарищу, который говорил, что нужно ограничить какие-нибудь нормы. Действительно, теперь очень распустились и мужчины и женщины. Иной мужчина имеет двадцать жен, с одной пожил неделю, с другой - две и т.д., а у каждой остается по ребенку, ведь это же невозможно. С него и брать-то нечего на воспитание детей - ведь кожу не сдерешь, вот и выкидываются дети на улицу, отсюда и беспризорность.
Дальше я скажу, как среди крестьян и рабочих происходит раздел супругов. Например, вышла девица замуж, немного пожила с мужем, не сошлись характером и разводятся, а делить-то как? Тут товарищи говорили - не задевайте отца, братьев, сестер и т.д., а все эти братья и сестры говорят: все это наше, она у нас ничего не заработала, и уходит женщина из семьи без копейки денег, никакого имущества она не получает, потому что ей ничего не дают.
Потом о плате на ребенка. Есть сколько угодно случаев, когда женщине, прижившей с мужчиной ребенка в незарегистрированном браке, приходится трудно. Она приходит в суд и подает заявление, но ведь надо принять во внимание, что в суде сидят мужчины, они всегда будут на стороне мужчин.
Другая женщина может быть, тут один товарищ говорил: какая-нибудь прислуга, кухарка или подметалка, сходится с тем, кто много получает, чтобы с него больше денег взять. Я категорически возражаю этому товарищу. Где же у мужчины есть голова, он не должен пускаться в распутную жизнь, бросаться за той женщиной, которая не подходящая для семейной жизни. Должен помнить, что придется содержать ребенка.
Раньше, действительно, мужчины заставляли женщину жить насильно, женщина была бесправная, ну, а теперь женщине дали права, а мужчинам это очень уж не нравится".
Шурупова. Товарищи, я остановлюсь на разводе. Этот вопрос больной, как для нас женщин, так и для мужчин. Я у некоторых товарищей подметила "ха-ха", да "хи-хи". Я не буду шибко защищать и женщину. Есть ошибки и с нашей стороны, но все-таки большинство виновато мужчины (Смех). Вы не сердитесь, я человек пожилой, врать не буду (смех).
Какое положение женщины-крестьянки? Она за домом ухаживает, она обшивает, она обмывает, прядет, идет вместе с мужем косить. А он, я товарищи извиняюсь за выражение, один спать не ляжет, приходится и его удовольствие исполнять. А не исполнишь - он ее по шапке (смех).
А вот здесь товарищи говорят, что женщины трех, четырех имеют. Не знаю, но нам крестьянкам не до этого.
Скажу об общественной работе. Не нужно от нее отвлекать женщину. Я знаю два случая. Один кулак утаил имущество от налога, а жена работала в налоговой инспекции и открыла это. Когда она пришла домой, он нанес шесть ран, и она от этого померла. Я сама была на суд. Присудили его к расстрелу, но потом отменили и дали 6 лет тюрьмы. Второй случай был опять из-за объектов налога... Муж показал одно, а она показала действительные объекты. Пришла домой, а муж начал вожжами ее пороть, приговаривая: "вот тебе советская власть, вот тебе советское право". А когда она сказала, что от советского права никогда не отступит, он ей насыпал в рану соли. Разве это допустимо? Таким паразитам в нашей советской стране нет места".
КАКИЕ НОРМЫ И ПОЛОЖЕНИЯ СОСТАВИЛИ ОСНОВУ НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, КАКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИСКУССИИ ПРЕДШЕСТВОЛИ ПРИНЯТИЮ КОДЕКСА ЗАКОНОВ О СЕМЬЕ, БРАКЕ И ОПЕКЕ - С ЭТИМ ВОПРОСОМ Я ОБРАТИЛСЯ К ИСТОРИКУ ЕЛЕНЕ ЗУБКОВОЙ.
Кодекс о браке и семье 1926 года
Кодекс законов о браке и семье, принятый в 1926 году, пришел на смену брачному законодательству первых революционных лет. Несмотря на весь свой революционный нигилизм и вопреки многим ожиданиям большевистская власть институт семьи не отменила. Декабрьскими декретами 1917 года был отменен только церковный брак. Отныне единственной законной формой семейных отношений считался брак гражданский, т.е. зарегистрированный советскими органами.
Существенно упрощалась процедура развода: чтобы освободить себя от семейно-брачных обязательств одному из супругов достаточно было просто подать заявление в суд. Если оба супруга полагали свою совместную жизнь далее нецелесообразной, то все решалось еще быстрее - через органы ЗАГСа.
Жена, женщина в браке - и это было поистине революционное решение - получила статус самостоятельной человеческой единицы: она могла оставить за собой девичью фамилию, она получила свободу передвижения - независимо от местонахождения мужа, наконец, за ней признали право на собственность.
Эти новые права были закреплены в первом советском Кодексе законов о семье в октябре 1918 года. С точки зрения женских прав и свобод Кодекс пошел даже дальше: он определил совершенно неограниченные возможности установления отцовства для детей, рожденных вне брака. В принципе при выборе отца своего ребенка женщина могла указать на любого мужчину, с кем была знакома. Здесь скорее играл роль фактор времени, чем доказательства реальности интимной связи. Суд, как правило, решал дело в пользу женщины, руководствуясь весьма простой логикой: мол, матери лучше знать, кто отец ее ребенка.
Иногда подозрение в отцовстве падало сразу на нескольких мужчин. В этом случае суды поступали, так сказать, "по справедливости", распределяя алименты на содержание ребенка между всеми потенциальными отцами.
И все-таки такая женщина не считалась замужней, даже если она состояла фактически в брачных отношениях с отцом своего ребенка. Фактический брак был приравнен к браку зарегистрированному только в 1926 году, когда появился новый Кодекс о браке и семье. В этой реформе, безусловно, был свой смысл: к середине 1920-х годов фактические, т.е. незарегистрированные браки составляли около 7 процентов всех браков. Это по официальным данным. На самом деле таких брачных и квази - брачных союзов было больше. Например, в деревнях существовала практика своего рода найма жены - "на сезон". После окончания полевых работ такую сезонную "жену" просто выгоняли на улицу. Теперь она могла восстановить свои права, и прежде всего право на собственность, через суд.
Законность фактических браков была отменена только в 1944 году. Тогда же отменили право на установление отцовства. Хотя формально Кодекс 1926 года просуществовал до 1968 года.
ЭТО БЫЛА ИСТОРИК ЕЛЕНА ЗУБКОВА.
О ТОМ, КАК РЕАЛЬНО СКЛАДЫВАЛАСЬ ЖИЗНЬ ЖЕНЩИНЫ В СОВЕТСКОЙ ДЕРЕВНЕ (С ГОДАМИ ЭТА СИТУАЦИЯ СТАНОВИЛАСЬ ТОЛЬКО ХУЖЕ) ДАЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПИСЬМО ЕКАТЕРИНЫ ИВАНОВОЙ МИХАИЛУ КАЛИНИНУ.
"10 мая 1926 года
Многоуважаемый Михаил Иванович!
Я хочу учиться много и серьезно, чтобы потом свои знания предать темным неграмотным крестьянам. Пишу крестьянам потому, что где же как не в деревне царит еще невежество, религиозный фанатизм и если можно так выразиться - упрямство. Чем же бороться с наследием прошлого? Знанием. Но прежде, чем давать знание, надо получить ее самой, в строгой учебе. И учиться бы хотелось так, чтобы учась, учить других. Хочется, чтобы то, что знала ты, знали все. Хочется внушить, что советская власть не "они", а "мы"; что воруем лес не у "них", а у "себя", что беда у нас не в том, что мало земли, а потому, что мы не хотим слушать агронома. Постоянно наталкиваясь на такие больные вопросы хочется говорить, говорить, но иногда чувствуешь и много, а выразить словами так, как бы хотелось не можешь. Если бы я могла быть и врачом и агрономом и пропагандистом! Иногда чувствуешь такой прилив энергии, наталкиваясь на какое либо противоречие, хочется работать, работать. Есть желание в свободный час работать в комсомольской ячейке, вести общественную работу, но у комсомольцев сложилось такое мнение, будто бы человек учиться лишь за тем, чтобы носить теплое пальто. В другой раз мне говорили, что комсомольцы выражались даже так: "мы ученых к себе на порог не пустим". Обидно и больно это слушать. Хочу учиться не для того, чтобы "носить теплое пальто", а для того, чтобы быть более полезной, самостоятельной, равноправной. Чтобы на деле показать, что и женщина человек; чтобы показать, что и у женщины может стоять на первом плане работа. А работы много найдется в деревне, трудной, упорной, кропотливой. Сейчас как никогда необходимо усиленное руководство партии и беспартийного актива. Непманы в силе. И опаснее всего то, что непачи - старые буржуа. Это вызывает в массе брожение: "верно кто раньше жил хорошо, тот и теперь живет по старому, а вот мы как гнули горб, так и теперь гнем". Масса безграмотных. Я удивляюсь, почему нет обязательного обучения. Очень многие девушки все хотят учиться, но бояться - "бабы засмеют", бабы и сами не прочь сесть за букварь, но бояться "мужики засмеют". Вначале меня пугал отдельный крестьянин. Чересчур уж "мое" в нем засело. Вчера брат проводил беседу в одном из "Красных уголков" по поводу событий в Англии. Так там мужички выражались даже так, отделите мол, нас от рабочих. Они сами по себе, мы сами по себе. Я много по этому поводу думала и пришла к тому заключению, что дело все в том, что слишком тяжел труд крестьянина. Сколько например, баба вложит каторжного труда на производство холста. Как же ей после того не беречь самотканную вещь и не приказывать внучке беречь ее. С применением технических орудий труда у крестьянина будет оставаться время и на духовные потребности. А то много примеров и такие: мальчиком умел читать, а вырос - позабыл. "Почему?" - спрашиваешь. - "Некогда". Поэтому наряду с ликвидацией неграмотности необходим для начинания трактор. Трактор объедет отдельные хозяйства, правильный севооборот поднимет урожайность, урожайность даст рост фабрикам, фабрика поможет крестьянину и вот под таким колесом выравниваются все ненормальности. И вдобавок к этому тяга к знанию, особенно молодежи. Да и есть ли в настоящее время человек, который не был бы заражен тягой к новому. Я верю в то, что мы достигнем своего, трудный путь мы пройдем. Уважаемый Михаил Иванович, помогите мне встать в ряды тех каменщиков, что "из щебня былого строят новый дворец". Я сама не могу так скоро подняться, потому что живу в слишком плохих материальных условиях. Семья у меня большая, девять человек. Мне старшей 19 лет. Отец на всех не может заработать, ему под шестьдесят. Когда мы пользовались земельным наделом, то такой нужды не имели. Сейчас отец трудиться кустарем, т.е. числиться, так как на днях уехал в Крым на заработки. Видите, дела, не из важных. Пришлось все испытать зимой 24 года - сидели на одной селедке. Все это не только сломило, озлобило, но наоборот закалило, многому научило и увеличило желание учиться. В 23 кончала в Борисоглебске II ступень. Заболела острым малокровием, потом схватила катар дыхательных путей. Должна была оставить школу и целый год лечиться. В начале 26 года врач разрешил начинать, но материальные условия складывались все хуже и хуже. О школе нечего было и думать. Приходилось замкнуться дома и помогать матери бороться с нуждой. Как мне теперь быть? Кончать девятилетку нет средств. В Вуз не примут, на рабфак тоже. Заняться самообразованием дома трудно. Много времени уходит на мелочную работу. Прямо зависть берет на своих ребят. У меня брат комсомолец и учиться в семилетке, другой брат и сестренка пионеры. Умные ребята. Ходят всегда здоровые, веселые, работы уйма. И в школе и в клубе и в редакции. За всех партийных ребят я спокойна.
Уважаемый Михаил Иванович! Как быть? Простите, что слишком много пишу. Научите, как быть полезной. Может быть я не имела никакого права писать вам. Может быть и глупое мое письмо, но все, что пишу, пишу искренно.
Иванова Екатерина Петровна. ст. Мушкап, Р.У. ЖД. Борисоглебского уезда. Тамбовской области".
После отставки Никиты Хрущева в октябре 1964 г. председателем Совета Министров СССР стал Алексей Косыгин, занимавший эту должность до октября 1980 г. В почте Косыгина 1971-1972 гг., немало писем о смерти Хрущева и его роли в истории страны.
"Уважаемый Алексей Николаевич!
Хрущев достоин того, чтобы о нем сказали несколько хороших слов в нашей прессе.
Мы, советские люди, прямо говорим, что если бы каждый наш государственный деятель сделал столько, сколько Хрущев, было бы хорошо. Хотите пример, пожалуйста:
Хрущев снял с крестьян непосильный налог, повысил трудящимся пенсии, использовал целинные земли для выращивания хлеба, освободил оставшихся в живых узников тирании Сталина. Со многими государствами завязал хорошие, дружественные отношения. Разоблачил и обнародовал преступную деятельность палача Сталина, которого можно было бы утопить в слезах невинных мучеников.
Может быть в Кремле все это уже забыто, но народ помнит и не забудет.
Заграничное радио сообщило о смерти Хрущева, а наше молчит, это необъективно.
Член КПСС с 1940 г., инвалид войны, пенсионер Кравцов И.В.
20.09.1971 г.
Киевская обл., г.Ирпень, ул.Минеральная, д.18".
"Председателю Совета Министров СССР товарищу Косыгину А.Н.
Недавно я узнал о кончине тов. Хрущева Н.С., об этом было написано всего 6 строчек в газете "Правда" от 13 января 1972 г. Сказано, что скончался он 11 сентября 1971 г.
Почему такой разрыв между датой смерти и датой сообщения?
Почему не было в газетах некролога, а также сообщения о том, как и где Н.С.Хрущев будет похоронен?
Считаю, что кто-то перегнул палку в понятии "культ личности", который при деятельности Хрущева и Вас был развенчан.
Н.С.Хрущев сделал много полезного для государства как сторонник коллективного руководства, как борец за дело мира, как руководитель, завязавший дружеские отношения с любыми странами, с которыми Сталин боялся вести даже разговоры.
Были, конечно, определенные ошибки со стороны тов.Хрущева Н.С. (сейчас не стоит упоминать об этом).
Прошу Вас, товарищ А.Н.Косыгин, принять меры к реабилитации тов. Хрущева Н.С. с опубликованием об этом в печати и радио.
24.09.1972 г.
Чл. КПССС с 1951 г. Никитенко Владимир Кириллович.
г.Новосибирск-55, ул. Героев Труда, д.9, кв.27".
Действительно, власти опубликовали траурное сообщение в "Правде" только 13 сентября из опасений, что похороны Хрущева превратятся в публичное событие, тогда как сын Хрущева, Сергей, передал информацию на запад сразу после смерти отца.
"Председателю Совета Министров СССР товарищу Косыгину А.Н.
Хрущев во время своего владычества много сделал плохого и непонятного для нашей Родины, а для народа в жизни его причинил много боли, горечи и зла, чего люди не забывают, не забудут и будут помнить всегда, проклиная этого человека всюду, на каждом шагу. Всего, что он сделал пагубного и плохого для страны и народа, рассказать трудно, уж больно много всего этого, да и едва ли в этом есть необходимость. ЦК нашей Партии, Вы лично об этом хорошо знаете. Назову одну из многих, пагубную для народа беду, принесенную Хрущевым людям, это - новая денежная реформа с авантюристической формацией: один к десяти, что привело к тому, что деньги всякую ценность и значимость потеряли, и люди от этого буквально стонут и, как говорят, волком воют, проклиная всех и вся. Хрущев с арены сошел давно, но почему-то его вредные и пагубные последствия устраняются медленно, а в ряде случаев и вовсе не устраняются, в том числе ничего не делается с деньгами. Почему, тов. Косыгин? Какие бы причины не были - стыд ли или что другое, но решить нужно и это будет правильно, самокритично, как учит нас Партия, как учил великий Ленин.
Еще раз поймите, тов. Косыгин, что новая денежная реформа есть со стороны Хрущева самое худшее, что он мог сделать для жизни советских людей, для своей Родины, и ему за это проклятие. А чтобы не было проклятия за его дела Вам, устраните его действия с деньгами, сделайте это для страны.
С глубоким уважением к Вам член КПСС с 1928 г., пенсионер Козловский Петр Николаевич.
г.Керчь, Крымская обл., пос. Опасное, ул. Жуковского,
В передаче использованы документы из Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива социально-политической истории.